Пре­об­ра­же­ние Господне

Исто­рия, про­изо­шед­шая на горе Пре­об­ра­же­ния, оста­ёт­ся акту­аль­ной и по сей день для каж­до­го веру­ю­ще­го. Всмат­ри­ва­ясь в собы­тия тех дале­ких дней, мы можем чер­пать дра­го­цен­ные исти­ны для сво­ей духов­ной жиз­ни. Давай­те же вме­сте вни­ма­тель­но про­чтём тек­сты еван­ге­ли­стов, повест­ву­ю­щих о той уди­ви­тель­ной ночи.

Вре­мя

Преж­де все­го бро­са­ет­ся в гла­за то, что Иисус взял с Собой на гору для молит­вы трёх апо­сто­лов: Пет­ра, Иоан­на и Иако­ва. В Новом Заве­те не так мно­го слу­ча­ев, когда упо­ми­на­ют­ся эти трое из уче­ни­ков Иису­са. Имен­но их Гос­подь взял на молит­ву при вос­кре­ше­нии доче­ри Иаи­ра, им пред­ло­жил раз­де­лить Свои геф­си­ман­ские боре­ния, и они же ока­за­лись участ­ни­ка­ми той памят­ной ночи, когда самые вли­я­тель­ные свя­тые Вет­хо­го Заве­та вошли в собе­се­до­ва­ние с Иисусом.

Оче­вид­но, что Иисус брал этих тро­их в опре­де­лён­ных слу­ча­ях, когда нуж­дал­ся в осо­бой под­держ­ке. Пер­вый раз мы видим этих уче­ни­ков на вос­кре­ше­нии доче­ри Иаи­ра. Это было пер­вое чудо вос­кре­ше­ния. И как всё пер­вое быва­ет труд­ным, так и это. Да, потом были и вос­кре­шён­ный сын вдо­вы из Наи­на, и Лазарь, но на пер­вом сра­же­нии со смер­тью Иисус поже­лал иметь под­держ­ку Сво­их учеников.

В Геф­си­ма­нии, за несколь­ко часов до аре­ста, созна­вая все пред­сто­я­щие муче­ния, Иисус так­же про­сит про­ве­сти с Ним это вре­мя Пет­ра, Иако­ва и Иоан­на. Но чем же зна­ме­на­те­лен момент, свя­зан­ный с собы­ти­я­ми на горе Пре­об­ра­же­ния? Какая духов­ная ситу­а­ция сло­жи­лась в пред­ше­ству­ю­щие дни? И если Ему здесь тре­бо­ва­лась под­держ­ка, как и в тех двух слу­ча­ях, то в чём?

Читая стро­ки Писа­ния, мы видим, что вре­мя, в кото­рое совер­ши­лось всё, о чем мы рас­суж­да­ем, не было для Иису­са про­стым. Все три синоп­ти­че­ских еван­ге­ли­ста — Мат­фей, Лука и Марк — непо­сред­ствен­но перед опи­са­ни­ем собы­тий Пре­об­ра­же­ния рас­по­ла­га­ют мате­ри­ал об испо­ве­да­нии Пет­ра, когда он при­зна­ёт Иису­са Божьим Сыном и послан­ным Мес­си­ей. «Не плоть и кровь откры­ли тебе это, но Отец Мой, сущий на небе­сах!» — имен­но таким вос­кли­ца­ни­ем отре­а­ги­ро­вал Иисус на дол­го­ждан­ное про­зре­ние апо­сто­лов на Свою мис­сию (Мф. 16:17). Имен­но с это­го зна­ме­на­тель­но­го испо­ве­да­ния, как пишут еван­ге­ли­сты, Он «начал учить их, что Сыну Чело­ве­че­ско­му мно­го долж­но постра­дать, быть отвер­же­ну ста­рей­ши­на­ми, пер­во­свя­щен­ни­ка­ми и книж­ни­ка­ми, и быть уби­ту, и в тре­тий день вос­крес­нуть» (Мк. 8:31).

Иисус слов­но дожи­да­ет­ся это­го при­зна­ния от уче­ни­ков, с это­го момен­та начи­ная откры­вать им необ­хо­ди­мость Сво­их буду­щих гоне­ний, крест­ных мук и смер­ти. Гово­рить об этом ранее было бы неумест­ным, так как толь­ко сошед­шее с небес откро­ве­ние о мес­си­ан­стве Иису­са откры­ва­ло смысл пред­сто­я­щих стра­да­ний. И оче­вид­но, что вре­мя, когда Иисус «гово­рил о сём откры­то» (Мк. 8:32), явля­ет­ся непро­стым для Гос­по­да вре­ме­нем. То, что рань­ше лишь под­ра­зу­ме­ва­лось, лишь жило до сего момен­та в тайне Его серд­ца и озву­чи­ва­лось толь­ко в сокро­вен­ном обще­нии с Отцом, — теперь было обна­ро­до­ва­но и выне­се­но во свет. И сами эти мыс­ли, мно­го­крат­но озву­чи­ва­е­мые, как мож­но дога­дать­ся исхо­дя из пони­ма­ния чело­ве­че­ской при­ро­ды Иису­са, были весь­ма тяж­ки для Него. Но теперь к это­му при­ба­ви­лась и воз­мож­ность вли­ять на эти мыс­ли со сто­ро­ны тех, кто это слы­шал. И пер­вая же стре­ла была неза­мед­ли­тель­но пуще­на из уст апо­сто­ла Пет­ра, когда он, по-чело­ве­че­ски состра­дая Хри­сту, стал для Него соблаз­ном (см. Мф. 16:23). Мож­но толь­ко дога­ды­вать­ся, на какие ещё ухищ­ре­ния и улов­ки шёл дья­вол, пыта­ясь угне­тать Иису­са в это вре­мя мани­фе­ста­ции пред­сто­я­щей Гол­гоф­ской жерт­вы. Тяжесть мыс­лей о смер­ти на этом началь­ном эта­пе, так же как и на финаль­ном, в Геф­си­ма­нии, мог­ли явить­ся при­чи­ной Его нуж­ды, во-пер­вых, в уси­лен­ной молит­ве, а во-вто­рых, в под­держ­ке со сто­ро­ны этих трёх апостолов.

Итак, мы можем с боль­шой долей веро­ят­но­сти пред­по­ло­жить, что Иисус в те дни был тес­ним мыс­ля­ми о смер­ти, о тех изде­ва­тель­ствах, кото­рые Ему пред­сто­я­ло испы­тать, о жесто­ко­сти кото­рых Он толь­ко дога­ды­вал­ся, читая псал­мы и писа­ния про­ро­ков. Он нуж­дал­ся в под­креп­ле­нии от Сво­е­го Небес­но­го Отца, в уте­ше­нии с неба и в уте­ше­нии с зем­ли, в виде уча­стия друзей.

Обсто­я­тель­ства

Два еван­ге­ли­ста — Мат­фей и Марк — не откры­ва­ют всех подроб­но­стей про­ис­шед­ше­го, созда­вая ощу­ще­ние того, что Иисус под­нял­ся с апо­сто­ла­ми на гору, неза­мед­ли­тель­но пре­об­ра­зив­шись перед ними, при уча­стии Мои­сея и Илии. Но бла­го­да­ря Луке нам откры­ва­ет­ся более деталь­ный взгляд на собы­тия, кото­рый поз­во­ля­ет уви­деть про­ис­шед­шее под несколь­ко дру­гим углом.

Лука сооб­ща­ет о том, что апо­сто­лы «отяг­че­ны были сном; но, про­бу­див­шись, уви­де­ли сла­ву Его и двух мужей, сто­яв­ших с Ним» (Лк. 9:32). Вполне мож­но пред­ста­вить, что в нача­ле у Иису­са была сов­мест­ная молит­ва со сво­и­ми уче­ни­ка­ми, пока у тех хва­та­ло сил про­дол­жать молить­ся. Но как это слу­чи­лось и в Геф­си­ма­нии, днев­ная уста­лость ста­ла ска­зы­вать­ся на апо­сто­лах, и их посте­пен­но кло­ни­ло в сон. Иисус про­дол­жа­ет молить­ся один. Сколь­ко? Очень труд­но пред­по­ло­жить. Воз­мож­но час, а воз­мож­но два или более. Он про­дол­жа­ет бороть­ся до резуль­та­та, ради кото­ро­го Он и взо­шёл на эту гору. Он нуж­да­ет­ся в под­держ­ке, в уте­ше­нии о пред­сто­я­щих муках, в силах для даль­ней­ше­го слу­же­ния. И он дости­га­ет все­го этого!

Резуль­тат

Мне пред­став­ля­ет­ся, что всё про­ис­шед­шее в резуль­та­те этой молит­вы было отве­том Бога на нуж­ду Иису­са. Читая этот текст в пору мое­го обра­ще­ния, я все­гда видел некое парад­ное шествие на гору, в ходе кото­ро­го Иисус Сам запла­ни­ро­вал пре­об­ра­зить­ся и пока­зать­ся уче­ни­кам в Сво­ём Боже­ствен­ном ста­ту­се. А Мои­сей и Илия толь­ко укра­ша­ли сво­им при­сут­стви­ем миг пре­об­ра­же­ния. Сей­час же, годы спу­стя, я смот­рю на это ина­че. Иисус, идя на гору, не пла­ни­ро­вал что-то кому-то пока­зы­вать. Ему труд­но, крест стал явным как нико­гда, и дья­воль­ские стре­лы, жела­ю­щие отвра­тить от Гол­го­фы, ста­ли сыпать­ся в Его сто­ро­ну одна за дру­гой. Он нуж­да­ет­ся в помо­щи Отца, нуж­да­ет­ся в под­держ­ке дру­зей. Глу­бо­кая ночь. Он молит­ся, чув­ствуя под­держ­ку Пет­ра, Иоан­на и Иако­ва. Но вот дру­зья засы­па­ют один за дру­гим. Иисус нахо­дит­ся в боре­нии и, воз­мож­но, как и в Геф­си­ма­нии, ста­ра­ет­ся молить­ся ещё усерд­ней… До отве­та от Отца… Пока не будет пода­но уте­ше­ние с Неба…

И в какой-то момент этой борь­бы явля­ет­ся побе­да! И если в Геф­си­ма­нии через поры Его кожи сочи­лась свя­тая Кровь, то здесь, еще на пер­вом шаге к Гол­го­фе, каж­дая кле­точ­ка суще­ства Иису­са про­си­я­ла Его боже­ствен­ной при­ро­дой! Пале­стин­ская ночь была разо­рва­на этим ярким све­том, пото­му что преж­де ночь духов­ная была побеж­де­на Его верой! Бог отве­тил Сво­е­му Сыну так, как Тот это­го заслу­жи­вал. И два самых ярких пра­вед­ни­ка Вет­хо­го Заве­та пред­ста­ли Ему. Мои­сей – луч­ший из вождей и зако­но­да­те­лей, и Илия — луч­ший из про­ро­ков. Обра­ти­те вни­ма­ние на пред­мет раз­го­во­ра, кон­цов­ку кото­ро­го захва­ти­ли про­бу­див­ши­е­ся апо­сто­лы. Как ска­за­но в Еван­ге­лии, «явив­шись во сла­ве, они гово­ри­ли об исхо­де Его, кото­рый Ему над­ле­жа­ло совер­шить в Иеру­са­ли­ме» (Лк. 9:31) Имен­но этот тяже­лый и кро­ва­вый исход с пол­ной чашей скор­бей за гре­хи чело­ве­че­ства и был пред­ме­том Его молит­вы. И мог ли Небес­ный Отец уте­шить Сво­е­го Сына луч­ше, чем послав Ему луч­ших из Сво­их слуг, что­бы они, явив­шись, укре­пи­ли Его, ука­зы­вая Ему не толь­ко на пред­сто­я­щие стра­да­ния, но и на после­ду­ю­щую за ними сла­ву. И сами они, неко­гда пре­тер­пев­шие мно­гие стра­да­ния и пору­га­ния от наро­да, пред­стоя пред Ним в осле­пи­тель­ной сла­ве Небес, теперь явля­лись живым сви­де­тель­ством побе­ды Божьей вер­но­сти в жиз­ни тех, кто послу­шен Ему!

Вывод

Как часто мы, доро­гие бра­тья и сест­ры, подоб­но апо­сто­лам, сда­ем­ся в наших иску­ше­ни­ях и тре­во­гах, не дожи­да­ясь Боже­ствен­но­го уте­ше­ния и избав­ле­ния! Дости­же­ние таких побед лежит в тех обла­стях, за кото­ры­ми уже не может про­сти­рать­ся немощь нашей пло­ти, а толь­ко веле­ние и вле­че­ние Духа. Мно­гих чудес­ных отве­тов и уте­ше­ний небес­ных мы не дожда­лись, про­сто «про­спав». Мы слиш­ком рано сво­ра­чи­ва­ем нашу борь­бу, делая поспеш­ное заклю­че­ние, что «на сего­дня хва­тит»! У нас все­гда есть на то оправ­да­ние: груз днев­ных забот, физи­че­ское утом­ле­ние, немо­щи и болез­ни пло­ти. Пото­му так мно­го пора­же­ний, паде­ний и разо­ча­ро­ва­ний в нашей хри­сти­ан­ской жизни.

Так мно­го «заме­ни­те­лей» Божьей под­держ­ки при­ня­ли мы от мира. Раз­вле­ка­тель­ные пере­да­чи отвле­ка­ют от печаль­ных мыс­лей, око­ло­хри­сти­ан­ская бол­тов­ня с дру­зья­ми под­ме­ня­ет уси­лен­ную молит­ву, а воз­мож­ность забыть­ся в отды­хе уве­ла нас от под­лин­но Божьих побед. Такое ощу­ще­ние, что мир­ской прин­цип «ляг, поспи, и все прой­дет» на пол­ном серье­зе при­нят сего­дня вои­на­ми Хри­сто­вы­ми на воору­же­ние. Но не так учит нас Божье Сло­во. А оно, как и две тыся­чи лет назад, про­дол­жа­ет утвер­ждать пря­мо обрат­ное: «Не ложись, не спи! Бодр­ствуй и молись, что­бы не впасть во иску­ше­ние, и тогда уви­дишь Божью сла­ву!». Так было у Иису­са на всей дистан­ции от горы Пре­об­ра­же­ния до Гол­го­фы, так будет и у нас, если не хотим услы­шать, как неко­гда услы­ша­ли уче­ни­ки: «Вы всё еще спи­те и почи­ва­е­те?… Вот при­бли­зил­ся предающий!»

Сер­гей Алек­сан­дро­вич Лагуткин