И оста­но­ви­лось солнце…

В 10‑й гла­ве кни­ги Иису­са Нави­на опи­сы­ва­ет­ся бит­ва изра­иль­тян с языч­ни­ка­ми у горы Вефо­рон. Подоб­ных сра­же­ний в исто­рии древ­не­го Изра­и­ля было очень мно­го, но эта бит­ва отли­ча­ет­ся от всех остальных.

Иисус Навин воз­звал: «…стой, солн­це, над Гава­о­ном, и луна, над доли­ною Аиа­лон­скою! И оста­но­ви­лось солн­це, и луна сто­я­ла, доко­ле народ мстил вра­гам сво­им. …И не было тако­го дня ни преж­де, ни после того, в кото­рый Гос­подь так слы­шал бы глас чело­ве­че­ский. Ибо Гос­подь сра­жал­ся за Изра­и­ля» (И.Нав. 10:12–14). Дей­стви­тель­но, подоб­но­го дня не было нико­гда. Ибо в этот день, с чело­ве­че­ской точ­ки зре­ния, про­изо­шла оста­нов­ка вре­ме­ни почти на сут­ки. Вполне понят­но, что кри­ти­ки Биб­лии либо с насмеш­кой, либо с недо­ве­ри­ем отно­сят­ся к это­му месту Писа­ния, гово­ря, как и во мно­гих дру­гих слу­ча­ях, что это образ­ное выра­же­ние, не име­ю­щее под собой реаль­ной осно­вы. Но исто­рия в кото­рый раз опро­верг­ла эти выска­зы­ва­ния, под­твер­див вер­ность Библии.

Иссле­до­ва­ния по это­му вопро­су про­во­ди­ли мно­гие уче­ные, в чис­ле кото­рых был и аме­ри­кан­ский про­фес­сор Тот­тен. После дли­тель­ных иссле­до­ва­ний он опуб­ли­ко­вал мате­ма­ти­че­ские вычис­ле­ния, осно­ван­ные на базе аст­ро­но­мии, в кото­рых под­твер­дил, что солн­це, зем­ля и луна нахо­ди­лись одна­жды в таком поло­же­нии, как их опи­сал Навин. Далее с мате­ма­ти­че­ской точ­но­стью он дока­зал, что к исто­рии были при­бав­ле­ны два­дцать четы­ре часа, появ­ле­ние кото­рых необъяснимо.

Аст­ро­ном коро­лев­ской обсер­ва­то­рии в Грин­ви­че Ман­дер, про­ве­дя неза­ви­си­мые рас­че­ты, опре­де­лил, что во вре­ме­на Иису­са Нави­на к исто­рии были при­бав­ле­ны два­дцать три часа и два­дцать минут, что пол­но­стью под­твер­жда­ет Биб­лию, где ска­за­но, что «солн­це сто­я­ло почти целый день». Одна­ко в общем вычис­ле­нии дока­за­но, что к исто­рии были при­бав­ле­ны пол­ные два­дцать четы­ре часа. И тут объ­яс­не­ния уче­ным вновь дала Биб­лия, ибо в 4‑й кни­ге Царств 20:8- 11 мы чита­ем о том, что Бог дал царю Езе­кии зна­ме­ние, в резуль­та­те кото­ро­го тень на сол­неч­ных часах воз­вра­ти­лась назад на десять сту­пе­ней, что в точ­но­сти рав­ня­ет­ся соро­ка минутам.

Нали­чие «двой­но­го дня» дока­за­но не толь­ко мате­ма­ти­ка­ми и аст­ро­но­ма­ми. В лето­пи­сях и ска­за­ни­ях дру­гих наро­дов, отно­ся­щих­ся ко вре­ме­ни Иису­са Нави­на, это так­же засви­де­тель­ство­ва­но. В Древ­нем Китае сохра­ни­лись лето­пи­си, гово­ря­щие, что был день, рав­ный двум, в прав­ле­ние импе­ра­то­ра Ио. Корен­ные мек­си­кан­цы, потом­ки древ­ней циви­ли­за­ции, гово­ри­ли евро­пей­цам, что в год «семи кро­ли­ков» был двой­ной день. Еги­пет­ские жре­цы пока­зы­ва­ли гре­че­ско­му исто­ри­ку Герод­о­ту запи­си, где гово­ри­лось о необыч­но дол­гом дне. Вот лишь толь­ко неко­то­рые общие под­твер­жде­ния это­го собы­тия. Но даже их вполне доста­точ­но, что­бы убе­дить­ся в точ­но­сти и досто­вер­но­сти Библии.

По мате­ри­а­лам кни­ги А.А. Опа­ри­на «Древ­ние горо­да и Биб­лей­ская археология»