Однажды группе людей задали необычный вопрос: за что вы готовы отдать половину своей жизни? Ответы были разные:
«Полжизни можно отдать лишь за то, без чего человек не может спокойно жить и существовать на этом свете…»
«Ради будущего наших детей, ради мирного неба над головой, ради того, чтобы все люди жили мирно и счастливо, не жалко отдать полжизни!»
«Я бы всё отдала за здоровье и счастье своего ребёнка, для меня это самое важное».
«За что можно отдать полжизни? Ни за что! Нет ничего такого, что бы так высоко ценилось или так дорого стоило».
Итак, у каждого из нас есть что-то очень ценное. Для многих это дети или близкие люди. У кого-то это принципы, от которых он никогда не отступает. Для кого-то очень дорого то, чем он занимается: ответственная работа, воспитание детей, благотворительная деятельность… У нас есть цели, к которым мы стремимся. Есть мечты, которые нас вдохновляют.
Бывает так, что какие-то обстоятельства или новые знания могут серьёзно повлиять на нас. Вдруг мы замечаем, что упустили что-то важное. В таком случае наши приоритеты, ценности и цели могут сильно измениться или обрести новый смысл. На протяжении истории у великого количества людей такие перемены происходили, когда они слышали Евангелие. Вот что пишет в книге «Вопросы жизни. Дневник старого врача» известный русский учёный, врач и педагог Н. И. Пирогов: «После погрома моей обрядной религии я искал успокоения и мира души. Вся внешняя сторона веры оказывала на меня вместо успокаивающего и примиряющего действия – другое, противоположное. Мне нужен был отвлечённый, недостижимо высокий идеал веры. И, принявшись за Евангелие, которого я никогда ещё сам не читывал, а мне было уже 38 лет от роду, я нашёл для себя этот идеал». Читая дневник учёного, мы видим, как сильно он сокрушается о том, что многие годы понимал Евангелие неверно несмотря на то, что был хорошо знаком с религией.
Евангелие – самая большая ценность
Посмотрите, как трепетно говорит о ценности Евангелия Николай Васильевич Гоголь: «Всё это письмо моё ты перечти внимательно, перечти его не один раз, но несколько, в различные часы и в различные состояния душевные. Можешь даже дать прочесть его и сёстрам, если они захотят того, хотя я сомневаюсь, чтобы оно было ими как следует понято. Мудрость свою они покуда черпают из разного рода повестей, а не из Евангелия, а потому все вещи стоят пред ними не в настоящем свете» (Письмо Н. В. Гоголя сестре Ольге Васильевне Гоголь 20.01.1847).
В истории немало величайших мыслителей, которые хорошо знали, ценили и любили Евангелие. Они не только использовали идеи и образы из Писания в своих трудах, но и считали Библию верным жизненным ориентиром, источником утешения и вдохновения. Многие из этих выдающихся людей написали самые возвышенные и трогательные слова о Евангелии, и мы могли бы цитировать их ещё очень долго. Однако пришло время открыть само Евангелие и прочитать слова удивительной Личности, о Которой сказано: «Бог явился во плоти» (1 Тимофея 3, 16).
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её. Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? (Марка 8, 35–36).
Евангелист Марк в точности передаёт нам слова Божьего Сына, Спасителя мира, Иисуса Христа. Обратите внимание, Христос затрагивает самые важные вопросы и для человека, и для Бога. «Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?»
Душа человека дороже всего мира. Душа дороже не только дома, дачи и машины, но и всех на свете домов, дач, машин и всех иных материальных ценностей. Потому что все материальные блага временны, а душа вечна. Но раз она вечна, есть ли повод для беспокойства? Есть. Потому как душу можно потерять. Что это значит?
Внимательно перечитайте в Евангелии от Луки историю о богаче и Лазаре. Оказавшись в аду, в нестерпимых мучениях, богач более всего на свете желал бы избавить свою душу и оказаться в другом месте. Но, увы, получил ответ: «…между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Луки 16, 26).
Евангелие учит правильно относиться к душе
Итак, к душе необходимо относиться правильно. А как правильно? Христос говорит и об этом: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её».
«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её…» Божественная мудрость не всегда легко усваивается людьми, и прийти к осознанию ценности Христа и Евангелия бывает далеко не просто. Послушайте, что говорит Ф. М. Достоевский: «Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных. И, однако же, Бог посылает мне иногда минуты, в которые я совершенно спокоен; в эти минуты я люблю и нахожу, что другими любим, и в такие-то минуты я сложил в себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть» (Из письма Н. Д. Фонвизиной).
Многим из нас хотелось бы избежать рассуждений о своём предназначении, об ответственности перед Творцом и других сложных вопросах. Мы пытаемся беречь душу не только от стрессов, но и от серьёзных размышлений. Мы можем попытаться уберечь свою душу и от наставлений Христа. Но стоит ли это делать? Ведь из нашей памяти уже никогда не изгладятся Его слова: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её»
К Евангелию необходимо относиться правильно
Конечно же, может возникнуть вопрос: если Евангелие настолько ценно, то почему многие им пренебрегают? Почему так много тех, кто противится Слову Божьему и даже враждует против него? Апостол Павел хорошо объяснил причину такого отношения к учению Христа:
«Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» (2 Коринфянам 4, 3–4). Враг человеческих душ – дьявол, которого Павел назвал богом этого века, прикладывает все усилия, чтобы скрыть Евангелие. Скрыть весть о Божьей любви и необходимости спасения.
Мы видим, что Библия подчёркивает необходимость правильного отношения к самым важным ценностям – ко Христу и Евангелию: «…кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её». Это настолько важная истина, что она вновь и вновь повторяется в Писании: «И начал Пётр говорить Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою. Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестёр, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Марка 10, 28–30). Этот текст не нужно толковать превратно. Господь не учит бросить жену, детей или родителей. Напротив, учение Христа таково: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печётся, тот отрёкся от веры и хуже неверного» (1 Тимофею 5, 8). О чём же говорит Господь? О том, что, если у человека на первом месте будут истинные духовные ценности, он обретёт великие благословения. Даже если и встретит временные трудности, или гонения, или скорби, – Бог верен Своим обещаниям – благословения неизбежны.
Как же важно понять суть Благой вести: Христос «пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоанна 10, 10)! Венцом же всего будет великая награда – вечная жизнь в благословенном Божьем царстве.
Э. П. Сергеев