Отзыв о науч­но-исто­ри­че­ской кон­фе­рен­ции в В.Новгороде

«Друж­ба, где бы и в какой бы фор­ме она ни про­яви­лась, все­гда осно­ва­на на каком-то незри­мом срод­стве душ». Эту мысль я недав­но про­чел у одно­го авто­ра и сра­зу поду­мал о про­шед­шей Науч­но-исто­ри­че­ской кон­фе­рен­ции в Вели­ком Нов­го­ро­де. Она – после юби­лея «150 лет Еван­гель­ско­му дви­же­нию на Нов­го­род­ской зем­ле» – уже вто­рой раз состо­я­лась в Хра­ме Хри­ста 12 и 13 сен­тяб­ря сего года. Насту­пил октябрь, когда и я могу луч­ше осмыс­лить момен­ты этой встре­чи, эпи­зо­ды увле­чен­ных бесед и нефор­маль­ных отве­тов друг дру­гу. 
 
1. Преж­де все­го, хоте­лось бы отме­тить сам факт Кон­фе­рен­ции; она и в этом году не совер­ши­лась бы без неустан­но­го слу­же­ния епи­ско­па Ана­то­лия, его пре­сви­те­ри­ума и всех сотруд­ни­ков. 
 
Таким обра­зом, в Нов­го­ро­де вто­рой раз состо­я­лась не толь­ко науч­ная кон­фе­рен­ция, но и духов­но непри­нуж­ден­ное обще­ние; и не толь­ко обще­ние, но и допол­не­ние друг дру­га. Мы все нуж­да­ем­ся в обще­нии имен­но пото­му, что без него не можем назы­вать­ся хри­сти­а­на­ми. 
 
Дух Хри­стов направ­ля­ет нас навстре­чу друг дру­гу; Он помо­га­ет пре­одо­леть и неко­то­рые ком­плек­сы закры­то­сти наше­го кон­фес­си­о­на­лиз­ма – бороть­ся с чув­ством «пре­вос­ход­ства» наддругими тра­ди­ци­я­ми того же Хри­сти­ан­ства. Поэто­му на Кон­фе­рен­ции не хваталопредставителей мест­но­го пра­во­сла­вия, так­же деле­га­тов от като­ли­че­ства и люте­ран­ства. Но Дух – пишет апо­стол – «…все про­ни­ца­ет, и глу­би­ны Божии» (1 Кор. 2:10). 
 
Разу­ме­ет­ся, само уча­стие в Кон­фе­рен­ции – дело доб­ро­воль­ное. Это зна­чит – оно состо­я­лось не про­сто как нечто «фор­маль­ное» или даже – и толь­ко – как «науч­ное», но и как нечто духов­ное. 
 
«Дух, – в одной из сво­их бесед гово­рит хри­сти­ан­ский мыс­ли­тель IV в. Иоанн Зла­то­уст, – дан еще для того, что­бы объ­еди­нять людей, неоди­на­ко­вых меж­ду собой по про­ис­хож­де­нию и по обра­зу мыс­лей». – Из Тол­ко­ва­ния на Посла­ние св. апо­сто­ла Пав­ла к Ефе­ся­нам. Бесе­да 9. 
 
Такая зако­но­мер­ность Духа и нашла свое отра­же­ние не толь­ко в текстах доклад­чи­ков, но во мно­гих вопро­сах слу­ша­те­лей и в отве­тах рефе­рен­тов. Здесь же хоте­лось бы при­со­еди­нить­ся к наблю­де­нию бра­тьев и сестер: Кон­фе­рен­ция в этом году была более кон­струк­тив­ной из-за того, что после каж­до­го докла­да слу­ша­те­лю мож­но было зада­вать боль­ше вопро­сов по теме, а доклад­чи­ку – отве­тить на них более подроб­но. Но кро­ме пре­по­да­ва­те­лей из вузов С.-Петербурга, Моск­вы и Калу­ги, не хва­та­ло самих сту­ден­тов, интен­сив­но изу­ча­ю­щих бого­слов­ские, исто­ри­че­ские и др. гума­ни­тар­ные пред­ме­ты. Разу­ме­ет­ся, этот «про­бел» мож­но вос­пол­нить в буду­щем. 
 
2. На Кон­фе­рен­ции в лите­ра­тур­но-духов­ной меди­та­ции поэтес­сы Оль­ги Соко­ло­вой было ука­за­но на образ кам­ня-ска­лы. 
 
В дей­стви­тель­но­сти, в дале­ком 1994 г. состо­я­лась заклад­ка того зда­ния, в кото­ром сего­дня соби­ра­ют­ся веру­ю­щие не толь­ко Вели­ко­го Нов­го­ро­да и обла­сти, но и гости мно­гих горо­дов Рос­сии, даже дру­гих стран. Неволь­но вспо­ми­на­ют­ся сло­ва из Еван­ге­лия: «…вся­ко­го, кто слу­ша­ет сло­ва Мои сии и испол­ня­ет их, упо­доб­лю мужу бла­го­ра­зум­но­му, кото­рый постро­ил дом свой на камне…» (Мф. 7:24). 
 
Здесь же речь идет о делах духов­ных. Имен­но они дали и дают истин­ную проч­ность дому внешне види­мо­му, мате­ри­аль­но­му… 
 
Храм Хри­ста – это, в первую оче­редь, дом не камен­ный, а духов­ный. Эта мысль осо­бо ярко про­зву­ча­ла у высту­па­ю­щих пас­ты­рей и при­хо­жан на вос­крес­ном собра­нии 14 сен­тяб­ря. Такое мы ощу­ти­ли и во вре­мя филь­ма, сня­то­го при заклад­ке и освя­ще­нии кам­ня. Так и было в самом нача­ле; все каза­лось так непро­сто и так слож­но… Но вот, доб­рый замы­сел осу­ще­ствил­ся. Сего­дня при­хо­жане и гости Хра­ма сно­ва и сно­ва убеж­да­ют­ся в проч­но­сти того дома, кото­рый стро­ил­ся – и до сих пор стро­ит­ся – из кам­ней живых в Духе… А поэто­му усто­ял и сто­ит дом види­мый – Храм Хри­ста в Вели­ком Нов­го­ро­де. 
 
Впро­чем, по кален­да­рю Запад­но­го хри­сти­ан­ства 14 сен­тяб­ря отме­ча­ет­ся память о Воз­дви­же­нии Живо­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня; она в этом году сов­па­ла с Вос­крес­ным днем. Это все, не лиш­ний раз, сви­де­тель­ству­ет о том, что доро­га в Храм, забы­тая или запре­щен­ная в годы совет­ско­го без­бо­жия, ста­ла откры­той бла­го­да­ря и Хра­му на ули­це Коче­то­ва. Но так­же бла­го­да­ря и ноше­нию повсе­днев­но­го Кре­ста – слу­же­нию епи­ско­па Ана­то­лия, само­от­да­че пре­дан­ных делу его сотруд­ни­ков, начи­ная с момен­та стро­и­тель­ства Хра­ма в 1994 г. и завер­шая еже­днев­ным слу­же­ни­ем в нем сего­дня. 
 
Хочу побла­го­да­рить Епи­ско­па Ана­то­лия и всех его кол­лег – слу­жи­те­лей Нов­го­род­чи­ны, бра­тьев и сестер – за встре­чи и содру­же­ство, нача­тые еще в 2004 г. в сте­нах С.-Петербургской еван­ге­ли­че­ской бого­слов­ской Ака­де­мии. 
 
Soli Deo gloria! – Сла­ва Богу за все! 
 
† ЙОЗЕФ БАРОН 
С.-Петербург