Непре­хо­дя­щая цен­ность Евангелия

Одна­жды груп­пе людей зада­ли необыч­ный вопрос: за что вы гото­вы отдать поло­ви­ну сво­ей жиз­ни? Отве­ты были разные:

«Пол­жиз­ни мож­но отдать лишь за то, без чего чело­век не может спо­кой­но жить и суще­ство­вать на этом свете…»

«Ради буду­ще­го наших детей, ради мир­но­го неба над голо­вой, ради того, что­бы все люди жили мир­но и счаст­ли­во, не жал­ко отдать полжизни!»

«Я бы всё отда­ла за здо­ро­вье и сча­стье сво­е­го ребён­ка, для меня это самое важное».

«За что мож­но отдать пол­жиз­ни? Ни за что! Нет ниче­го тако­го, что бы так высо­ко цени­лось или так доро­го стоило».

Итак, у каж­до­го из нас есть что-то очень цен­ное. Для мно­гих это дети или близ­кие люди. У кого-то это прин­ци­пы, от кото­рых он нико­гда не отсту­па­ет. Для кого-то очень доро­го то, чем он зани­ма­ет­ся: ответ­ствен­ная рабо­та, вос­пи­та­ние детей, бла­го­тво­ри­тель­ная дея­тель­ность… У нас есть цели, к кото­рым мы стре­мим­ся. Есть меч­ты, кото­рые нас вдохновляют.

Быва­ет так, что какие-то обсто­я­тель­ства или новые зна­ния могут серьёз­но повли­ять на нас. Вдруг мы заме­ча­ем, что упу­сти­ли что-то важ­ное. В таком слу­чае наши при­о­ри­те­ты, цен­но­сти и цели могут силь­но изме­нить­ся или обре­сти новый смысл. На про­тя­же­нии исто­рии у вели­ко­го коли­че­ства людей такие пере­ме­ны про­ис­хо­ди­ли, когда они слы­ша­ли Еван­ге­лие. Вот что пишет в кни­ге «Вопро­сы жиз­ни. Днев­ник ста­ро­го вра­ча» извест­ный рус­ский учё­ный, врач и педа­гог Н. И. Пиро­гов: «После погро­ма моей обряд­ной рели­гии я искал успо­ко­е­ния и мира души. Вся внеш­няя сто­ро­на веры ока­зы­ва­ла на меня вме­сто успо­ка­и­ва­ю­ще­го и при­ми­ря­ю­ще­го дей­ствия – дру­гое, про­ти­во­по­лож­ное. Мне нужен был отвле­чён­ный, недо­сти­жи­мо высо­кий иде­ал веры. И, при­няв­шись за Еван­ге­лие, кото­ро­го я нико­гда ещё сам не читы­вал, а мне было уже 38 лет от роду, я нашёл для себя этот иде­ал». Читая днев­ник учё­но­го, мы видим, как силь­но он сокру­ша­ет­ся о том, что мно­гие годы пони­мал Еван­ге­лие невер­но несмот­ря на то, что был хоро­шо зна­ком с религией.

Еван­ге­лие – самая боль­шая ценность

Посмот­ри­те, как тре­пет­но гово­рит о цен­но­сти Еван­ге­лия Нико­лай Васи­лье­вич Гоголь: «Всё это пись­мо моё ты пере­чти вни­ма­тель­но, пере­чти его не один раз, но несколь­ко, в раз­лич­ные часы и в раз­лич­ные состо­я­ния душев­ные. Можешь даже дать про­честь его и сёст­рам, если они захо­тят того, хотя я сомне­ва­юсь, что­бы оно было ими как сле­ду­ет поня­то. Муд­рость свою они поку­да чер­па­ют из раз­но­го рода пове­стей, а не из Еван­ге­лия, а пото­му все вещи сто­ят пред ними не в насто­я­щем све­те» (Пись­мо Н. В. Гого­ля сест­ре Оль­ге Васи­льевне Гоголь 20.01.1847).

В исто­рии нема­ло вели­чай­ших мыс­ли­те­лей, кото­рые хоро­шо зна­ли, цени­ли и люби­ли Еван­ге­лие. Они не толь­ко исполь­зо­ва­ли идеи и обра­зы из Писа­ния в сво­их тру­дах, но и счи­та­ли Биб­лию вер­ным жиз­нен­ным ори­ен­ти­ром, источ­ни­ком уте­ше­ния и вдох­но­ве­ния. Мно­гие из этих выда­ю­щих­ся людей напи­са­ли самые воз­вы­шен­ные и тро­га­тель­ные сло­ва о Еван­ге­лии, и мы мог­ли бы цити­ро­вать их ещё очень дол­го. Одна­ко при­шло вре­мя открыть само Еван­ге­лие и про­чи­тать сло­ва уди­ви­тель­ной Лич­но­сти, о Кото­рой ска­за­но: «Бог явил­ся во пло­ти» (1 Тимо­фея 3, 16).

Ибо кто хочет душу свою сбе­речь, тот поте­ря­ет её, а кто поте­ря­ет душу свою ради Меня и Еван­ге­лия, тот сбе­ре­жёт её. Ибо какая поль­за чело­ве­ку, если он при­об­ре­тёт весь мир, а душе сво­ей повре­дит? (Мар­ка 8, 35–36).

Еван­ге­лист Марк в точ­но­сти пере­да­ёт нам сло­ва Божье­го Сына, Спа­си­те­ля мира, Иису­са Хри­ста. Обра­ти­те вни­ма­ние, Хри­стос затра­ги­ва­ет самые важ­ные вопро­сы и для чело­ве­ка, и для Бога. «Ибо какая поль­за чело­ве­ку, если он при­об­ре­тёт весь мир, а душе сво­ей повредит?»

Душа чело­ве­ка доро­же все­го мира. Душа доро­же не толь­ко дома, дачи и маши­ны, но и всех на све­те домов, дач, машин и всех иных мате­ри­аль­ных цен­но­стей. Пото­му что все мате­ри­аль­ные бла­га вре­мен­ны, а душа веч­на. Но раз она веч­на, есть ли повод для бес­по­кой­ства? Есть. Пото­му как душу мож­но поте­рять. Что это значит?

Вни­ма­тель­но пере­чи­тай­те в Еван­ге­лии от Луки исто­рию о бога­че и Лаза­ре. Ока­зав­шись в аду, в нестер­пи­мых муче­ни­ях, богач более все­го на све­те желал бы изба­вить свою душу и ока­зать­ся в дру­гом месте. Но, увы, полу­чил ответ: «…меж­ду нами и вами утвер­жде­на вели­кая про­пасть, так что хотя­щие перей­ти отсю­да к вам не могут, так­же и отту­да к нам не пере­хо­дят» (Луки 16, 26).

Еван­ге­лие учит пра­виль­но отно­сить­ся к душе

Итак, к душе необ­хо­ди­мо отно­сить­ся пра­виль­но. А как пра­виль­но? Хри­стос гово­рит и об этом: «Ибо кто хочет душу свою сбе­речь, тот поте­ря­ет её, а кто поте­ря­ет душу свою ради Меня и Еван­ге­лия, тот сбе­ре­жёт её».

«Кто хочет душу свою сбе­речь, тот поте­ря­ет её…» Боже­ствен­ная муд­рость не все­гда лег­ко усва­и­ва­ет­ся людь­ми, и прий­ти к осо­зна­нию цен­но­сти Хри­ста и Еван­ге­лия быва­ет дале­ко не про­сто. Послу­шай­те, что гово­рит Ф. М. Досто­ев­ский: «Каких страш­ных муче­ний сто­и­ла и сто­ит мне теперь эта жаж­да верить, кото­рая тем силь­нее в душе моей, чем более во мне дово­дов про­тив­ных. И, одна­ко же, Бог посы­ла­ет мне ино­гда мину­ты, в кото­рые я совер­шен­но спо­ко­ен; в эти мину­ты я люб­лю и нахо­жу, что дру­ги­ми любим, и в такие-то мину­ты я сло­жил в себе сим­вол веры, в кото­ром всё для меня ясно и свя­то. Этот сим­вол очень прост, вот он: верить, что нет ниче­го пре­крас­нее, глуб­же, сим­па­тич­нее, разум­нее, муже­ствен­нее и совер­шен­нее Хри­ста, и не толь­ко нет, но с рев­ни­вою любо­вью гово­рю себе, что и не может быть» (Из пись­ма Н. Д. Фонвизиной).

Мно­гим из нас хоте­лось бы избе­жать рас­суж­де­ний о сво­ём пред­на­зна­че­нии, об ответ­ствен­но­сти перед Твор­цом и дру­гих слож­ных вопро­сах. Мы пыта­ем­ся беречь душу не толь­ко от стрес­сов, но и от серьёз­ных раз­мыш­ле­ний. Мы можем попы­тать­ся убе­речь свою душу и от настав­ле­ний Хри­ста. Но сто­ит ли это делать? Ведь из нашей памя­ти уже нико­гда не изгла­дят­ся Его сло­ва: «Ибо кто хочет душу свою сбе­речь, тот поте­ря­ет её, а кто поте­ря­ет душу свою ради Меня и Еван­ге­лия, тот сбе­ре­жёт её»

К Еван­ге­лию необ­хо­ди­мо отно­сить­ся правильно

Конеч­но же, может воз­ник­нуть вопрос: если Еван­ге­лие настоль­ко цен­но, то поче­му мно­гие им пре­не­бре­га­ют? Поче­му так мно­го тех, кто про­ти­вит­ся Сло­ву Божье­му и даже враж­ду­ет про­тив него? Апо­стол Павел хоро­шо объ­яс­нил при­чи­ну тако­го отно­ше­ния к уче­нию Христа:

«Если же и закры­то бла­го­вест­во­ва­ние наше, то закры­то для поги­ба­ю­щих, для неве­ру­ю­щих, у кото­рых бог века сего осле­пил умы, что­бы для них не вос­си­ял свет бла­го­вест­во­ва­ния о сла­ве Хри­ста, Кото­рый есть образ Бога неви­ди­мо­го» (2 Корин­фя­нам 4, 3–4). Враг чело­ве­че­ских душ – дья­вол, кото­ро­го Павел назвал богом это­го века, при­кла­ды­ва­ет все уси­лия, что­бы скрыть Еван­ге­лие. Скрыть весть о Божьей люб­ви и необ­хо­ди­мо­сти спасения.

Мы видим, что Биб­лия под­чёр­ки­ва­ет необ­хо­ди­мость пра­виль­но­го отно­ше­ния к самым важ­ным цен­но­стям – ко Хри­сту и Еван­ге­лию: «…кто поте­ря­ет душу свою ради Меня и Еван­ге­лия, тот сбе­ре­жёт её». Это настоль­ко важ­ная исти­на, что она вновь и вновь повто­ря­ет­ся в Писа­нии: «И начал Пётр гово­рить Ему: вот, мы оста­ви­ли всё и после­до­ва­ли за Тобою. Иисус ска­зал в ответ: истин­но гово­рю вам: нет нико­го, кто оста­вил бы дом, или бра­тьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или зем­ли, ради Меня и Еван­ге­лия, и не полу­чил бы ныне, во вре­мя сие, сре­ди гоне­ний, во сто крат более домов, и бра­тьев и сестёр, и отцов, и мате­рей, и детей, и земель, а в веке гря­ду­щем жиз­ни веч­ной» (Мар­ка 10, 28–30). Этот текст не нуж­но тол­ко­вать пре­врат­но. Гос­подь не учит бро­сить жену, детей или роди­те­лей. Напро­тив, уче­ние Хри­ста тако­во: «Если же кто о сво­их и осо­бен­но о домаш­них не печёт­ся, тот отрёк­ся от веры и хуже невер­но­го» (1 Тимо­фею 5, 8). О чём же гово­рит Гос­подь? О том, что, если у чело­ве­ка на пер­вом месте будут истин­ные духов­ные цен­но­сти, он обре­тёт вели­кие бла­го­сло­ве­ния. Даже если и встре­тит вре­мен­ные труд­но­сти, или гоне­ния, или скор­би, – Бог верен Сво­им обе­ща­ни­ям – бла­го­сло­ве­ния неизбежны.

Как же важ­но понять суть Бла­гой вести: Хри­стос «при­шёл для того, что­бы име­ли жизнь и име­ли с избыт­ком» (Иоан­на 10, 10)! Вен­цом же все­го будет вели­кая награ­да – веч­ная жизнь в бла­го­сло­вен­ном Божьем царстве.

Э. П. Сергеев