Ожи­да­ние — это действие

Ожи­да­ние… Навер­ное, никто так ост­ро не чув­ству­ет глу­би­ну это­го поня­тия, как заклю­чен­ные. Нахо­дя­щи­е­ся в нево­ле ожи­да­ют сво­бо­ды, встре­чи с близ­ки­ми, веря, что все будет по-дру­го­му, все нала­дит­ся. В Писа­нии ска­за­но: «Вера же есть осу­ществ­ле­ние ожи­да­е­мо­го и уве­рен­ность в неви­ди­мом» (Евр. 11:1). Биб­лия — это кни­га о вере, и из это­го отрыв­ка мы видим, что вера нераз­рыв­но свя­за­на с ожи­да­ни­ем. Мы верим, что Иисус вос­крес из мерт­вых и каж­до­му веру­ю­ще­му в Него он дару­ет вос­кре­се­нье и жизнь веч­ную. А пока мы нахо­дим­ся в ожи­да­нии. Апо­стол Петр гово­рит, что мы ожи­да­ем ново­го неба и новой зем­ли, на кото­рых оби­та­ет прав­да (см. «Пет. 3:13).

В дет­стве все мы жда­ли дня рож­де­ния, Ново­го года, кани­кул, и чем силь­нее жда­ли, тем мед­лен­нее тяну­лось вре­мя. Во взрос­лой жиз­ни мы пони­ма­ем, что ожи­да­ние — это не про­сто созер­ца­ние стре­лок на часах, ожи­да­ние — это дей­ствие: если сту­дент ожи­да­ет полу­чить хоро­шую оцен­ку, он боль­ше учит­ся; если спортс­мен ожи­да­ет побе­ды на сорев­но­ва­ни­ях, он усерд­нее тренируется.

Ожи­да­ние Вто­ро­го при­ше­ствия Хри­ста тоже накла­ды­ва­ет отпе­ча­ток на жизнь хри­сти­а­ни­на. Иисус ска­зал: «Да будут чрес­ла ваши пре­по­я­са­ны и све­тиль­ни­ки горя­щи. И вы буде­те подоб­ны людям, ожи­да­ю­щим воз­вра­ще­ния гос­по­ди­на сво­е­го с бра­ка, дабы, когда при­дет и посту­чит, тот­час отво­рить ему» (Лк. 12:35–36). «Чрес­ла пре­по­я­са­ны» – это биб­лей­ское выра­же­ние озна­ча­ет «быть гото­вы­ми», гото­вы­ми в любое вре­мя тво­рить доб­ро. Рань­ше, когда бога­тый чело­век отлу­чал­ся на дол­гое вре­мя, он пору­чал управ­ле­ние сво­им име­ни­ем слу­ге, кото­ро­му дове­рял. Если слу­га доб­ро­со­вест­но выпол­нял свои обя­зан­но­сти, он был гото­вым сра­зу же открыть воро­та хозя­и­ну, как толь­ко тот посту­чит. Если же слу­га зло­упо­треб­лял дове­ри­ем, само­воль­ни­чал, он не мог сра­зу же отво­рить дверь неожи­дан­но вер­нув­ше­му­ся хозя­и­ну: нуж­но было в послед­нюю мину­ту заме­сти сле­ды само­управ­ства. И мы тоже не зна­ем вре­ме­ни Вто­ро­го при­ше­ствия, после кото­ро­го уже будет позд­но что-либо исправ­лять, не зна­ем и часа сво­ей кон­чи­ны, поэто­му все­гда долж­ны бодрствовать.

Иисус в сво­ей прит­че изоб­ра­жа­ет ожи­да­ю­щих Его воз­вра­ще­ния на зем­лю в обра­зе слуг и рабов. Кому-то, кто недав­но уве­ро­вал, или все еще нахо­дит­ся в поис­ке, такое срав­не­ние может пока­зать­ся обид­ным, но вчи­тай­тесь в биб­лей­ский текст вни­ма­тель­нее: «Бла­жен­ны рабы те, кото­рых гос­по­дин, при­дя, най­дет бодр­ству­ю­щи­ми; истин­но гово­рю вам, он пре­по­я­шет­ся и поса­дит их, и, под­хо­дя, ста­нет слу­жить им» (Лк. 12:37). То есть рабы Хри­сто­вы не будут веч­но раба­ми: в Цар­стве Божьем они будут в поче­те. Да и на этой зем­ле сде­лать выбор в поль­зу добра и жить соглас­но это­му выбо­ру, не уни­зи­тель­но. Быть рабом Хри­сто­вым — зна­чит тво­рить доб­ро и тем самым соби­рать для себя нетлен­ные богат­ства на небе­сах (см. Лк. 12:33–34).

Гово­ря об ожи­да­нии, Иисус при­зы­ва­ет Сво­их уче­ни­ков не толь­ко к доб­рым делам, но и к вере, при­том вера — это осно­ва, а доб­рые дела явля­ют­ся лишь ее резуль­та­том. Наше душев­ное спо­кой­ствие во вре­мя ожи­да­ния долж­но так­же демон­стри­ро­вать нашу веру: «…не заботь­тесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеть­ся» (Лк. 12:22). На этом месте Писа­ния часто сосре­до­та­чи­ва­ют свое вни­ма­ние неве­ру­ю­щие и с ехид­ством вопро­ша­ют, мол, если ни о чем не забо­тить­ся, тогда, дескать, и до пол­но­го запу­сте­ния недол­го. Но этот отры­вок не при­зы­ва­ет к без­де­лью, он лишь ука­зы­ва­ет, что резуль­та­ты наше­го тру­да все­це­ло зави­сят от Бога. Дру­ги­ми сло­ва­ми, зем­ле­де­лец дол­жен выпол­нять свою рабо­ту: сеять и при этом не пере­жи­вать о вещах, кото­рые нахо­дят­ся за пре­де­ла­ми его кон­тро­ля и кото­рые он изме­нить не может. Сколь­ко нер­вов съе­да­ют пере­жи­ва­ния о том, чего мы не кон­тро­ли­ру­ем. Посе­ял фер­мер и пере­жи­ва­ет: будет или не будет вовре­мя дождь, будет ли сухая пого­да во вре­мя убор­ки уро­жая? У каж­до­го свои пере­жи­ва­ния о тех вещах, от кото­рых зави­сит его жизнь, и в то же вре­мя эти вещи не в сфе­ре наше­го кон­тро­ля. И такие пере­жи­ва­ния явля­ют­ся поме­хой для наше­го ожи­да­ния и пре­пят­стви­ем для наших доб­рых дел по вере. Но, засе­яв поле, мы долж­ны с верой ожи­дать, что Бог пошлет и дождь в свое вре­мя, и сухую пого­ду во вре­мя убор­ки уро­жая, а если даже нет, тогда Он все рав­но нас не поки­нет и не оста­вит и поза­бо­тит­ся о нас дру­гим спо­со­бом. Вера и пра­вед­ная жизнь по вере, про­яв­ля­ю­ща­я­ся в дове­рии к Богу и в доб­рых делах, – вот чего жела­ет от нас Гос­подь, пока мы нахо­дим­ся в ожидании.

Иисус так­же ска­зал, как не надо делать: «Если же раб тот ска­жет в серд­це сво­ем: «не ско­ро при­дет гос­по­дин мой», и нач­нет бить слуг и слу­жа­нок, есть и пить и напи­вать­ся, то при­дет гос­по­дин раба того в день, в кото­рый он не ожи­да­ет, и в час, в кото­рый не дума­ет, и рас­се­чет его, и под­верг­нет его одной уча­сти с невер­ны­ми» (Лк. 12:45–46). И сколь­ко есть слу­ча­ев, когда чело­век дума­ет, что у него впе­ре­ди еще дол­гая жизнь, ему рано думать о Боге, поэто­му он берет от жиз­ни все. И неожи­дан­но при­хо­дит к тако­му чело­ве­ку болезнь или даже смерть, а он не готов, пото­му что соби­рал­ся гото­вить­ся толь­ко после выхо­да на пенсию.

Давай­те так­же про­ана­ли­зи­ру­ем пове­де­ние нера­зум­но­го раба. Он бьет слуг и слу­жа­нок, то есть с пре­зре­ни­ем отно­сит­ся к сво­им ближ­ним. Во-вто­рых, он начи­на­ет есть и напи­вать­ся. Без еды мы не можем жить, но есть муд­рость, кото­рая гла­сит: чело­век живет не для того, что­бы есть, а ест для того, что­бы жить. У людей, кото­рые зацик­ли­лись на еже­днев­ном обжор­стве и дру­гих телес­ных удо­воль­стви­ях, про­па­да­ет вся­кое жела­ние жить по Еван­ге­лию, они слиш­ком сфо­ку­си­ро­ва­ны на себе, поэто­му не видят сво­е­го ближ­не­го. Это грех, кото­рый назы­ва­ет­ся чре­во­уго­ди­ем. Более того, такая зацик­лен­ность на телес­ном, явля­ет­ся харак­тер­ной чер­той языч­ни­ков, кото­рые покло­ня­ют­ся не Твор­цу, а творению.

Хочу ска­зать всем, кто ожи­да­ет осво­бож­де­ния, ждет встре­чи с близ­ки­ми и верит, что в даль­ней­шем все будет хоро­шо. Если вы дей­стви­тель­но ожи­да­е­те доб­ро­го, то к это­му доб­ро­му нуж­но гото­вить­ся уже сей­час. Нуж­но пере­осмыс­лить про­шлое с точ­ки зре­ния Еван­ге­лия, впу­стить Хри­ста в свое серд­це и про­сить у Него силы, что­бы с досто­ин­ством ожи­дать как сво­е­го осво­бож­де­ния, так и Вто­ро­го при­ше­ствия Христа.

Лео­нид Каночкин