Пер­вый съезд еван­ге­ли­стов в СПб

К 130-ЛЕТИЮ ПАШКОВСКОГО СЪЕЗДА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ. 
 
В авгу­сте 1882 года Васи­лий Алек­сан­дро­вич Паш­ков сооб­щал извест­но­му в Рос­сии про­по­вед­ни­ку Еван­ге­лия Яко­ву Деля­ко­ви­чу Деля­ко­ву: «Я наде­юсь, что будем иметь съезд бра­тьев со всей Рос­сии. Спи­шусь еще с вами об этом». «В 1884 году – вспо­ми­на­ет М. М. Корф, – Гос­подь поло­жил на серд­це Паш­ко­ву объ­еди­нить всех веру­ю­щих Рос­сии, что­бы они мог­ли узнать друг дру­га и потом сов­мест­но рабо­тать… Как теперь, я хоро­шо пом­ню этот вечер 24 мар­та 1884 года, когда в сво­ем каби­не­те доро­гой брат (В. А. Паш­ков – А. К.) мне про­чи­тал это пись­мо и спро­сил: «Не хочешь ли ты его под­пи­сать?». Это сде­лать я был готов с вели­чай­шей радо­стью, но я ясно пред­ви­дел и то, что это пись­мо в гла­зах пра­ви­тель­ства будет откры­тым нашим реше­ни­ем сле­до­вать за Хри­стом. Все же я упо­вал на Гос­по­да, и Он даро­вал нам силу все стра­да­ния ради Хри­ста почи­тать для себя вели­чай­шим богат­ством в этом мире. Пись­мо, сопро­вож­да­е­мое молит­ва­ми, было разо­сла­но штун­ди­стам, бап­ти­стам, мен­но­ни­там, моло­ка­нам и еван­гель­ским хри­сти­а­нам». Итак, Паш­ко­вым и Кор­фом было состав­ле­но и разо­сла­но пись­мо-воз­зва­ние с прось­бой, что­бы общи­ны и груп­пы озна­чен­ных веру­ю­щих при­сла­ли сво­их пред­ста­ви­те­лей на кон­фе­рен­цию, созы­ва­е­мую 1 апре­ля в Петер­бур­ге. 
 
«Санкт – Петер­бург, 24 мар­та 1884 года. 
 
Любез­ные бра­тья! Гос­подь наш Иисус Хри­стос, посвя­щая себя за цер­ковь свою, гото­вясь идти на крест­ную смерть, что­бы подоб­но зер­ну гор­чич­но­му пад­ши в зем­лю, уме­реть и не остать­ся одним, но при­не­сти мно­го пло­да, – обра­тил­ся к отцу Сво­е­му с пред­смерт­ною молит­вою, в кото­рой выска­зы­ва­ет­ся завет­ное Его жела­ние Он молит Отца не толь­ко о тех, кото­рые пер­вые после­до­ва­ли за ним, но и веру­ю­щих в Него по сло­ву их, про­ся: «Да будет все еди­но. Да будут совер­ше­ны во еди­но». Это заве­ща­ние Хри­сто­во, пере­дан­ное Церк­ви Его целых восем­на­дцать сто­ле­тий тому назад, по сие вре­мя оста­ет­ся не испол­нен­ным. Гос­подь по сие вре­мя ожи­да­ет осу­ществ­ле­ния Его воли, так ясно, так насто­я­тель­но им выра­жен­ной, воли, кото­рая была пред­ме­том посто­ян­ной забо­ты зем­ной Его жиз­ни. 
 
Не кажет­ся ли вам, доро­гие бра­тья, что над­ле­жит нам, чле­нам Тела Хри­сто­ва, напо­ен­ным одним духом и состав­ля­ю­щим одно тело с Ним, – нам, кото­рые при­зва­ны к обще­нию с Отцом и Сыном, вспом­нить, что Хри­стос жаж­дет совер­ше­ния един­ства еди­но­го Его Тела. Не кажет­ся ли вам, что наста­ла пора при­ве­сти в испол­не­ние заве­ща­ния гла­вы Церк­ви? 
 
Если от нас не зави­сит совер­ше­ние един­ства всей зем­ной Церк­ви, – то, по край­ней мере, мы обя­за­ны спо­соб­ство­вать объ­еди­не­нию Церк­ви Хри­сто­вой там, где Гос­подь нас поста­вил. Пред­ла­га­ем , вам бра­тья, воору­жить­ся этой мыс­лью, послать от церк­ви вашей одно лицо из тех, кото­рых Дух Свя­той поста­вил у вас блю­сти­те­ля­ми ста­да, – для сов­мест­но­го молит­вен­но­го пред Гос­по­дом иссле­до­ва­ния путей, им Самим ука­зан­ных для совер­ше­ния един­ства Церк­ви Хри­сто­вой. 
Вспом­ни­те, бра­тья, что Хри­стос умер для того, что­бы рас­се­ян­ных чад Божьих собрать воеди­но, что­бы соста­вить из них одно ста­до, име­ю­ще­го одно­го Пас­ты­ря. Да собе­рет же Гос­подь нас вокруг Себя с тем, что­бы научить нас сохра­нять един­ство духа в сою­зе мира. 
 
Мы пола­га­ем собрать­ся в Петер­бур­ге к 1–му буду­ще­го меся­ца дней на восемь. При­ез­жие могут най­ти поме­ще­ние по при­ла­га­е­мо­му адре­су. Те из бра­тьев, кото­рых при­сы­ла­ю­щая их цер­ковь не будет в состо­я­нии снаб­дить сред­ства­ми для про­жи­ва­ния в сто­ли­це, и при­том не име­ю­щие на то соб­ствен­ных средств, най­дут по тому же адре­су бес­плат­ную квар­ти­ру и содер­жа­ние побли­зо­сти от нее в народ­ной сто­ло­вой. 
 
Про­сим вас в наи­ско­рей­шем вре­ме­ни сооб­щить имя при­сы­ла­е­мо­го от вас бра­та заказ­ным пись­мом по сле­ду­ю­ще­му адре­су. Марии Ива­новне Игна­тье­вой, Выборг­ская, Лома­нов пере­улок, дом Паш­ко­ва №3. Бра­тьям, остав­шим­ся дома, да вну­шит Гос­подь Дух Свя­той под­дер­жи­вать молит­вой, собран­ных в Петер­бур­ге, что­бы и тем и дру­гим полу­чить рав­ную долю бла­го­сло­ве­ния от Гос­по­да. Граф М. Корф, В. Паш­ков. 
 
Покор­ней­шая прось­ба удер­жи­вать непре­мен­но от при­бы­тия сюда таких, кото­рые не от церк­ви при­сы­ла­ют­ся». 
 
На пер­вый в исто­рии Рос­сии съезд хри­сти­ан про­те­стант­ских испо­ве­да­ний в Петер­бург при­гла­си­ли моло­кан, штун­ди­стов, бап­ти­стов, для «сов­мест­но­го молит­вен­но­го пред Гос­по­дом иссле­до­ва­ния путей, Им Самим ука­зан­ных для совер­ше­ния един­ства Церк­ви Хри­сто­вой». 
 
М.М.Корф«К 1‑му апре­ля, – далее пишет Корф, – в Петер­бург съе­ха­лись семь­де­сят бра­тьев со всех кон­цов нашей роди­ны. Пер­вое собра­ние состо­я­лось в доме Паш­ко­ва. Встре­ча была очень радост­ная, и мы сра­зу же пред­ло­жи­ли собрав­шим­ся на обсуж­де­ние шесть пара­гра­фов выра­бо­тан­ных пред­ста­ви­те­ля­ми род­ствен­ных церк­вей по слу­чаю съез­да… Для это­го еще до съез­да собра­лись несколь­ко бра­тьев: «Д‑р Беде­кер из Англии, Яков Деля­ков, штун­дист из южной Рос­сии, пре­сви­тер Петер­бург­ской немец­кой общи­ны бап­ти­стов – И. В. Кар­гель, граф М. М. Корф и В. А. Паш­ков. Эти шесть пара­гра­фов гово­ри­ли о рабо­те и сотруд­ни­че­стве род­ствен­ных тече­ний, о кре­ще­нии и Вече­ре Гос­под­ней». Схо­жесть идей и пони­ма­ние Биб­лии не толь­ко при­вле­ка­ло людей, но и побуж­да­ло сов­мест­но тру­дить­ся для рас­про­стра­не­ния Биб­лей­ско­го Хри­сти­ан­ско­го уче­ния. 
 
В. Г. Пав­лов сооб­щал: «При­был бла­го­по­луч­но в Петер­бург 1 апре­ля в 10 часов утра. Сего­дня же отпра­ви­лись отыс­ки­вать собра­ние, кото­рое и нашли в доме кня­ги­ни Ливен, где было собра­но до 100 чело­век, кото­рые при­ни­ма­ли свя­тую вече­рю. Так как боль­шая часть не были кре­ще­ны по вере, то мы и не участ­во­ва­ли с ними. Из бап­ти­стов при­е­ха­ли сего­дня, кро­ме нас: В. Р. Коло­дин, Ф. П. Бали­хин из Таври­че­ской губер­нии, М. Ратуш­ный и И. Рябо­шап­ка из Хер­сон­ской; затем немец­кие бра­тья-про­по­вед­ни­ки: А. Либиг – из Одес­сы и И. Кар­гель из Бол­га­рии. Кро­ме того, был здесь аме­ри­кан­ский мис­си­о­нер из Тав­ра­за – Истен, Беде­кер и Ранд­к­лиф. После обе­да собра­ние было в том же доме. Гово­ри­ли и моли­лись мно­гие, но нико­му не пред­ла­га­ют, а кто чув­ству­ет побуж­де­ние, тот гово­рит и молит­ся. Так, как цель собра­ния была достиг­нуть един­ства, то я тоже ска­зал речь на эту тему и, взяв в осно­ва­ние Дея­ние Апо­сто­лов, гл. 2:42, пока­зал, что един­ство тогдаш­них хри­сти­ан про­из­вел Дух Свя­той и что мы можем достиг­нуть един­ства не ина­че, как про­ся изли­я­ния Свя­то­го Духа, и долж­ны воз­вра­тить­ся к апо­столь­ско­му уче­нию». 
 
На «про­щаль­ном собра­нии» в Санкт-Петер­бур­ге, кото­рое про­хо­ди­ло в доме кня­ги­ни Ливен в 1907 году, Васи­лий Гурье­вич Пав­лов с вос­хи­ще­ни­ем рас­ска­зы­вал: «Я вспо­ми­наю пер­вый съезд при бра­те В. А. Паш­ко­ве. Хотя съезд дол­жен был тогда разъ­е­хать­ся рань­ше, чем сле­до­ва­ло, но все – таки он не остал­ся без­ре­зуль­тат­ным. Мысль о един­стве, несо­мнен­но, сде­ла­лась бли­же к серд­цам рус­ских веру­ю­щих и связь не фор­маль­ная, а духов­ная, все вре­мя суще­ство­ва­ла и не пре­кра­ща­лась». По запи­сям съез­да, «деле­га­тов было боле семи­де­ся­ти чело­век», а всех при­сут­ству­ю­щих на «съез­де око­ло ста». «Наря­ду с глав­ным вопро­сом – вопро­сом о един­стве – съез­ду пред­сто­я­ло обсу­дить пер­спек­ти­вы даль­ней­ше­го раз­ви­тия дела Божия в Рос­сии». Это была пер­вая попыт­ка к сбли­же­нию лиде­ров еван­гель­ско­го испо­ве­да­ния, оза­бо­чен­ных поис­ком при­ем­ле­мых для Рос­сии форм хри­сти­ан­ско­го слу­же­ния. 
 
В их честь про­шли при­е­мы в домах Паш­ко­ва, Кор­фа, Ливен, Гага­ри­ной и Голи­цы­ной. «Один день они обе­да­ли у Паш­ко­ва, на дру­гой день их «с вели­кой радо­стью уго­щал» граф Корф, на тре­тий «радуш­но уго­ща­ла» кня­ги­ня Гага­ри­на». 
 
На съез­де при­сут­ство­ва­ли люди раз­ных сосло­вий. «Мно­го было кре­стьян в сво­ей про­стой одеж­де, при­быв­ших с лож­кой за одним голе­ни­щем сапо­га и с греб­нем за дру­гим. На засе­да­ни­ях сре­ди кре­стьян, слу­жа­щих, рабо­чих, масте­ро­вых, сиде­ли кня­зья, гра­фы, баро­ны, дамы вели­ко­свет­ско­го обще­ства». Так как каж­дый день засе­да­ния съез­да и обе­ды про­хо­ди­ли у раз­ных гос­под, чита­те­лю будет инте­рес­но узнать, как они обща­лись меж­ду собой. На одном из обе­дов у гра­фа Кор­фа, «осо­бое вни­ма­ние всех при­вле­кал оде­тый по наци­о­наль­но­му обы­чаю укра­ин­ский кре­стья­нин. Он был в шаро­ва­рах и сапо­гах, при­чем одна шта­ни­на в сапо­ге, а дру­гая свер­ху сапо­га. 
 
Длин­но­во­ло­сый, с длин­ной боро­дой, оде­тый в крас­ную руба­ху он был уса­жен на одно из пер­вых мест, и все при­сут­ству­ю­щие ско­ро узна­ли, что это Рябо­шап­ка, один из геро­ев веры, стой­ко после­до­вав­ший за Хри­стом. Ему пода­ли обед на золо­той тарел­ке с изыс­кан­но­го сер­ви­за. Рябо­шап­ка с удив­ле­ни­ем рас­смат­ри­вал тарел­ку и что-то зашеп­тал. – Что ты гово­ришь? – спро­сил граф. Рябо­шап­ка отве­тил: «Таре­лоч­ка, таре­лоч­ка ты бы затан­це­ва­ла, если бы узна­ла, какие гости сего­дня». Граф вме­сте с супру­гой, Еле­ной Михай­лов­ной, обслу­жи­ва­ю­щий гостей пояс­нил, что этот золо­той сер­виз полу­чил его отец лич­но от царя в пода­рок, и что он пода­вал­ся толь­ко гостям из цар­ской семьи. «Сего­дня же я подаю это вам, доро­гие бра­тья и сест­ры и доро­го­му Рябо­шап­ке, выра­жая этим свое почте­ние» – ска­зал Модест Моде­сто­вич». 
 
Шесто­го апре­ля съезд дол­жен был про­дол­жать­ся в доме В. А. Паш­ко­ва. Жите­ли Петер­бур­га, ино­стран­ные гости собра­лись в самом радуж­ном настро­е­нии и ожи­да­ли при­бы­тия деле­га­тов из про­вин­ции. Но никто не явил­ся… Васи­лий Алек­сан­дро­вич, в боль­шом сму­ще­нии, послал в гости­ни­цу выяс­нить, в чем дело. Но гости­ни­ца ока­за­лась пустой и никто не смог объ­яс­нить, что про­изо­шло. Ока­за­лось, что в то самое утро гости­ни­ца была окру­же­на жан­дар­ма­ми, и после тща­тель­но­го досмот­ра всех отве­ли в Пет­ро­пав­лов­скую кре­пость, где был учи­нен допрос. Одним из допра­ши­ва­ю­щих чинов­ни­ков был обер-про­ку­рор Свя­тей­ше­го пра­ви­тель­ству­ю­ще­го Сино­да – К. П. Побе­до­нос­цев. После дли­тель­ной про­це­ду­ры всех при­ез­жих бра­тьев, опять же жан­дар­мы, отве­ли на вок­зал, купи­ли биле­ты и отпра­ви­ли домой. «Один из бра­тьев, дое­хав до пер­вой стан­ции, вер­нул­ся обрат­но и рас­ска­зал, что про­изо­шло». Несмот­ря на то, что съезд из-за при­тес­не­ний цар­ским пра­ви­тель­ством не закон­чил свою рабо­ту и не при­вел к объ­еди­не­нию собрав­ших­ся, зна­че­ние его для Еван­гель­ско­го и Бап­тист­ско­го дви­же­ния очень вели­ко. Впер­вые в Рос­сии встре­ти­лись паш­ков­цы, бап­ти­сты, штун­ди­сты и дру­гие веру­ю­щие в Еван­ге­лие. 
 
Мно­го лет спу­стя граф М. М. Корф, вспо­ми­ная об этом съез­де, ска­жет, что «это собра­ние послу­жи­ло для меня уро­ком на всю жизнь. Мы долж­ны искать един­ства не толь­ко в пони­ма­нии основ­ных, дог­ма­ти­че­ских вопро­сов, но и в духе и истине, кото­рую веру­ю­щие нахо­дят в нашем Иску­пи­те­ле… Не будем забы­вать, что един­ство не озна­ча­ет одно­об­ра­зие. Здесь иллю­стра­цию мож­но взять с наше­го тела. Оно име­ет мно­го раз­лич­ных чле­нов и орга­нов, но всех их объ­еди­ня­ет одна кровь, они рез­ко отли­ча­ют­ся друг от дру­га и име­ют раз­ные функ­ции. Глаз не име­ет ни малей­ше­го пред­став­ле­ния о рабо­те уха, рав­но и ухо ниче­го не зна­ет о дея­тель­но­сти гла­за. Но все же, они близ­ко рас­по­ло­же­ны друг к дру­гу, при­над­ле­жат к одно­му телу , име­ют одну и ту же голо­ву. Внут­рен­нее, духов­ное един­ство не долж­но быть зави­си­мо от раз­но­мыс­лия во взгля­дах, что все­гда будет встре­чать­ся у детей Божи­их. С помо­щью Иису­са Хри­ста мы можем сто­ять и смот­реть выше всех чело­ве­че­ских раз­но­мыс­лий (Гал. 6:15)».