Дух Свя­той в Дея­ни­ях апостолов

При наступ­ле­нии дня Пяти­де­сят­ни­цы все они были еди­но­душ­но вме­сте. И вне­зап­но сде­лал­ся шум с неба, как бы от несу­ще­го­ся силь­но­го вет­ра, и напол­нил весь дом, где они нахо­ди­лись. И яви­лись им раз­де­ля­ю­щи­е­ся язы­ки, как бы огнен­ные, и почи­ли по одно­му на каж­дом из них. И испол­ни­лись все Духа Свя­та­го, и нача­ли гово­рить на иных язы­ках, как Дух давал им про­ве­ще­вать Деян.2:1–4). 
 
Кни­га Дея­ний Апо­сто­лов изла­га­ет исто­ри­че­ское повест­во­ва­ние о ран­нем эта­пе жиз­ни Церк­ви. В ней повест­ву­ет­ся о рас­про­стра­не­нии Еван­ге­лия от Иеру­са­ли­ма до Рима, преж­де все­го, через слу­же­ние Пет­ра и Пав­ла. В ней запи­са­на пер­вая апо­столь­ская про­по­ведь (2:14–40), пер­вое апо­столь­ское чудо исце­ле­ния (3:1–11), пер­вый при­мер гоне­ния (4:13), пер­вая защи­та Еван­ге­лия (4:5–12), пер­вое Боже­ствен­ное нака­за­ние (5:1–11), назна­че­ние пер­вых диа­ко­нов (6:1–7), пер­вая муче­ни­че­ская смерть (7:54–60), пер­вое мис­си­о­нер­ское путе­ше­ствие (13:1–14:28) и пер­вый цер­ков­ный Совет (15:1–35). Эта кни­га име­ет про­грес­сив­ный и пере­ход­ный харак­тер в том, что Божье дело искуп­ле­ния остав­ля­ет ветхую диспен­са­цию Зако­на, пере­хо­дит к ран­ней фазе жиз­ни Церк­ви и про­дви­га­ет­ся к ее более позд­ней, более зре­лой ста­дии. Хотя эта кни­га извест­на как Дея­ния Апо­сто­лов, мно­гие счи­та­ют, что луч­шее назва­ние было бы «Дея­ния Свя­то­го Духа». Это пото­му, что в Дея­ни­ях Свя­той Дух упо­мя­нут при­бли­зи­тель­но шесть­де­сят раз, боль­ше чем Он упо­мя­нут во всех четы­рех Еван­ге­ли­ях вме­сте взя­тых. Таким обра­зом, Свя­той Дух играл зна­чи­тель­ную роль в дея­тель­но­сти ран­ней хри­сти­ан­ской Церк­ви. Он испол­нял людей, совер­шал води­тель­ство, пору­чал труд, вдох­но­вил напи­са­ние Свя­щен­но­го Писа­ния, участ­во­вал в при­ня­тии реше­ний и пре­бы­вал в веру­ю­щих. В кни­ге Дея­ний Апо­сто­лов запи­са­ны пять уни­каль­ных слу­ча­ев при­ня­тия Свя­то­го Духа. В четы­рех из них участ­ву­ют груп­пы людей, а в одном — отдель­ная лич­ность. По край­ней мере, три из них сопро­вож­да­лись гово­ре­ни­ем на язы­ках. 
 
ПРИНЯТИЕ СВЯТОГО ДУХА АПОСТОЛАМИ 
Пред­по­сыл­ки 
Пер­вое необыч­ное при­ня­тие Свя­то­го Духа про­изо­шло в День Пяти­де­сят­ни­цы (Деян. 2:1). День Пяти­де­сят­ни­цы полу­чил это назва­ние, пото­му что празд­но­вал­ся в пяти­де­ся­тый день после при­не­се­ния пер­во­го собран­но­го сно­па от уро­жая ячме­ня. Это был пяти­де­ся­тый день от пер­во­го вос­кре­се­нья после Пас­хи (Лев. 23:15). Он был так­же изве­стен как Празд­ник Седь­миц (Исх. 34:22; Втор. 16:10). Его так­же назы­ва­ли «празд­ни­ком пер­вых пло­дов», пото­му что это был день, когда Богу при­но­си­лись начат­ки уро­жая пше­ни­цы (Исх. 23:16; 34:22; Числ. 28:26). Этот кон­крет­ный День Пяти­де­сят­ни­цы был осо­бен­ным, пото­му что был пяти­де­ся­тым днем после рас­пя­тия и вос­кре­се­ния Хри­ста. Он так­же был через десять дней после Его воз­не­се­ния в небо. Местом это­го необыч­но­го при­ня­тия Духа был город Иеру­са­лим. После того как Хри­стос воз­нес­ся, Апо­сто­лы воз­вра­ти­лись в Иеру­са­лим (Лук. 24:52; Деян.1:12), где Хри­стос велел им оста­вать­ся, пока Он не пошлет им Духа (Лук. 24:49). Они пови­но­ва­лись Его пове­ле­нию. Когда на них сошел Дух Божий, Петр ска­зал про­по­ведь евре­ям, съе­хав­шим­ся в Иеру­са­лим из мно­гих частей Рим­ской импе­рии (Деян. 2:5). Апо­сто­лы «были еди­но­душ­но вме­сте» (2:1). Это место далее упо­ми­на­ет­ся как «весь дом, где они нахо­ди­лись» (2:2). Какой это был дом? Воз­мож­но, это был храм. В Вет­хом Заве­те храм назы­ва­ли домом (Ис. 6:4), и Сте­фан назы­вал храм домом (Деян. 7:47). В деся­ти­днев­ный пери­од перед Днем Пяти­де­сят­ни­цы Апо­сто­лы «пре­бы­ва­ли… в хра­ме, про­слав­ляя и бла­го­слов­ляя Бога» (Лук. 24:53). В этот осо­бый день празд­ни­ка было бы логич­но най­ти Апо­сто­лов в хра­ме. Так как тол­па из более чем трех тысяч людей слы­ша­ла про­по­ведь Пет­ра, то люди, веро­ят­но, были собра­ны во внут­рен­нем дво­ре хра­ма и вокруг него. Труд­но вооб­ра­зить, что­бы такая боль­шая тол­па собра­лась в част­ном доме или даже на узкой улоч­ке и во внут­рен­нем дво­ре за домом. 
 

Дру­гая воз­мож­ность состо­ит в том, что дом был тем самым домом с гор­ни­цей, где Иисус и Апо­сто­лы собра­лись в ночь перед Его рас­пя­ти­ем. Это мог быть дом, где ранее собра­лось при­мер­но сто два­дцать веру­ю­щих для избра­ния Мат­фия Апо­сто­лом вме­сто Иуды (Деян. 1:15). Мно­гие рас­смат­ри­ва­ют этот дом как при­над­ле­жав­ший роди­те­лям Иоан­на Мар­ка (12:12). Труд­но ска­зать с абсо­лют­ной уве­рен­но­стью, где точ­но были Апо­сто­лы. Точ­но изве­стен город, а фак­ти­че­ское место­рас­по­ло­же­ние — нет. 
 
Полу­ча­те­ли 
Кто полу­чил Свя­то­го Духа таким необыч­ным спо­со­бом в День Пяти­де­сят­ни­цы? К кому отно­сят­ся лич­ные место­име­ния «они» и «им» (Деян. 2:1–4, 6)? Ген­ри Алфорд пола­гал, что этой груп­пой были «веру­ю­щие в Хри­ста, кото­рые затем собра­лись в Иеру­са­ли­ме во вре­мя празд­ни­ка». Груп­па состо­я­ла из две­на­дца­ти Апо­сто­лов, 120 уче­ни­ков (1:15) и мно­гих дру­гих. Боль­шин­ство тол­ко­ва­те­лей опре­де­ля­ют эту груп­пу, как 120 уче­ни­ков, вклю­чая две­на­дцать Апо­сто­лов (1:15). Эта груп­па вклю­ча­ла и муж­чин, и жен­щин (1:12–14). Сто­рон­ни­ки этой точ­ки зре­ния утвер­жда­ют что выбор Мат­фия эти­ми 120 уче­ни­ка­ми запи­сан непо­сред­ствен­но перед опи­са­ни­ем собы­тий Пяти­де­сят­ни­цы (1:15–26; 2:1). По их мне­нию, грам­ма­ти­че­ски место­име­ния «они» и «им» долж­ны ука­зы­вать на 120 уче­ни­ков. Таким обра­зом, эти 120 были испол­не­ны Духом и гово­ри­ли на язы­ках, и на каж­дом из 120 яви­лись язы­ки огнен­ные. Одна­ко несколь­ко фак­то­ров ука­зы­ва­ют на то, что в тот пер­вый день таким необыч­ным спо­со­бом полу­чи­ли Свя­то­го Духа толь­ко две­на­дцать Апо­сто­лов. Во-пер­вых, бли­жай­шие лица, на кото­рых ука­зы­ва­ет место­име­ние «они» в 2:1, — это один­на­дцать Апо­сто­лов плюс Мат­фий (1:26). Во-вто­рых, хотя 120 уче­ни­ков упо­мя­ну­ты в непо­сред­ствен­ном кон­тек­сте (1:12–26), нуж­но пом­нить, что меж­ду избра­ни­ем Мат­фия и Днем Пяти­де­сят­ни­цы про­шло десять дней. Так­же не сто­ит пред­по­ла­гать, что в тече­ние это­го деся­ти­днев­но­го интер­ва­ла две­на­дцать Апо­сто­лов все свое вре­мя про­во­ди­ли с 120 уче­ни­ка­ми. В‑третьих, Хри­стос дал обе­то­ва­ние Духа толь­ко Апо­сто­лам. Гово­ря толь­ко с ними, Он ска­зал: «Я пошлю обе­то­ва­ние Отца Мое­го на вас; вы же оста­вай­тесь в горо­де Иеру­са­ли­ме, доко­ле не обле­че­тесь силой свы­ше» (Лук. 24:49). Когда Хри­стос воз­ве­стил, что кре­ще­ние Свя­тым Духом про­изой­дет ско­ро, Он гово­рил толь­ко с Апо­сто­ла­ми (Деян. 1:1–7). В‑четвертых, когда слу­ша­те­ли слы­ша­ли гово­ре­ние на язы­ках, они спро­си­ли с изум­ле­ни­ем: «Эти гово­ря­щие — не все ли гали­ле­яне? Как же мы слы­шим каж­дый соб­ствен­ное наре­чие, в кото­ром роди­лись?» (2:7–8). Когда Иисус воз­но­сил­ся в небо, два анге­ла, обра­ща­ясь к Апо­сто­лам, назва­ли их: «Мужи гали­лей­ские» (1:11). Когда Петр три­жды отрек­ся от Гос­по­да, один обви­ни­тель ска­зал ему: «Ибо ты гали­ле­я­нин, и наре­чие твое сход­но» (Марк. 14:70). Апо­сто­лы явно были гали­ле­я­на­ми, но сомни­тель­но, что­бы тако­вы­ми были все 120 уче­ни­ков. В‑пятых, нет ника­ко­го упо­ми­на­ния о 120 уче­ни­ках в свя­зи с собы­ти­я­ми, кото­рые про­изо­шли в День Пяти­де­сят­ни­цы. Когда над гово­ря­щи­ми на язы­ках насме­ха­лись за то, что они яко­бы были пья­ны­ми, Петр встал с один­на­дца­тью Апо­сто­ла­ми и опро­верг сво­их кри­ти­ков (Деян. 2:14). Когда те, кто слы­шал его про­по­ведь, были обли­че­ны в сво­их гре­хах, они ска­за­ли Пет­ру: «Что нам делать, мужи бра­тья?» (2:37) 
 
Осо­бен­но­сти 
Соше­ствие Свя­то­го Духа было удо­сто­ве­ре­но тре­мя впе­чат­ля­ю­щи­ми явле­ни­я­ми. Пер­вым был «шум с неба, как бы от несу­ще­го­ся силь­но­го вет­ра, и напол­нил весь дом, где они нахо­ди­лись» (Деян. 2:2). Апо­сто­лы в бук­валь­ном смыс­ле нахо­ди­лись в «вет­ре», то есть, они были пол­но­стью в него погру­же­ны. Апо­сто­лы слы­ша­ли звук и чув­ство­ва­ли ветер. Вто­рым явле­ни­ем были «раз­де­ля­ю­щи­е­ся язы­ки, как бы огненные»Â (2:3). Оче­вид­но, один огнен­ный язык раз­де­лил­ся на две­на­дцать мень­ших. Апо­сто­лы засви­де­тель­ство­ва­ли это чудо. Это не был фак­ти­че­ский огонь, поэто­му никто не почув­ство­вал ника­ко­го жара, и никто не ожег­ся. Это, несо­мнен­но, озна­ча­ло раз­де­ле­ние одно­го род­но­го язы­ка в мно­же­ство язы­ков и диа­лек­тов, на кото­рых они впо­след­ствии говорили. Тре­тьим явле­ни­ем было то, что Апо­сто­лы «нача­ли гово­рить на иных язы­ках, как Дух давал им вещать» (2:4). Апо­сто­лы гово­ри­ли на ино­стран­ных язы­ках и диа­лек­тах, на кото­рых они преж­де нико­гда не гово­ри­ли. Каж­дый гово­рил, и каж­дый слы­шал, как гово­ри­ли дру­гие. Боль­шая тол­па набож­ных евре­ев и про­зе­ли­тов-языч­ни­ков так­же слы­ша­ла гово­ре­ние на язы­ках (2:5–11). 
 
Зна­че­ние 
Во-пер­вых, это про­изо­шло с Апо­сто­ла­ми после обра­ще­ния. Они явно были спа­сен­ны­ми людь­ми до того, как про­изо­шли собы­тия Пяти­де­сят­ни­цы (Матф. 16:16–17; Иоан. 1:41–49; 6:68–69). Иисус про­воз­гла­сил их духов­но чисты­ми (13:10; 15:3); Он ска­зал, что они при­над­ле­жат Ему и Отцу (17:10); ранее Он давал им вре­мен­ное слу­же­ние Духа (20:22); и Он дал им пове­ле­ние про­по­ве­до­вать (Деян. 1:8). Во-вто­рых, Апо­сто­лы не иска­ли это­го необыч­но­го опы­та. Они не моли­лись, что­бы они или дру­гие полу­чи­ли его. Фак­ти­че­ски, в Биб­лии нигде не упо­ми­на­ет­ся, что они моли­лись в то вре­мя, когда сошел Дух. Они были вме­сте, но это не озна­ча­ет, что в этот момент про­хо­ди­ло молит­вен­ное собра­ние. Они про­сто жда­ли в Иеру­са­ли­ме Хри­ста, что­бы Он совер­шил то, что обе­щал. В‑третьих, Апо­сто­лы не ожи­да­ли, что­бы дру­гие име­ли тот же самый опыт, кото­рый име­ли они. Они нико­гда нико­го не учи­ли, что эти три явле­ния будут сопро­вож­дать при­ход Свя­то­го Духа в жизнь обра­щен­ных. Апо­сто­лы так­же не учи­ли, что веру­ю­щие полу­чат Духа, как осо­бое собы­тие после обра­ще­ния. Когда три тыся­чи чело­век радост­но при­ня­ли исти­ну про­по­ве­ди Пет­ра, пока­я­лись и уве­ро­ва­ли в Иису­са Хри­ста, они тот­час полу­чи­ли дар Свя­то­го Духа (2:36–41). Обра­зец полу­че­ния Свя­то­го Духа для веру­ю­щих в век Церк­ви виден в опы­те трех тысяч обра­щен­ных, а не Апо­сто­лов. В‑четвертых, явле­ния, воз­ве­стив­шие о соше­ствии Свя­то­го Духа, ста­ли сви­де­тель­ством для мно­же­ства евре­ев, что Иисус, Кото­ро­го они рас­пя­ли, вос­крес из мерт­вых, воз­вы­сил­ся одес­ную Отца и излил Духа (2:22–36). Таким обра­зом, они виде­ли, что Иисус — это боже­ствен­но-чело­ве­че­ский Мес­сия, един­ствен­ный, Кто мог спа­сти Изра­иль от его гре­хов. Эти явле­ния удо­сто­ве­ря­ли под­лин­ность испол­не­ния про­ро­че­ства. 
 
ПРИНЯТИЕ СВЯТОГО ДУХА САМАРЯНАМИ 
Пред­по­сыл­ки 
После муче­ни­че­ской смер­ти Сте­фа­на в Иеру­са­ли­ме воз­ник­ло боль­шое гоне­ние про­тив церк­ви (Деян. 8:1). Веру­ю­щие были рас­се­я­ны по Иудее и Сама­рии. Филипп, диа­кон, кото­рый был испол­нен веры и Свя­то­го Духа, ушел в город Сама­рию и про­по­ве­до­вал Хри­ста (6:5; 8:5). Он так­же совер­шал чуде­са исце­ле­ния и изгна­ния бесов. Сама­ряне были заин­три­го­ва­ны его слу­же­ни­ем, и мно­гие радо­ва­лись резуль­та­там чудес, кото­рые он совер­шал. 
 
Полу­ча­те­ли 
Мно­гие сама­ряне отклик­ну­лись на Еван­ге­лие. Лука напи­сал: «Но, когда пове­ри­ли Филип­пу, бла­го­вест­ву­ю­ще­му о Цар­стве Божьем и об име­ни Иису­са Хри­ста, то кре­сти­лись и муж­чи­ны, и жен­щи­ны» (Деян. 8:12). Они обра­ти­лись к Богу, но в этом пунк­те нет ника­ко­го упо­ми­на­ния об отно­ше­нии Свя­то­го Духа к их жиз­ни. Кто такие были сама­ряне? Они были сме­шан­ной расой (4 Цар. 17:24; Езд. 4:2). Когда асси­рий­цы заво­е­ва­ли Изра­иль, Север­ное цар­ство (722 г. до Р.Х), они уве­ли мно­гих изра­иль­тян из их зем­ли и ста­ли засе­лять этот реги­он язы­че­ски­ми наро­да­ми, кото­рых они вез­де заво­е­вы­ва­ли (4 Цар. 17:24). Впо­след­ствии эти пере­се­лен­ные языч­ни­ки всту­па­ли в сме­шан­ные бра­ки с евре­я­ми, оста­вав­ши­ми­ся в зем­ле. Их потом­ки ста­ли сама­ря­на­ми, напо­ло­ви­ну евре­я­ми и напо­ло­ви­ну языч­ни­ка­ми. Сама­ряне испо­ве­до­ва­ли дру­гую рели­гию, отли­чав­шу­ю­ся от рели­гии евре­ев в южной обла­сти, Иудее (4 Цар. 17:27; Иоан. 4:20–22). Эти два фак­та — сме­ше­ние рас и рели­ги­оз­ное сопер­ни­че­ство — вызва­ли в пер­вом сто­ле­тии боль­шое раз­де­ле­ние и силь­ную нена­висть меж­ду евре­я­ми и сама­ря­на­ми (Езд. 4; Лук. 9:52–53; Иоан. 4:9). 
 
Осо­бен­но­сти 
Апо­сто­лы в Иеру­са­ли­ме, услы­шав об успеш­ном слу­же­нии Филип­па, посла­ли в Сама­рию Пет­ра и Иоан­на (Деян. 8:14). Когда этих два Апо­сто­ла при­бы­ли, они помо­ли­лись о ново­об­ра­щен­ных сама­ря­нах, «что­бы они при­ня­ли Духа Свя­то­го. Ибо Он не схо­дил еще ни на одно­го из них, а толь­ко были они кре­ще­ны во имя Гос­по­да Иису­са» (8:15–16). Таким обра­зом, сама­ряне уве­ро­ва­ли и были кре­ще­ны в воде, но не име­ли оби­та­ю­ще­го при­сут­ствия Свя­то­го Духа. «Тогда [Апо­сто­лы] воз­ло­жи­ли руки на них, и они при­ня­ли Духа Свя­то­го» (8:17). Веру­ю­щие сама­ряне, таким обра­зом, полу­чи­ли Духа в этом опы­те после обра­ще­ния. Когда сама­ряне полу­чи­ли Духа, не после­до­ва­ло ника­ких внеш­них види­мых явле­ний. Нет ника­ко­го упо­ми­на­ния о зву­ке, подоб­ном мча­ще­му­ся вет­ру, и не было раз­де­ля­ю­щих­ся язы­ков, как бы огнен­ных (2:2–3). Хотя гово­ре­ние на язы­ках явно не упо­ми­на­ет­ся, мно­гие тол­ко­ва­те­ли пола­га­ют, что это явле­ние тогда про­изо­шло. Эта точ­ка зре­ния осно­вы­ва­ет­ся на реак­ции Симо­на на слу­же­ние Апо­сто­лов: «Симон же, уви­дев, что через воз­ло­же­ние рук апо­столь­ских дает­ся Дух Свя­той, при­нес им день­ги, гово­ря: «Дай­те и мне власть эту, что­бы тот, на кого я воз­ло­жу руки, полу­чал Духа Свя­то­го» (8:18–19). Что видел Симон? Пяти­де­сят­ни­че­ские бого­сло­вы счи­та­ют, что Симон видел, как ново­об­ра­щен­ные гово­ри­ли на язы­ках. Карл Брам­бек, бого­слов Ассам­блей Божьих, при­знал, что эта пози­ция опи­ра­ет­ся на сви­де­тель­ство обсто­я­тельств, но доба­вил: «Со всей оче­вид­но­стью, наи­бо­лее убе­ди­тель­ны­ми дока­за­тель­ства­ми рас­по­ла­га­ют, конеч­но, те, кто утвер­жда­ет, что в этом слу­чае гово­ре­ние на язы­ках не при­сут­ство­ва­ло». Биб­лия ука­зы­ва­ет, что, когда Духа полу­чи­ли веру­ю­щие сама­ряне, гово­ре­ния на язы­ках не было. Во-пер­вых, об этом явле­нии нет упо­ми­на­ния. Дан­ный факт при­об­ре­та­ет важ­ность, пото­му что Лука запи­сал, что гово­ре­ние на язы­ках про­изо­шло, когда уве­ро­вал Кор­ни­лий и когда уче­ни­ки Иоан­на Кре­сти­те­ля при­шли к ново­му пони­ма­нию Божьей про­грам­мы (10:4–8; 19:1–7). Если бы Лука хотел пред­ста­вить обра­зец полу­че­ния Свя­то­го Духа, сопро­вож­да­е­мо­го гово­ре­ни­ем на язы­ках, он не опу­стил бы этот факт здесь, если бы это было на самом деле. Во-вто­рых, исполь­зо­ва­ние гла­голь­ной фор­мы «уви­дев» не при­во­дит к выво­ду. Явле­ние гово­ре­ния на язы­ках боль­ше обра­ще­но к вос­при­я­тию слу­хом, чем зре­ни­ем. В День Пяти­де­сят­ни­цы наблю­да­те­ли виде­ли и слы­ша­ли эти явле­ния (2:33). В‑третьих, Симон видел, что Апо­сто­лы воз­ла­га­ли руки на обра­щен­ных, и поже­лал иметь эту спо­соб­ность. Фак­ти­че­ски, самые убе­ди­тель­ные дока­за­тель­ства име­ют те, кто гово­рит, что гово­ре­ния на язы­ках не было в 8‑й гла­ве Дея­ний, пото­му что о нем кон­крет­но не упо­ми­на­ет­ся. 
 
Зна­че­ние 
Необыч­ное полу­че­ние Свя­то­го Духа сама­ря­на­ми не дает всем буду­щим веру­ю­щим обра­зец для сле­до­ва­ния. Фак­ти­че­ски, было бы невоз­мож­но повто­рить их ситу­а­цию. В Иеру­са­ли­ме нет Апо­сто­лов, кото­рые мог­ли бы прий­ти в наши горо­да и воз­ло­жить на нас руки. Так­же и обра­щен­ные не иска­ли како­го-то опы­та после обра­ще­ния. Они не моли­лись о себе. Филипп, кото­рый их еван­ге­ли­зи­ро­вал, не молил­ся о них. Ско­рее, Петр и Иоанн, упол­но­мо­чен­ные апо­столь­ской вла­стью, были теми, кто молил­ся, что­бы они полу­чи­ли Свя­то­го Духа. Задерж­ка в при­ня­тии Свя­то­го Духа обра­щен­ны­ми сама­ря­на­ми была для них зна­ком, что они долж­ны были нахо­дить­ся под духов­ной вла­стью Апо­сто­лов. Нуж­но было устра­нить сопер­ни­че­ство и раз­де­ле­ние меж­ду евре­я­ми и сама­ря­на­ми. Апо­сто­лы ранее воз­ло­жи­ли руки на Филип­па, и он при­знал их власть над ним (Деян. 6:1–6). Теперь сама­ряне, хотя они были спа­се­ны через слу­же­ние Филип­па, долж­ны были под­чи­нить­ся Апо­сто­лам, кото­рые были евре­я­ми. 
 
Р.Б. Дех­тя­рен­ко, д‑р Бого­сло­вия