Рож­де­ние Иису­са Христа

Жила в Наза­ре­те девуш­ка по име­ни Мария. Она была обру­че­на с Иоси­фом, плот­ни­ком. В бли­жай­шее вре­мя они хоте­ли поже­нить­ся. Одна­жды, когда Мария выпол­ня­ла домаш­нюю рабо­ту, перед ней вне­зап­но пред­стал ангел. Она еще нико­гда не виде­ла анге­лов. «Доб­рый день, Мария, – при­вет­ство­вал он девуш­ку. – Ты та жен­щи­на, к кото­рой Бог осо­бо бла­го­во­лит. И Он все­гда пре­бу­дет с тобой». Мария испу­га­лась и поду­ма­ла: так меня еще никто не при­вет­ство­вал. «Не бой­ся, Мария, – ска­зал ангел Гав­ри­ил, – Бог добр к тебе. Слу­шай: у тебя будет Сын. Ты дашь Ему имя Иисус. Он будет вели­ким Чело­ве­ком и наре­чет­ся Сыном Божи­им. Он ста­нет царем, как Давид. Но цар­ству Его не будет конца».

Мария с тру­дом пони­ма­ла сло­ва анге­ла. «Ведь я еще даже не заму­жем…», – ска­за­ла она колеб­лю­щим­ся голосом.

«Вся­кое чело­ве­че­ское дитя име­ет отца, – ска­зал ангел, – но сын, Кото­ро­го ты родишь на свет, будет необыч­ным ребен­ком. Бог Его Отец. Вот поче­му я ска­зал, что Он будет Сыном Божи­им». Мария не зна­ла, что на это отве­тить. Все ска­зан­ное анге­лом ей пока­за­лось таким стран­ным. Она еще ни разу не слы­ша­ла, что­бы жен­щи­на роди­ла ребен­ка от Бога. Сын Божий, Царь на все вре­ме­на? Что бы все это мог­ло значить?

Тогда ангел вновь заго­во­рил: «Что­бы ты мог­ла лег­че пове­рить, ска­жу тебе еще кое-что: Ты, конеч­но, пом­нишь Ели­за­ве­ту и Заха­рию, тво­их род­ствен­ни­ков, кото­рые живут в нагор­ной стране в горо­де Иуди­ном. У них так­же будет ребе­нок, хотя Ели­за­ве­та уже ста­ра для дето­рож­де­ния. Я ска­зал им о тебе то же самое. Из это­го тебе ста­нет ясно, что для Бога нет ниче­го невозможного.»

Мария тихим голо­сом отве­ти­ла: «Я хоте­ла бы слу­жить Богу. И если Он решил так, как ты гово­ришь, то я готова».

Ангел вне­зап­но исчез, но в даль­ней­шем все про­изо­шло так, как он ска­зал. Вско­ре у Марии дол­жен был появить­ся ребе­нок, но в это вре­мя Иоси­фу и Марии при­шлось пред­при­нять дли­тель­ное путе­ше­ствие. Дело в том, что рим­ский цезарь решил вдруг про­ве­сти пере­пись насе­ле­ния сво­ей огром­ной импе­рии. Таким спо­со­бом он хотел убе­дить­ся, что никто не уви­ли­ва­ет от упла­ты нало­гов. Поэто­му он пове­лел всем людям к опре­де­лен­но­му вре­ме­ни нахо­дить­ся в сво­их род­ных горо­дах. Это облег­чи­ло бы чинов­ни­кам под­счет. Если муж и жена про­ис­хо­ди­ли из раз­ных горо­дов, им пред­пи­сы­ва­лось сле­до­вать вме­сте в род­ной город мужа.

«Ты зна­ешь, что моя семья родом из Виф­ле­е­ма, – ска­зал Иосиф Марии, – и я при­хо­жусь даль­ним род­ствен­ни­ком царю Дави­ду, пра­вив­ше­му стра­ной мно­го сто­ле­тий назад. И поэто­му мне так­же над­ле­жит идти туда».

«В обыч­ном состо­я­нии это путе­ше­ствие меня нисколь­ко бы не затруд­ни­ло,- вздох­ну­ла Мария в ответ, – но ты зна­ешь, что ско­ро мне пред­сто­ит родить наше­го ребен­ка. Доро­га труд­на. И будет нехо­ро­шо, если ребе­нок появит­ся на свет в чужом месте».

«Я все­гда буду рядом с тобой, Мария, – уте­шал ее Иосиф, – да и ангел гово­рил, что Ребе­нок, кото­ро­го ты родишь, будет Сыном Божи­им. Бог не может не поза­бо­тить­ся о нас».

В ито­ге Мария и Иосиф отпра­ви­лись в путь. Хотя у них был осел, дви­га­лись они не слиш­ком быст­ро, и путе­ше­ствие рас­тя­ну­лось на мно­го дней. Добрав­шись нако­нец до Виф­ле­е­ма, они заня­лись поис­ка­ми ночлега.

«Изви­ни­те, – крик­нул Иосиф хозя­и­ну одной из гости­ниц, кото­рый сно­вал туда-сюда перед домом, – нель­зя ли полу­чить ком­на­ту в вашем доме?»

«Мне жаль, моло­дой чело­век, – отве­тил хозя­ин, – все места заня­ты». 
«Все места заня­ты? Но где же мы тогда пере­но­чу­ем? А нет ли у тебя еще какой-нибудь малень­кой камор­ки? Зна­ешь, моя жена на сно­сях. Воз­мож­но, это слу­чит­ся уже ночью!»

«Сожа­лею. Я с радо­стью помог бы тебе и, уж конеч­но, тво­ей жене. Но у меня нет ни одно­го сво­бод­но­го места.» Мария в испу­ге схва­ти­ла Иоси­фа за руку: «Но не можем же мы остать­ся под откры­тым небом! Там слиш­ком холод­но, я преж­де все­го бес­по­ко­юсь за ребен­ка!» Хозя­ин подо­шел побли­же: «Ну, на ули­це вам оста­вать­ся не при­дет­ся. В глу­бине дво­ра у меня хлев. Там вы може­те удоб­но устро­ить­ся на соло­ме, а живот­ные будут вас согревать».

«Спа­си­бо за доб­ро­ту, от все­го серд­ца спасибо!»

И вот, ночью про­изо­шло нечто совер­шен­но уди­ви­тель­ное: Сын Божий, сотво­рив­ший мир и дер­жа­щий в Сво­ей руке все миро­зда­ние, вопло­тил­ся в малень­ко­го бес­по­мощ­но­го ребен­ка, кото­рый был вынуж­ден лежать на соло­ме в хле­ву. Конеч­но, по виду ребен­ка никто не мог ска­зать, что он явля­ет­ся Сыном Божи­им. Мария поло­жи­ла его в кор­муш­ку, из кото­рой обыч­но пита­лись коро­вы и ослы, и теперь ребе­нок барах­тал­ся в ней и слег­ка попис­ки­вал точ­но так же, как и все груд­ные малыши.

Иосиф посмот­рел на Марию: «Пом­нишь, что тебе ска­зал ангел об этом ребен­ке? Труд­но в это пове­рить, ведь он такой малень­кий, и обста­нов­ка здесь такая убогая.»

«И все же, это прав­да, Иосиф, – тихо ска­за­ла Мария, – и все испол­нит­ся так, как ска­зал Бог.»

Со скри­пом откры­лась дверь в хлев. Сна­ру­жи сто­я­ли знат­но оде­тые мужи. «Что вы хоти­те?» – спро­сил их Иосиф.

«Мы при­шли изда­ле­ка, из Вави­ло­на. У нас на родине Бог пока­зал нам с помо­щью звез­ды, что родил­ся новый царь этой страны.»

«Дитя лежит там,» – отве­тил Иосиф и ука­зал на ясли. Стран­но было видеть, как такие бога­тые и уче­ные люди, разо­де­тые в шел­ка, опу­сти­лись на коле­ни на гряз­ную зем­лю, выло­жи­ли свои дары – золо­то, бла­го­во­ния и мир­ру – в соло­му и сми­рен­но покло­ни­лись лежа­ще­му в кор­муш­ке младенцу.

«Биб­лия в картинках»