Ожи­да­ние Бога, упо­ва­ние, надеж­да на Бога

Сло­варь биб­лей­ских образов

Мотив надеж­ды на Бога и ожи­да­ния спа­се­ния, попу­ляр­ный в лите­ра­ту­ре, игра­ет важ­ную роль в Писа­нии и обла­да­ет широ­ким спек­тром спе­ци­фи­че­ских зна­че­ний. Хотя в совре­мен­ном мире нам часто при­хо­дит­ся ждать чего-то или кого-то, и это уто­ми­тель­но, биб­лей­ский мотив ожи­да­ния Бога явно поло­жи­те­лен. Упо­вать на Бога – это биб­лей­ская доб­ро­де­тель, и во мно­же­стве отрыв­ков реко­мен­ду­ет­ся подоб­ное пове­де­ние. Хотя в основ­ном все вари­ан­ты исполь­зо­ва­ния вза­и­мо­свя­за­ны, мы можем выде­лить пять основ­ных спо­со­бов при­ме­не­ния это­го образа.

С более пас­сив­ной сто­ро­ны ожи­да­ние Бога свя­за­но с тер­пе­ни­ем, само­от­ре­че­ни­ем, пови­но­ве­ни­ем, зави­си­мо­стью и уме­ни­ем доволь­ство­вать­ся дале­ко не иде­аль­ным теку­щим поло­же­ни­ем. Напри­мер, автор псал­ма, гово­ря о мести Бога его вра­гам (Псал­тирь 26:12–13), при­зы­ва­ет: «Надей­ся на Гос­по­да, мужай­ся, и да укреп­ля­ет­ся серд­це твое, и надей­ся на Гос­по­да» (Псал­тирь 26:14). Подоб­ное зна­че­ние име­ют так­же сло­ва: «Поко­рись Гос­по­ду и надей­ся на Него» (Псал­тирь 36:7). И опять: «Бла­го тому, кто тер­пе­ли­во ожи­да­ет спа­се­ния от Гос­по­да» (Плач Иере­мии 3:26).

В неко­то­рых отрыв­ках упо­ва­ние на Бога пред­по­ла­га­ет созна­тель­ное воз­дер­жа­ние от чело­ве­че­ских дей­ствий. Здесь ожи­да­ние ста­но­вит­ся подви­гом веры – дове­рия к Богу, а не упо­ва­ния на чело­ве­че­ские сред­ства. Отсю­да пого­вор­ка: «Не гово­ри: “я отпла­чу за зло”; предо­ставь Гос­по­ду, и Он сохра­нит тебя» (Пр. 20:22). Угне­тен­ные молят­ся: «Гос­по­ди! поми­луй нас, на Тебя упо­ва­ем мы; будь… спа­се­ни­ем нашим во вре­мя тес­ное» (Иса­ия 33:2). Моло­дых сил недо­ста­точ­но, что­бы убе­речь­ся от уста­ло­сти, но «наде­ю­щи­е­ся на Гос­по­да обно­вят­ся в силе; под­ни­мут кры­лья, как орлы, поте­кут – и не уста­нут, пой­дут – и не уто­мят­ся» (Иса­ия 40:31).

В тре­тьем моти­ве доб­ро­де­тель ожи­да­ния Божье­го вме­ша­тель­ства соче­та­ет­ся с надеж­дой и упо­ва­ни­ем. Ждать зна­чит пред­вос­хи­щать момент, когда Бог нач­нет дей­ство­вать. Автор псал­ма утвер­жда­ет: «На Тебя, Гос­по­ди, упо­ваю я; Ты услы­шишь, Гос­по­ди, Боже мой» (Псал­тирь 37:16). «И ныне чего ожи­дать мне, Гос­по­ди? надеж­да моя на Тебя» (Псал­тирь 38:8). «Наде­юсь на Гос­по­да, наде­ет­ся душа моя; на сло­во Его упо­ваю» (Псал­тирь 129:5; см. так­же Иса­ия 8:17). «Я буду взи­рать на Гос­по­да, упо­вать на Бога спа­се­ния мое­го: Бог мой услы­шит меня» (Михей 7:7). Отча­сти надеж­да осно­ва­на на том, что упо­ва­ю­щие на Бога «не посты­дят­ся» (Иса­ия 49:23) и что Бог «благ… к наде­ю­щим­ся на Него, к душе, ищу­щей Его» (Плач Иере­мии 3:25).

Чет­вер­тая груп­па отрыв­ков про­ли­ва­ет на ожи­да­ние Бога эсха­то­ло­ги­че­ский свет, так как мы при­зва­ны ждать гря­ду­ще­го искуп­ле­ния. Хотя в Вет­хом Заве­те есть неко­то­рые пред­ска­за­ния об этом (Софо­ния 3:8; см. так­же Псал­тирь 36:9,34, где гово­рит­ся, что упо­ва­ю­щие на Гос­по­да уна­сле­ду­ют зем­лю), пол­но­го раз­ви­тия тема дости­га­ет в Новом Заве­те, где мы чита­ем об ожи­да­нии «явле­ния Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста» (1‑е Корин­фя­нам 1:7) и «бла­жен­но­го упо­ва­ния и явле­ния сла­вы вели­ко­го Бога и Спа­си­те­ля наше­го Иису­са Хри­ста» (К Титу 2:13). Такое ожи­да­ние даже может «уско­рить» при­ше­ствие дня Гос­под­ня (2‑е Пет­ра 3:12 NRSV; см. так­же 2‑е Пет­ра 3:13–14, где гово­рит­ся, что мы «ожи­да­ем ново­го неба и новой зем­ли» и что нуж­но, «ожи­дая сего», поста­рать­ся «явить­ся пред Ним неосквер­нен­ны­ми и непо­роч­ны­ми в мире»).

Нако­нец, есть отрыв­ки, в кото­рых ожи­да­ние Бога при­об­ре­та­ет настоль­ко общий харак­тер, что прак­ти­че­ски ста­но­вит­ся неотъ­ем­ле­мой частью всей жиз­ни веру­ю­ще­го – наря­ду, напри­мер, со «стра­хом Божьим». Здесь мы нахо­дим упо­ми­на­ния о том, как «бла­жен­ны все упо­ва­ю­щие на Него» (Иса­ия 30:18), и о людях, кото­рые «упо­ва­ют на Бога сво­е­го все­гда» (Осия 12:6). В Псал­тирь 30:24–25 некая груп­па, опре­де­лен­ная как Божьи «пра­вед­ные» и «вер­ные», оха­рак­те­ри­зо­ва­на еще как «наде­ю­щи­е­ся на Гос­по­да». Ино­гда надеж­да на Бога ста­но­вит­ся сино­ни­мом само­го заве­та: «От века не слы­ха­ли, не вни­ма­ли ухом, и ника­кой глаз не видал дру­го­го бога, кро­ме Тебя, кото­рый столь­ко сде­лал бы для наде­ю­щих­ся на него» (Иса­ия 64:4).