Что же это такое – Пасха?

ПАСХА – это все­гда ожи­да­ние вес­ны, радо­сти и теп­ла. Это ощу­ще­ние и ассо­ци­а­ция боль­шо­го празд­ни­ка, даже в посло­ви­цу у наро­да вошло: «Экая Пас­ха – шире Рож­де­ства». Такое чув­ство воз­ни­ка­ет не толь­ко у веру­ю­щих, но и у неве­ру­ю­щих. А если гово­рить о кра­ше­ных яйцах и кули­чах, так это – каж­дый зна­ет – «свя­тое дело». Один автор так пишет об этих пас­халь­ных тра­ди­ци­ях: «Обы­чай дарить крас­ные яйца все­гда имел зна­че­ние выра­же­ния духов­ной радо­сти по слу­чаю обнов­ле­ния чело­ве­че­ства через крест­ную смерть и вос­кре­се­ние Христово».

Что же это такое – Пас­ха? – Что-то, напо­ми­на­ю­щее наше обновление.

Конеч­но же, празд­ник Пас­хи суще­ство­вал еще в дохри­сти­ан­ский пери­од у Иуде­ев, как день памя­ти исхо­да из Егип­та. В кни­ге Исход 12,1–2 напи­са­но: «И ска­зал Гос­подь Мои­сею и Адро­ну и далее: Ска­жи­те все­му Обще­ству Изра­иль­тян: в деся­тый день сего меся­ца пусть возь­мут себе КАЖДЫЙ одно­го агн­ца по семей­ствам, по Агн­цу на семейство».

В 11 сти­хе 12 гла­вы опи­сы­ва­ет­ся, как это про­ис­хо­ди­ло: «Ешь­те же его так: пусть будут чрес­ла ваши пре­по­я­са­ны, обувь ваша на ногах ваших и посо­хи ваши в руках ваших, и ешь­те его с поспеш­но­стью; это Пас­ха Гoc­пoд­ня.» « И когда в буду­щем ска­жут вам дети ваши: «что это за служение?»(ст.26) ска­жи­те: «это Пас­халь­ная жерт­ва Гос­по­ду, кото­рый… дома наши изба­вил». А в Исхо­де 13, 8–12,14 напи­са­но, что «…это ради того, что Гос­подь сде­лал со мною, когда я вышел из Егип­та. И да будет тебе зна­ком… и ПАМЯТНИКОМ…, ИБО рукою креп­кою вывел тебя Гос­подь ИЗ Егип­та, ИЗ ДОМА РАБСТВА».

Вот как выгля­де­ла Пас­ха Иудей­ская: при­но­си­ли в жерт­ву тель­цов, овнов, коз­лов: это все сви­де­тель­ства о том, что Бог избав­лял Еврей­ский народ от Раб­ства Египетского.

«Рукою креп­кою вывел Гос­подь из «дома раб­ства» – что это зна­чит для нас? Какая же наша Пас­ха и цена ее? Какой наш Агнец, заклан­ный за нас? Апо­стол Петр (1 Пет­ра, 1,18–19) под­чер­ки­ва­ет, что Бог опре­де­лил для нас само­го доро­го Агн­ца с Его дра­го­цен­ною Кровью.

Более того, Апо­стол Павел в 1Кор.6,19–20 гово­рит: «…Вы не свои, ибо вы куп­ле­ны доро­гою ценою. 1 Кор.7, 23: «Вы куп­ле­ны доро­гою ценою; не делай­тесь рабами…».

В 1‑ом Посла­нии к Корин­фя­нам он напи­сал нам, что Пас­ха наша Хри­стос: «Итак, очи­сти­те ста­рую заквас­ку, что­бы быть вам новым тестом, так как вы бес­квас­ны. Ибо Пас­ха наша – ХРИСТОС».

Итак, очи­сти­те ста­рую заквас­ку! (Заквас­ка – состав, вызы­ва­ю­щий бро­же­ние, заки­са­ние) Нуж­но очи­стить все ста­рое, ненуж­ное, не при­но­ся­щее пло­да. Итак, кто во Хри­сте, тот новая тварь, древ­нее про­шло, теперь все новое (2 Кор. 5,17). Итак, ста­рая заквас­ка, о кото­рой гово­рит Апо­стол Павел, это раб­ство гре­ха. От чего был избав­лен народ Изра­и­ля? – от раб­ства, но не про­сто от раб­ства, а от раб­ства египетского.

Сего­дня для нас Хри­стос гово­рит: «Вся­кий, дела­ю­щий грех, есть раб греха»(Ин.8,34) И далее: «Раб не пре­бы­ва­ет в доме веч­но, сын пре­бы­ва­ет веч­но. Поэто­му ста­нем празд­но­вать не со ста­рою заквас­кою, не с заквас­кою поро­ка и лукав­ства, но с опрес­но­ка­ми чисто­ты и истины».(1Кор.5,8). Опрес­но­ки – это прес­ный хлеб, без­дрож­же­вой, без какой-либо заквас­ки – так и вера наша долж­на быть чистой и без каких-либо при­бав­ле­ний. Хри­стос утвер­жда­ет: «Я – хлеб жиз­ни». (Ин.6,48) Имен­но этот Хлеб и нужен хри­сти­а­ни­ну, кото­рый чист и исти­нен. Свя­тое Писа­ние гово­рит: «Позна­е­те исти­ну, и исти­на сде­ла­ет вас сво­бод­ны­ми», (Ин, 8,32), а «Исти­на – Хри­стос (Ин, 14,6). «Ибо вы куп­ле­ны доро­гою ценою» (когда чело­век, что-то при­об­ре­тая, пла­тит, тогда ценит). Ин.8,36: «Итак, если Сын осво­бо­дит Вac, то истин­но сво­бод­ны Будете».

Вот для чего нуж­но осво­бож­де­ние, что­бы быть сво­бод­ным, сво­бод­ным от гре­ха! Изра­иль был осво­бож­ден от Раб­ства Еги­пет­ско­го, но не от гре­ха. Поэто­му и была нуж­на доро­гая цена, что­бы изба­вить нас с вами от поро­ка лукав­ства и мно­же­ства грехов.

Сего­дня Пас­ха наша – Хри­стос, заклан за нас, что­бы осво­бо­дить нас от дис­кри­ми­на­ции, от уни­же­ния, от угне­те­ния, как напи­са­но: «Да не цар­ству­ет грех в смерт­ном вашем теле». Бог хочет гос­под­ство­вать над нами – осво­бо­дить нас, что­бы мы уви­де­ли звез­ду надеж­ды, что­бы сбро­си­ли вся­кое бре­мя и запи­на­ю­щий нас грех.

Иисус Хри­стос гово­рит в Еван­ге­лии от Луки, что «…Он при­шел отпу­стить изму­чен­ных на сво­бо­ду», изму­чен­ных гре­хом. Раб не может быть наслед­ни­ком, наслед­ни­ком может быть толь­ко сын. Хри­стос при­шел, что­бы нас таких, как есть, оправ­дать и сде­лать при­част­ни­ка­ми веч­ной жиз­ни. Поэто­му Он пре­дан был за гре­хи наши и вос­крес в оправ­да­ние наше.

Празд­ник Пас­хи для хри­сти­а­ни­на – это, преж­де все­го, побе­да над адом и смер­тью, избав­ле­ние от гре­хов. По этой при­чине он и явля­ет­ся празд­ни­ком празд­ни­ков. Пас­ха – это еще и Вос­кре­се­ние Иису­са Хри­ста, что явля­ет­ся очень важ­ной вехой в исто­рии хри­сти­ан­ства. «Бла­го­да­ре­ние Богу, что вы, быв­ши преж­де раба­ми гре­ха, от серд­ца ста­ли послуш­ны тому обра­зу уче­ния, кото­ро­му пре­да­ли себя. Осво­бо­див­шись же от гре­ха, вы ста­ли раба­ми пра­вед­но­сти по вере. Ибо воз­мез­дие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь веч­ная во Хри­сте Иису­се, Гос­по­де нашем». (Рим.6,17–23).

«Итак, если вы вос­крес­ли со Хри­стом, то ищи­те гор­не­го, где Хри­стос сидит одес­ную Бога, о гор­нем помыш­ляй­те, а не о зем­ном. Ибо вы умер­ли, и жизнь ваша сокры­та со Хри­стом в Боге. Когда же явит­ся Хри­стос, жизнь ваша, тогда и вы яви­тесь с Ним во сла­ве» (Кол.3,1–4)