«Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «вот, жених идет, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: «дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: «Господи! Господи! отвори нам”. Он же сказал им в ответ: «истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий» (Мф. 25:1–13).
Притча Иисуса Христа о пяти мудрых и пяти неразумных девах, ожидавших жениха, имеет очень много разнообразных оттенков. И я хочу затронуть одну грань, которая имеет практическое значение для христиан, живущих в наше последнее время и ожидающих скорое Пришествие Господа Иисуса Христа. Очень ценно для всех христиан быть готовыми и не пропустить момента, когда Христос придет за ожидающими Его, но и само состояние готовности является уже великим благословением. Вот почему сокрыт день прихода Христа на землю.
Этот день ожидали многие поколения христиан. И ожидание приносило свои благотворные плоды. Для того, чтобы быть готовым ко встрече со Христом, нужно от многого отказаться и многим пожертвовать. Именно это и стимулирует духовный рост ожидающего человека.
А как применить в повседневной христианской жизни предупреждение Христа о нашей готовности? Что нужно делать, чтоб оказаться в числе мудрых дев?
Мудрых и неразумных дев поначалу было трудно различить. И те, и другие могли любить Дом Божий, прекрасно петь во славу Божью, служить Богу, благовествовать, иметь примерные семьи, приводить других к Богу, иметь духовные дары. Обе категории христиан могли жертвовать десятину от своих доходов и творить дела милосердия нуждающимся людям, и тем не менее… Одни оказались мудрыми, а другие нет. В чем же их различие? У одних было масло только в светильниках, а у других и в светильниках, и в сосудах.
Слово Божье называет светильником дух человека, который проявляется в совести, интуиции и способности верить в Бога и общаться с Ним. «Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Пр. 20:27). Библия призывает пламенеть духом, то есть ревностно и усердно служить Богу: «В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11).
Человек, имеющий горящий светильник, — это христианин, соединенный с Богом, исполненный Духом Святым и побеждающий грех. Хорошо и радостно служить Богу во время особой благодати Божьей, когда Дух Святой переполняет сердце чувствованиями Христовыми, тогда и светильник наш ярко горит. Но так бывает не всегда…
А что же это за сосуды, которые оказались заполнены маслом только у мудрых дев? Вообще сосудами названы души христиан, которые должны быть приготовленными на всякое доброе дело. «Чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4:4–5). Именно в душе должен выработаться навык от постоянного послушания духу, который желает противного плоти, и влечет нас к Богу (см. Гал. 5:17).
Из этого понятно, что преобразование у христианина должно происходить под влиянием Святого Духа не только в духе, сердечном светильнике, но и в душе, в сосуде, в характере, проявляющемся в повседневной жизни. Духом можно пламенеть в периоды Божьих посещений, но характер может оставаться скверным, что особо проявляется в испытаниях и под житейскими нагрузками. Ведь состоянием духа человеческого все не заканчивается. В периоды благодати Божьей можно пламенеть жертвенной любовью к людям и Богу, а в период засухи можно оказаться другими, если в наших душах — сосудах — не выработан навык смирения и послушания Богу. Именно в этом и есть главное отличие мудрых и неразумных христиан. В то время как те, которые названы Христом неразумными девами, были похожи на Христа, только когда находились под влиянием Святого Духа, то разумные применяли Божьи благословения еще и для своего личного исправления. Они работали над собой и преобразовывались сами. Их разум и воля были направлены на личное освящение. Они замечали в себе себялюбивые желания и иные пороки и выкорчевывали их. Они научились жить под нагрузками, когда не было поддержки со стороны. Неразумные наслаждались только временными сладкими переживаниями в духе — светильнике, в то время как мудрые, кроме этого, вырабатывали навык послушания Богу и в своих душах и телах — сосудах.
Когда жених замедлил… Именно этот период и обнаружил, кто есть кто. Это особый период ожидания перед приходом Христа, когда не будет свежей подпитки маслом от Духа Святого. Период, который можно назвать огненным испытанием. Его можно пройти только благодаря тому, что было накоплено ранее. И вот тут придется включать в действие то, о чем Христос сказал: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19). Да, терпением! Те, у кого чувства навыком приучены не к бунтарству и не к задаванию вопросов Богу, но к послушанию Ему, пройдут этот период, устоят и встретят Жениха. Хотя и они пройдут этот период не на свежем масле, потому что уснули все, но с запасом масла в сосудах — душах своих. Потому что мудрые позволили Богу потрудиться над собой во время благополучия.
Ведь не секрет, что самовлюбленные, капризные христиане не позволяют Богу совершать над собой Божью очистительную работу. Они с радостью пользуются Божьим утешением, благословением, но как только Господь допускает в их жизнь трудности, болезни или испытания, чтобы переплавить и очистить их, тут же начинается протест: «Боже, почему меня это постигло?! Зачем это мне надо? Да что я хуже всех? Удали это от меня! Смири людей, восстающих на меня!» Такие верующие обычно просят помолиться о них, чтобы Бог исполнил их волю и их эгоистичные желания. А мотив тому каков? Чтобы было хорошо сейчас! А как будет в вечной жизни, их меньше волнует. Так мыслят люди, которые любят себя больше, чем Бога.
Они спешат жить плотской душевной жизнью для себя, сейчас и сегодня, в ущерб своему будущему в вечности.
А Господь же ничего не делает бесцельно. Если Он и допускает трудности, то с целью переплавить нас и отделить от нас все мирское. А если мы не согласны с этим и протестуем? Что остается делать Богу?.. И так бывает, что многие христиане остаются невозросшими, капризными, себялюбивыми младенцами, как образно написано: «Раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня: плавильщик пла- вил напрасно, ибо злые не отделились; отверженным серебром назовут их, ибо Господь отверг их» (Иер. 6:29–30).
Поэтому поторопимся, чтобы в благоприятное время запастись маслом и оказаться в числе мудрых, которые смогут гореть и в период власти тьмы и остаться верными и готовыми встречать Господа! Для этого откроемся для совершенной воли Божьей. Попросим, чтобы Он переплавил нас, как золото, и отделил вредные примеси. Будем, побеждая плоть с ее недовольствами, жалостью к себе и капризами, вырабатывать навык полного послушания духу без лишних вопросов. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).
Александр Борисенко