Да будут все едино

Молит­вен­ная неде­ля про­хо­ди­ла с 18-го янва­ря по ини­ци­а­ти­ве Рим­ско-Като­ли­че­ской церк­ви и Все­мир­но­го Сове­та Церк­вей. В завер­ша­ю­щий день 25-го янва­ря состо­я­лись тор­же­ствен­ные эку­ме­ни­че­ские бого­слу­же­ния с уча­сти­ем пред­ста­ви­те­лей раз­ных хри­сти­ан­ских кон­фес­сий в като­ли­че­ском при­хо­де Успе­ния Пре­свя­той Девы Марии в Санкт-Петер­бур­ге и в като­ли­че­ском кафед­раль­ном Собо­ре Непо­роч­но­го Зача­тия Пре­свя­той Девы Марии в Москве.

Завер­шая бого­слу­же­ние, мит­ро­по­лит Таде­уш Кон­дру­се­вич повто­рил: «В насто­я­щее вре­мя при­зыв Гос­по­да „Да будут все еди­но“ зву­чит с новой силой».

В бого­слу­же­нии при­нял уча­стие и хор «Гол­го­фа» еван­гель­ских христиан-баптистов.

“Да будут все едино…”

В эти октябрь­ские дни еван­гель­ские церк­ви отме­ча­ют День един­ства. Еван­ге­лие от Иоан­на повест­ву­ет нам о послед­нем вече­ре, про­ве­ден­ном Учи­те­лем со сво­и­ми уче­ни­ка­ми. Осо­бое место и зна­че­ние уде­ля­ет еван­ге­лист молит­ве Спа­си­те­ля, в кото­рой про­зву­ча­ли сло­ва: «Да будут все еди­но». Имен­но это место Свя­щен­но­го Писа­ния мож­но назвать куль­ми­на­ци­ей уче­ния Иису­са Христа.


Молит­ва начи­на­ет­ся со сло­ва «Отче», люби­мо­го обра­ще­ния Иису­са к Пер­во­му Лицу Тро­и­цы. Это сло­во – Отче – встре­ча­ет­ся в Еван­ге­лии от Иоан­на 109 раз, а в этой молит­ве – шесть: 
 
… Иисус воз­вел очи Свои на небо и ска­зал: Отче! при­шел час, про­славь Сына Тво­е­го, да и Сын Твой про­сла­вит Тебя… 
 
Тема Божьей сла­вы, впер­вые про­зву­чав­шая в этом Еван­ге­лии уже в пер­вой гла­ве при­об­ре­та­ет в этой молит­ве осо­бое, важ­ное зна­че­ние. Сла­ва, воз­да­ва­е­мая любо­му из лиц Тро­и­цы, рас­про­стра­ня­ет­ся на всю Тро­и­цу; слу­же­ние, совер­шен­ным обра­зом испол­нен­ное Сыном в Его вопло­ще­нии, при­но­сит сла­ву Богу в целом. Иисус под­чер­ки­ва­ет, что Бог дал Ему власть и что Иисус, в свою оче­редь, дал Сво­им уче­ни­кам жизнь веч­ную: 
 
так как Ты дал Ему власть над вся­кою пло­тью, да все­му, что Ты дал Ему, даст Он жизнь веч­ную. 
 
Иисус гово­рит о том, что ини­ци­а­ти­ва в деле спа­се­ния при­над­ле­жит Богу: 
 
Сия же есть жизнь веч­ная, да зна­ют Тебя, еди­но­го истин­но­го Бога, и послан­но­го Тобою Иису­са Хри­ста. 
 
Жизнь заклю­ча­ет­ся в обще­нии с Богом, кото­рый, по сло­вам Авгу­сти­на, “сотво­рил нас для Себя, так что наша душа не нахо­дит себе покоя, пока не обре­тет покой в Нем”. Зна­ние здесь, как и во мно­гих дру­гих местах Писа­ния, озна­ча­ет нечто гораз­до боль­шее, чем про­сто пони­ма­ние. Все в жиз­ни Иису­са было направ­ле­но на про­слав­ле­ние Бога: 
 
Я про­сла­вил Тебя на зем­ле, совер­шил дело, кото­рое Ты пору­чил Мне испол­нить. И ныне про­славь Меня Ты, Отче, у Тебя Само­го сла­вою, кото­рую Я имел у Тебя преж­де бытия мира. 
 
Спа­си­тель гово­рит, что Он совер­шил дело, пору­чен­ное Ему Богом. Эти сло­ва пред­вос­хи­ща­ют побед­ный воз­глас, раз­дав­ший­ся с кре­ста: “совер­ши­лось!” 
 
Гово­ря о Сво­ей сла­ве, Он явно сви­де­тель­ству­ет о Сво­ей Боже­ствен­но­сти. Во-пер­вых, в самом Сво­ем про­ше­нии Он утвер­жда­ет, что Его сла­ва суще­ство­ва­ла “преж­де бытия мира”, из чего сле­ду­ет, что Иисус не был создан, а суще­ство­вал веч­но. Во-вто­рых, ука­зы­вая на “сла­ву”, кото­рую Он имел там (у Отца), Он гово­рит о той самой сла­ве, кото­рая во всей Биб­лии все­гда свя­зы­ва­ет­ся с истин­ным, живым и еди­ным Богом. Иисус молит­ся об уче­ни­ках: 
 
Я открыл имя Твое чело­ве­кам, кото­рых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохра­ни­ли сло­во Твое. Ныне ура­зу­ме­ли они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо сло­ва, кото­рые Ты дал Мне, Я пере­дал им, и они при­ня­ли, и ура­зу­ме­ли истин­но, что Я исшел от Тебя, и уве­ро­ва­ли, что Ты послал Меня. 
 
Учи­тель ука­зы­ва­ет на три кри­те­рия, кото­рым долж­ны соот­вет­ство­вать уче­ни­ки Иису­са: верить в сло­ва Иису­са, при­зна­вать Его Боже­ствен­ное про­ис­хож­де­ние и верить в Него Само­го. 
 
Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, кото­рых Ты дал Мне, пото­му что они Твои. 
 
Неко­то­рые дума­ют, что раз Иисус молит­ся не обо всех, то зна­чит, искуп­ле­ны лишь избран­ные: для Иису­са было бы абсур­дом уме­реть за тех, за кого Он отка­зы­вал­ся молить­ся! Одна­ко в дру­гих кон­текстах мы видим, как Он молит­ся за Сво­их вра­гов: точ­но так же долж­ны посту­пать и мы. 
 
И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я про­сла­вил­ся в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Свя­тый! соблю­ди их во имя Твое, [тех], кото­рых Ты Мне дал, что­бы они были еди­но, как и Мы. 
 
«Отче Свя­тый!» – такая фор­ма обра­ще­ния встре­ча­ет­ся толь­ко в этом месте Ново­го Заве­та. Един­ство Лиц Тро­и­цы слу­жит вели­че­ствен­ным образ­цом для общ­но­сти веру­ю­щих через их един­ство со Хри­стом. Осо­бен­но реши­тель­но это под­чер­ки­ва­ет­ся в молит­ве Иису­са: каж­дый хри­сти­а­нин дол­жен посто­ян­но стре­мить­ся к тако­му един­ству, что­бы про­сла­вить Бога и про­яв­лять любовь ко всем детям Божи­им. 
 
Когда Я был с ними в мире, Я соблю­дал их во имя Твое; тех, кото­рых Ты дал Мне, Я сохра­нил, и никто из них не погиб, кро­ме сына поги­бе­ли, да сбу­дет­ся Писа­ние. 
 
Инте­рес­ны сло­ва Хри­ста о сыне поги­бе­ли Иуде. Во 2 посла­нии свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла фес­са­ло­ни­кий­цам (2:3) это же выра­же­ние упо­треб­ле­но в отно­ше­нии анти­хри­ста. Пре­да­тель­ство Иуды было испол­не­ни­ем слов Писа­ния (Пс. 40,10). Иисус рас­смат­ри­вал мно­гие тек­сты Писа­ния как про­ри­ца­ние раз­лич­ных подроб­но­стей Его мес­си­ан­ско­го слу­же­ния и под­чер­ки­вал, что все они долж­ны пре­тво­рить­ся в жизнь, посколь­ку явля­ют­ся Сло­вом Божи­им. 
 
Ныне же к Тебе иду, и сие гово­рю в мире, что­бы они име­ли в себе радость Мою совер­шен­ную. Я пере­дал им сло­во Твое; и мир воз­не­на­ви­дел их, пото­му что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, что­бы Ты взял их из мира, но что­бы сохра­нил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. 
 
Новое рож­де­ние вле­чет за собой глу­бо­кий рас­кол в чело­ве­че­стве. Веру­ю­щие тоже про­ис­хо­дят из пад­ше­го чело­ве­че­ско­го мира, но они про­дол­жа­ют жить в этом мире, уже не при­над­ле­жа к нему. Хотя Иисус зна­ет, что мир будет нена­ви­деть Его уче­ни­ков так же, как нена­ви­дит Его Само­го, Он не про­сит огра­дить уче­ни­ков от физи­че­ских и иных стра­да­ний, суще­ству­ю­щих в мире, а взы­ва­ет к защи­те их от мораль­но­го раз­ло­же­ния. 
 
Освя­ти их исти­ною Тво­ею; 
 
Иисус молит­ся не о вре­мен­ном бла­го­по­лу­чии уче­ни­ков, но об их освя­ще­нии; более все­го Он жела­ет, что­бы они были свя­ты; Един­ствен­ное сред­ство, с помо­щью кото­ро­го мож­но достичь свя­то­сти, – это исти­на. Инте­рес­но, что заблуж­де­ние и обман явля­ют­ся кор­ня­ми, из кото­рых про­из­рас­та­ет зло, бла­го­че­стие же име­ет пря­мо про­ти­во­по­лож­ный корень – оно про­из­рас­та­ет из исти­ны: 
сло­во Твое есть исти­на. И за них Я посвя­щаю Себя, что­бы и они были освя­ще­ны исти­ною. Не о них же толь­ко молю, но и о веру­ю­щих в Меня по сло­ву их, да будут все еди­но, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас еди­но, – да уве­ру­ет мир, что Ты послал Меня. И сла­ву, кото­рую Ты дал Мне, Я дал им: да будут еди­но, как Мы еди­но. Я в них, и Ты во Мне; да будут совер­ше­ны воеди­но, и да позна­ет мир, что Ты послал Меня и воз­лю­бил их, как воз­лю­бил Меня. 
 
Начи­ная с это­го момен­та Гос­подь охва­ты­ва­ет в Сво­ей молит­ве всех веру­ю­щих. Каж­дый истин­ный хри­сти­а­нин может быть уве­рен в том, что в этой молит­ве Иисус молил­ся и за него. Так­же Спа­си­тель явля­ет здесь обра­зец един­ства, по кото­ро­му стро­ят­ся отно­ше­ния как меж­ду Отцом и Сыном, так и меж­ду Сыном и хри­сти­а­ни­ном. 
 
Отче! кото­рых Ты дал Мне, хочу, что­бы там, где Я, и они были со Мною, да видят сла­ву Мою, кото­рую Ты дал Мне, пото­му что воз­лю­бил Меня преж­де осно­ва­ния мира. Отче пра­вед­ный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии позна­ли, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, кото­рою Ты воз­лю­бил Меня, в них будет, и Я в них. 
 
Вто­рое про­ше­ние Иису­са в Его молит­ве за Цер­ковь состо­ит в том, что­бы она была с Ним во сла­ве. Он не про­сит вре­мен­но­го пре­успе­ва­ния ни для уче­ни­ков, ни для Церк­ви в целом, но про­сит о том, что­бы Его избран­ные были свя­ты и еди­ны на зем­ле, а затем были бы взя­ты на небе­са. Эта молит­ва закан­чи­ва­ет­ся повто­ре­ни­ем основ­ных поня­тий: един­ство, зна­ние, слу­же­ние и любовь.

Гос­подь на небе­сах один, 
Один Созда­тель и Творец,

Наш чуд­ный Бог и Властелин,

Люб­ви и радо­сти Отец!

Один Спа­си­тель нам рожден,

Один при­нес нам благодать,

Один за всех был пригвожден,

Одно спа­се­нье всем смог дать!

Л. Васе­ни­на