Радио­связь с Богом

«В тес­но­те моей я при­звал Гос­по­да и к Богу мое­му воз­звал. И Он услы­шал от чер­то­га Сво­е­го голос мой, и вопль мой дошел до слу­ха Его.» (Пса­лом 17:7). Во вре­мя вто­рой миро­вой вой­ны, когда армии наро­дов сра­жа­лись по все­му зем­но­му шару, было мно­го слу­ча­ев, когда отдель­ные отря­ды, а ино­гда и целые армии были окру­же­ны про­тив­ни­ком. Ока­зав­шись отре­зан­ны­ми от сво­их глав­ных шта­бов и от баз снаб­же­ния, они мог­ли поль­зо­вать­ся един­ствен­ным сред­ством свя­зи: радио. При помо­щи радио они сооб­ща­ли о сво­ем поло­же­нии, о сво­их нуж­дах, взы­ва­ли о помо­щи и полу­ча­ли директивы.



В исто­рии сво­е­го суще­ство­ва­ния на зем­ле чело­век, в силу сво­е­го паде­ния, поте­рял воз­мож­ность пол­но­го и без­гра­нич­но­го обще­ния со сво­им Твор­цом-Богом. В резуль­та­те раз­ры­ва с Богом чело­век лишил­ся Его помо­щи и силы, ока­зал­ся в зави­си­мо­сти от само­го себя и в зави­си­мо­сти от тем­ных сил, под­чи­нив­ших чело­ве­ка сво­е­му вли­я­нию. 
 
Но с поте­рей всех пре­иму­ществ, выте­ка­ю­щих из жиз­ни в пол­ной гар­мо­нии с Богом, у чело­ве­ка оста­лось послед­нее зве­но, свя­зы­ва­ю­щее его с Твор­цом, и этим послед­ним зве­ном явля­ет­ся МОЛИТВА. Молит­ва – это «радио­связь» меж­ду чело­ве­ком и Богом. При помо­щи молит­вы чело­век име­ет воз­мож­ность вой­ти в кон­такт со сво­им Твор­цом, сооб­щить Ему о сво­ем поло­же­нии, о сво­их нуж­дах, может воз­звать о помо­щи и защи­те в труд­ных обсто­я­тель­ствах. 
 
«Ибо нет дру­го­го име­ни под небом, дан­но­го чело­ве­кам, кото­рым над­ле­жа­ло бы нам спа­стись» (Дея­ния 4:12), – так гово­рит нам Свя­щен­ное Писа­ние, так гово­рит Биб­лия. 
 
Насту­пи­ли празд­нич­ные дни, дни, в кото­рые Дух Свя­той сошел на Апо­сто­лов, и имен­но в этот свя­той день Пяти­де­сят­ни­цы, то есть пяти­де­ся­тый день после Свет­ло­го Хри­сто­ва Вос­кре­се­ния, в про­по­ве­ди апо­сто­ла Пет­ра про­зву­ча­ли сло­ва, обра­щен­ные ко мно­гим наро­дам, нахо­дя­щим­ся в тот момент в Иеру­са­ли­ме: «Вся­кий, кто при­зо­вет имя Гос­подне, спа­сет­ся». Эти сло­ва пока­зы­ва­ют нашу несо­сто­я­тель­ность и ужас­ней­шее поло­же­ние всех живу­щих в этом мире. Спа­сет­ся тот, кто это Свя­тое Имя при­зо­вет, а что будет с теми, кто это имя не при­зо­вет, что будет с теми, кто об этом име­ни нико­гда не слы­шал? Они идут в поги­бель. Есть одна доро­га для не зна­ю­щих Бога – смерть. 
 
Гос­подь откры­ва­ет нам уди­ви­тель­ные сло­ва о самом важ­ном смыс­ле молит­вы. Молит­ва – это осо­бое при­гла­ше­ние, при­зва­ние Бога в нашу жизнь, когда мы ощу­ща­ем нуж­ду в Нем, когда мы осо­зна­ем свою ничтож­ность. Имен­но это­го Бог хочет от людей, что­бы люди по все­му лицу зем­ли почув­ство­ва­ли нуж­ду в Боге, но, к боль­шо­му сожа­ле­нию, не все испы­ты­ва­ют эту потреб­ность. Люди ищут, нахо­дят­ся в поис­ке, но очень часто про­ма­хи­ва­ют­ся, не попа­дая в цель. Молит­ву мож­но назвать направ­ле­ни­ем в Боге, источ­ни­ком духов­но­го пита­ния. Один про­по­вед­ник ска­зал так: «Молит­ва – это бого­слу­же­ние в тво­ем серд­це.» 
 
Один из уче­ни­ков Хри­ста ска­зал Ему: «Гос­по­ди! Научи нас молить­ся.» И Хри­стос стал учить, про­из­но­ся молит­ву «Отче наш», молит­ву Гос­под­ню, ту молит­ву, кото­рую зна­ют мно­гие люди, кото­рой учат сво­их вну­ков бабуш­ки. Это та молит­ва, кото­рую повто­ря­ли наизусть сол­да­ты, идя в бой, – этой молит­вой учил молить­ся сво­их уче­ни­ков Хри­стос. Когда-то уже была зафик­си­ро­ва­на в поэ­ти­че­ской фор­му­ле необ­хо­ди­мость молит­вы: «Душа живет, пока молит­вой дышит». И каж­дый веру­ю­щий чело­век пони­ма­ет это, он пони­ма­ет, что без обще­ния с Богом невоз­мож­но суще­ство­вать в этом мире. Как-то одна­жды один зна­ме­ни­тый про­по­вед­ник спро­сил у малень­ко­го маль­чи­ка, что он дума­ет о молит­ве, и тот отве­тил ему: «Молит­ва – это ключ ко дню и замок к ночи.» Эти чуд­ные сло­ва ска­зал малень­кий маль­чик, навер­ня­ка испы­тав­ший силу молит­вы в сво­ей жиз­ни. Молит­ва дей­стви­тель­но явля­ет­ся клю­чом к побе­де и успе­ху, в первую оче­редь клю­чом ко спа­се­нию, клю­чом, кото­рый откры­ва­ет дверь бла­го­сло­ве­ний Божьих, и одно­вре­мен­но ограж­да­ет нас от всех дья­воль­ских напа­стей. Апо­стол Павел, осо­зна­вая важ­ность и силу молит­вы, насто­я­тель­но про­сит бра­тьев: «Моли­тесь так­же и о нас.» 
 
И в молит­ве Гос­под­ней, кото­рую вооб­ще мож­но назвать схе­мой или моде­лью молит­вы, Хри­стос объ­яс­ня­ет, как нуж­но молить­ся, что долж­но быть на пер­вом месте, на каком месте в молит­ве долж­ны быть мы. Молит­ва «Отче наш» не начи­на­ет­ся со слов «Гос­по­ди, дай» и даже со слов «Гос­по­ди, про­сти», но начи­на­ет­ся со слов обра­ще­ния к Живо­му Веч­но­му Богу, и уже это явля­ет­ся огром­ной честью и при­ви­ле­ги­ей для каж­до­го чело­ве­ка – назы­вать Отцом Того, от кото­ро­го чело­век ото­шел когда-то в резуль­та­те гре­ха, Того, кого греш­ный люд отверг и рас­пял, но после все­го это­го Гос­подь про­дол­жа­ет при­ни­мать пад­ше­го чело­ве­ка, под­твер­ждая за ним пра­во сына, пото­му что толь­ко сын может обра­тить­ся к Отцу как к Отцу. А даль­ше идет осо­бое бла­го­да­ре­ние и вос­хва­ле­ние Бога. Хри­стос учит о том, что сна­ча­ла мы долж­ны Бога при­звать, потом про­сла­вить, а даль­ше в молит­ве нам нуж­но обя­за­тель­но искать Его воли: «да будет воля Твоя.» 
 
Хоте­лось бы пого­во­рить о неко­то­рых аспек­тах молит­вы, кото­рые опре­де­ля­ют, какой долж­на быть молит­ва. Таких аспек­тов может быть намно­го боль­ше, и, вни­ма­тель­но изу­чая Биб­лию, мы можем отчет­ли­во их уви­деть, но пока толь­ко о четы­рех. 
 
Пер­вой пози­ци­ей явля­ет­ся направ­ле­ние в молит­ве. 
 
Воз­ни­ка­ет вопрос: на что или на кого долж­на быть направ­ле­на молит­ва, а точ­нее, за кого молить­ся – толь­ко ли за себя? Хри­стос в молит­ве «Отче наш» не учит молить­ся «Отче мой» или «хлеб мой насущ­ный дай мне на сей день». Вез­де в молит­ве упо­ми­на­ют­ся место­име­ния «наш, нам, нас», как буд­то бы Хри­стос хочет, что­бы мы помо­ли­лись Ему и за дру­гих, за тех, кто еще не в состо­я­нии помо­лить­ся за себя. Хри­стос учит нас, что молит­ва не долж­на быть направ­ле­на толь­ко лишь на себя, что наша молит­ва не долж­на быть эго­и­стич­ной. Гос­подь – мило­сти­вый Бог и любя­щий, и в молит­ве Гос­под­ней мы про­сим Его дать «наш» насущ­ный хлеб, что­бы хле­ба на этой зем­ле хва­ти­ло каж­до­му чело­ве­ку. И если кто-то спро­сит, поче­му во мно­гих стра­нах по-преж­не­му царит голод, то ответ будет очень про­стым. Это про­ис­хо­дит не пото­му, что Бог не усмот­рел, а пото­му, что чело­век не усмот­рел это в сво­ей алч­но­сти, эго­из­ме и нерав­но­мер­ном исполь­зо­ва­нии всех ресур­сов, дан­ных ему Богом. Про­во­ди­лись серьез­ные иссле­до­ва­ния это­го вопро­са и выяс­ни­лось, что хле­ба на зем­ном шаре хва­тит всем, но в резуль­та­те того, что неко­то­рые ком­па­нии про­сто выки­ды­ва­ли и уни­что­жа­ли про­до­воль­ствен­ные ресур­сы из-за кон­ку­рен­ции и про­чей выго­ды, кто-то ест досы­та, а кто-то нуж­да­ет­ся и тер­пит голод. «При­зна­вай­тесь друг пред дру­гом в про­ступ­ках и моли­тесь друг за дру­га, чтоб исце­лить­ся: мно­го может уси­лен­ная молит­ва пра­вед­но­го» (Иако­ва 5:16). Хри­стос через мно­гие места Сво­е­го Сло­ва под­ска­зы­ва­ет нам вспо­ми­нать нуж­да­ю­щих­ся и молить­ся о них, так как и Он сам молил­ся за всех людей. 
 
Сле­ду­ю­щим аспек­том молит­вы явля­ет­ся посто­ян­ство. 
 
Для под­твер­жде­ния это­го мы рас­смот­рим несколь­ко мест Свя­щен­но­го Писа­ния. «Непре­стан­но моли­тесь,» – пишет в сво­ем посла­нии Фес­са­ло­ни­кий­ской церк­ви Апо­стол Павел (Фес­са­ло­ни­кий­цам 5:17). В посла­нии, обра­щен­ном к церк­ви в Колос­сах, Павел оста­вил такие сло­ва: «Будь­те посто­ян­ны в молит­ве, бодр­ствуя в ней с бла­го­да­ре­ни­ем.» Поче­му посто­ян­ство в молит­ве игра­ет такую важ­ную роль? Навер­ное, пото­му, что нали­чие молит­вы в нашей жиз­ни пока­зы­ва­ет наше отно­ше­ние к Богу, пока­зы­ва­ет это отно­ше­ние для Бога, для нас самих и для всех окру­жа­ю­щих нас людей. Очень тяже­ло будет пред­ста­вить двух супру­гов, живу­щих вме­сте, но не обща­ю­щих­ся друг с дру­гом, учи­ты­вая и то, что такая воз­мож­ность у них есть. Или пред­ста­вить детей, не раз­го­ва­ри­ва­ю­щих со сво­и­ми роди­те­ля­ми. Если это при­сут­ству­ет, то есть какая-то про­бле­ма. Молит­ва – это преж­де все­го обще­ние, раз­го­вор с Богом. И если супру­ги любят друг дру­га, то без обще­ния они про­сто не смо­гут. Мно­гие люди гово­рят, что верят в Бога, но обща­ют­ся ли они с Ним? Царь Давид гово­рит: » Тебя от ран­ней зари ищу я, Тебя жаж­дет душа моя.» Давид хочет встре­тить­ся с Богом с ран­не­го утра, что­бы про­сла­вить Его, зару­чить­ся Его под­держ­кой. Теперь посмот­рим не толь­ко на руко­вод­ство к дей­ствию, но и на биб­лей­ский прак­ти­че­ский при­мер. В Биб­лии в кни­ге Дани­и­ла рас­ска­зы­ва­ет­ся о заго­во­ре людей, не жела­ю­щих допу­стить Дани­и­ла к вла­сти. Их улов­ка заклю­ча­лась в том, что­бы в тече­ние трид­ца­ти дней никто не вопро­шал ни к Богу, ни к чело­ве­ку, кро­ме царя. Кто же нару­шит это уста­нов­ле­ние, будет бро­шен в льви­ный ров. Но Дани­ил, про­тив кото­ро­го и направ­лен был заго­вор, как и преж­де, молил­ся Богу. За это нару­ше­ние его бро­си­ли в льви­ный ров, и царь, подой­дя ко рву, ска­зал ему: «Бог твой, Кото­ро­му ты неиз­мен­но слу­жишь, Он спа­сет тебя!» Даже царь знал, что Дани­ил слу­жит сво­е­му Богу неиз­мен­но. Неиз­мен­ным было не толь­ко слу­же­ние Дани­и­ла, неиз­мен­ной была его жизнь, когда даже под стра­хом смер­ти, и смер­ти мучи­тель­ной, он не пре­дал Бога, не ото­шел от Него, и неиз­мен­ной так­же оста­лась и его молит­ва. Наша молит­ва не может зави­сеть от обсто­я­тельств, или от наше­го настро­е­ния, хоро­шо нам или пло­хо, но она долж­на быть посто­ян­ной. Дани­ил молил­ся, когда у Него все было спо­кой­но, но когда Его бро­си­ли в ров ко львам, он про­дол­жал молить­ся. Молит­ва в Его жиз­ни про­дол­жа­лась не смот­ря ни на что. 
 
Тре­тьей состов­ля­ю­щей молит­вы явля­ет­ся воля Божья. 
 
«И вот какое дерз­но­ве­ние мы име­ем к Нему, что, когда про­сим чего по воле Его, Он слу­ша­ет нас, а когда мы зна­ем, что Он слу­ша­ет нас во всем, чего бы мы ни про­си­ли,- зна­ем и то, что полу­ча­ем про­си­мое от Него» (1 Иоан­на 5:14,15). Очень часто мно­гие люди начи­на­ют роп­тать на Бога из-за того, что не полу­ча­ют того, что про­сят, но никто не пыта­ет­ся даже заду­мать­ся о том, что Бог спе­ци­аль­но не дела­ет того, о чем мы Его про­сим, пото­му что на это нет Его Свя­той воли. Гос­подь – очень муд­рый Бог и зна­ет, что нам нуж­но, а что не нуж­но, что при­не­сет нам поль­зу, а что не при­не­сет. У Бога может быть тыся­ча при­чин не совер­шить того, о чем мы про­сим. Может быть, для того, о чем мы про­сим, еще не насту­пи­ло вре­мя. Самое глав­ное – это то, что Бог не жела­ет нам зла, «Ибо Я знаю наме­ре­ния, какие имею о вас, – гово­рит Гос­подь, – наме­ре­ния во бла­го, а не на зло, что­бы дать вам будущ­ность и надеж­ду» (Иере­мия 29:11). Один слу­жи­тель про­из­нес такую фра­зу: «Мно­гие исто­ми­ли себя бре­ме­на­ми слу­же­ний, кото­рых Бог на них нико­гда не воз­ла­гал.» Люди, дей­ству­ю­щие без воли Божьей, очень часто могут разо­ча­ро­вать­ся в самом Боге, и что­бы это­го не про­изо­шло, нуж­но искать в молит­ве волю Божью. Даже сам Хри­стос, явля­ю­щий­ся для нас вели­ким при­ме­ром, молил­ся Отцу Небес­но­му, гово­ря: «Не как Я хочу, но как Ты.» 
 
Рас­смот­рим еще один аспект молит­вы, опре­де­ля­ю­щий молит­ву как под­го­тов­ку. 
 
Под­го­тов­ку к како­му-то делу, под­го­тов­ку к слу­же­нию. Идти по жиз­ни без Бога тяже­ло, сво­ей молит­вой мы при­гла­ша­ем Гос­по­да посе­тить нас осо­бо, пой­ти вме­сте с нами, пой­ти впе­ре­ди нас. Все­гда нуж­но пом­нить, что Гос­подь зна­ет любую доро­гу луч­ше нас, зна­ет любое дело луч­ше нас. Обра­ща­ясь к Нему в молит­ве, мы пре­да­ем наше дело в Его муд­рые руки. «Гос­по­ди! Ты испы­тал меня и зна­ешь. Ты зна­ешь, когда я сажусь и когда встаю, Ты разу­ме­ешь помыш­ле­ния мои изда­ли. Иду ли я, отды­хаю ли, Ты окру­жа­ешь меня, и все пути мои извест­ны Тебе» (Пса­лом 138). Вспо­ми­ная Хри­ста в Геф­си­ман­ском саду, мы пред­став­ля­ем Его пла­мен­ную молит­ву. Насколь­ко тяже­ло было Ему в тот момент осо­зна­вать, какой мучи­тель­ной смер­ти пре­да­дут Его люди спу­стя неко­то­рое вре­мя. «И был пот Его как кап­ли кро­ви,» и даже ангел явил­ся и укреп­лял Его. Из все­го это­го мы видим, что молит­ва Хри­ста была ничто иное, как под­го­тов­ка к тому само­му куль­ми­на­ци­он­но­му момен­ту, для кото­ро­го Хри­стос при­шел на эту греш­ную зем­лю, спа­се­ния наше­го ради. 
 
Может быть, ты еще нико­гда не молил­ся, но Гос­подь пред­ла­га­ет каж­до­му чело­ве­ку открыть дверь сво­е­го серд­ца и впу­стить Хри­ста через молит­ву. «Воз­зо­ви ко мне – и Я отве­чу тебе, пока­жу тебе вели­кое и недо­ступ­ное, чего ты не зна­ешь» (Иере­мия 33:3).