«Идя в Иерусалим, Он проходил между Самариею и Галилеею. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:11–19).
Господь наш Иисус Христос чудесно исцелил десять прокаженных, и как неблагодарны оказались девять из них. Чудо, совершенное Иисусом Христом, было величайшим благодеянием для несчастных прокаженных, ибо проказа — одна из самых ужасных болезней. Проказа очень заразительна, от нее умирают люди, заживо гниющие, и потому в древнее время прокаженных изгоняли из городов и селений, и они не смели входить в них и близко подходить к людям, и даже милостыню просили издали.
Итак, величайшее благодеяние от Господа получили десять прокаженных, но только один, заметьте, самарянин, возвратился к Иисусу Христу, поклонился Ему в ноги и слезно благодарил за исцеление.
Тяжело было Господу Иисусу видеть, что только самарянин возвратился, чтобы благодарить Его, а девять иудеев оказались неблагодарными. Но Он только тихо и кротко сказал: «Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» А самарянину, благодарившему Его, произнес: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя».
Он не только получил исцеление от страшной болезни, он за веру свою, за благочестие свое получил и спасение вечное. А мы, люди нынешнего века, не так ли, не гораздо ли даже больше повинны пред Богом в неблагодарности? Я смею сказать, что если в то древнее время нашелся один из десяти благодарный, то в наше едва ли найдется один из тысячи. Ибо это одна из наших духовных язв.
За что оскорблять неблагодарностью Господа Иисуса Христа, Который Свою божественную кровь пролил за нас на кресте, Который тело Свое пречистое отдал в жертву для спасения нашего?
Пророк Иеремия говорил о неблагодарности сильными словами: «О, род! внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: ’’мы сами себе господа; мы уже не придем к Тебе?’’» (Иер. 2:31). Не придем — Ты не нужен нам. Благодарить не будем, устроим сами жизнь свою как нам хочется, и закон Твой нам не нужен уже — уходи со Своим законом.
А пророк Исаия так говорит: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ, обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, — повернулись назад» (Ис. 1:2–4).
От апостола Павла в послании его к Тимофею знаем, что чем ближе будет время Страшного Суда, тем более и более неблагодарными будут становиться люди, и не только неблагодарными, но и дурными во всех отношениях. «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (2 Тим. 3:1–4). Мало ли видим мы вокруг таких людей? Страшно сказать, немало, а так быть не должно: не должны мы навлекать на себя страшных апостольских слов о неблагодарных.
Откуда же неблагодарность в людях, в чем корни ее, что питает ее? Вникните в это, подумайте, кто благодарен и кто неблагодарен? Не знаете ли вы, что всякий убогий, несчастный, ничего не имеющий, беззащитный и беспомощный кланяется вам низко и благодарит даже за малое подаяние, которое творите ему. Благодарят больные, страдающие, несчастные, которым мы помогаем. Они всегда благодарны, потому что в страданиях своих, в несчастьях своих они стали смиренными. И корень благодарности именно в смирении — благодарными бывают только смиренные.
А кто неблагодарен? Все гордые и лишенные смирения. Неблагодарен человек, который настроен так, что он выше всех других. Всякие благодеяния, оказываемые ему, считает он только за должное, ибо настроение его таково, что, как высшему из всех окружающих, все должны служить ему. Такие гордые, лишенные смирения, превозносящиеся над всеми, никогда не благодарят: они страдают тяжким грехом неблагодарности.
Корни неблагодарности в человеческой ненасытности; сколько человек ни получит, всего ему мало, он не благодарит, а ропщет на то, что не получил больше. А разве мало получаем мы от Бога? Нас Бог почтил разумом, которого не имеют животные; нам дал Бог закон Свой, указывающий путь жизни. О нас Бог заботится несравненно больше, чем о любом Своем творении. Для нас произрастают плоды земные, нам дает все нужные злаки земля. Нам Он во всем содействует, во всем помогает. На нас светит солнце, на нас идет дождь, изливаясь одинаково на добрых и на злых. Но что еще безгранично больше и важнее — то, что даже не пожалел Бог Сына Своего Единородного послать на землю, чтобы распяли Его на кресте, чтобы уничижали и оскорбляли Его. А нам все мало! Мы все неблагодарны. Принимай охотно и с благодарностью все, что посылает тебе Бог, ибо все это нам на благо: все наши скорби и горести посылаются нам от Бога для спасения нашего. Ими ведет нас Бог к благу, и мы должны все посылаемое от Него принимать не только безропотно и без хулы на Его святую волю, а с благодарностью. Даже когда отнимает у нас Бог ближних наших — и тогда мы должны смиренно склонить голову свою перед Его волей, всегда благой, всегда совершенной, всегда спасительной, и за все, за все, даже за самое тяжелое благодарить Его. Как мало среди нас таких, которые всегда и за все благодарят Бога, которые не ропщут, когда посещает их Бог страданиями и горестями. Но те немногие, которые всегда и за все благодарны, получат от Бога великую славу, честь и благодать. Знайте и помните, что благодарность Богу, возносимая нами в молитве, в самом корне изменяет сердце наше. Если мы всегда благодарны, если исповедуем грехи свои, то душевный наш взор постепенно просветляется, и мы получаем способность видеть то, что в сердце нашем; учимся следить за собой, замечать то, чего не видят люди, распущенные нравственно, люди душевные, а не духовные, получаем способность более глубокого сосредоточения. Полное очищение сердца и благодарность наша Богу дает нам великую Божью благодать. Вот почему так важно и необходимо всегда благодарить Бога. Вот почему апостол Павел так говорит в Послании Колоссянам: «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол. 3:17). Все дела, все помыслы должны быть направлены к Господу Иисусу Христу. Весь строй нашей жизни должен быть таким, чтобы она была сплошным непрестанным славословием Богу через Господа нашего Иисуса Христа. Видите, как велико значение благодарности, видите, как глубоко дурно и погибельно быть неблагодарными. Будем же поэтому всегда благодарными, будем помнить слова псалмопевца: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс. 115:3). Пусть эти святые слова всегда будут начертаны горящими буквами на сердцах наших!
Святитель Лука Войно-Ясенецкий