Насто­я­щий мужчина

23 фев­ра­ля в нашей стране отме­ча­ет­ся как День защит­ни­ка Оте­че­ства. Так как воин­ская обя­зан­ность в нашей стране совсем еще недав­но была делом обя­за­тель­ным для каж­до­го муж­чи­ны, этот празд­ник стал про­сто празд­ни­ком для каж­до­го муж­чи­ны. На стра­ни­цах Свя­щен­но­го Писа­ния (пер­вая, вто­рая и тре­тья Кни­ги царств) есть исто­рия одно­го очень муже­ствен­но­го чело­ве­ка, совер­шив­ше­го нема­ло воен­ных подви­гов, царя изра­иль­ско­го наро­да Дави­да. Его жизнь – яркий при­мер жиз­ни насто­я­ще­го мужчины.

Само имя Давид, как утвер­жда­ют сло­ва­ри, обо­зна­ча­ет в пере­во­де с еврей­ско­го «воз­люб­лен­ный». И этот биб­лей­ский герой дей­стви­тель­но был любим наро­дом, жена­ми, дру­зья­ми, но, самое глав­ное, его воз­лю­бил Сам Бог.

Давид родил­ся в семье Иес­сея в Виф­ле­е­ме око­ло 1085 г. до Р.Х. Как млад­ший в сво­ем доме, он пас ста­да сво­е­го отца и уже в те моло­дые годы отли­чал­ся исклю­чи­тель­ной храб­ро­стью. Так он рас­ска­зы­вал о себе царю Изра­и­ля Саулу:

И ска­зал Давид Сау­лу: раб твой пас овец у отца сво­е­го, и когда, быва­ло, при­хо­дил лев или мед­ведь и уно­сил овцу из ста­да, то я гнал­ся за ним и напа­дал на него и отни­мал из пасти его; а если он бро­сал­ся на меня, то я брал его за кос­мы и пора­жал его и умерщ­влял его; и льва и мед­ве­дя уби­вал раб твой… (1Цар.17:34–36)

Еще задол­го до встре­чи Сау­ла и Дави­да Бог пома­зал Дави­да на цар­ство, опре­де­лил быть царем в этой зем­ле. Пома­за­ние про­изо­шло через про­ро­ка Саму­и­ла, кото­рый, уви­дев перед собой «бело­ку­ро­го, с кра­си­вы­ми гла­за­ми и при­ят­ным лицом» пас­ту­ха, услы­шал голос Божий: «Встань, помажь его, ибо это он».

И взял Саму­ил рог с еле­ем и пома­зал его сре­ди бра­тьев его, и почи­вал Дух Гос­по­день на Дави­де с того дня и после;… А от Сау­ла отсту­пил Дух Гос­по­день, и воз­му­щал его злой дух от Гос­по­да (1Цар.16:11–14).

Бла­го­да­ря сво­им музы­каль­ным спо­соб­но­стям, кра­со­те и дру­гим каче­ствам он полу­чил при­гла­ше­ние ко дво­ру, что­бы игрой на арфе успо­ка­и­вать взвол­но­ван­ный дух Сау­ла, кото­рый сде­лал его сво­им ору­же­нос­цем (Пер­вая Кни­га Царей 16:21).

Но в нача­ле вой­ны с фили­стим­ля­на­ми Давид, по-види­мо­му, вер­нул­ся к ста­дам сво­е­го отца, кото­рые он пас рань­ше, будучи еще маль­чи­ком. При­дя одна­жды в лагерь к бра­тьям, Давид уви­дел Голиа­фа и вызвал­ся сра­зить­ся с ним.

И ска­зал Давид: Гос­подь, Кото­рый избав­лял меня от льва и мед­ве­дя, изба­вит меня и от руки это­го Фили­стим­ля­ни­на. И ска­зал Саул Дави­ду: иди, и да будет Гос­подь с тобою. (1Цар.17:37)

И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять глад­ких кам­ней из ручья, и поло­жил их в пас­ту­ше­скую сум­ку, кото­рая была с ним; и с сум­кою и с пра­щею в руке сво­ей высту­пил про­тив Фили­стим­ля­ни­на. Высту­пил и Фили­стим­ля­нин, идя и при­бли­жа­ясь к Дави­ду, и ору­же­но­сец шел впе­ре­ди его. И взгля­нул Фили­стим­ля­нин и, уви­дев Дави­да, с пре­зре­ни­ем посмот­рел на него, ибо он был молод, бело­кур и кра­сив лицем. И ска­зал Фили­стим­ля­нин Дави­ду: что ты идешь на меня с пал­кою? раз­ве я соба­ка? И про­клял Фили­стим­ля­нин Дави­да сво­и­ми богами.

Когда Фили­стим­ля­нин под­нял­ся и стал под­хо­дить и при­бли­жать­ся навстре­чу Дави­ду, Давид поспеш­но побе­жал к строю навстре­чу Фили­стим­ля­ни­ну. И опу­стил Давид руку свою в сум­ку и взял отту­да камень, и бро­сил из пра­щи и пора­зил Фили­стим­ля­ни­на в лоб, так что камень вон­зил­ся в лоб его, и он упал лицем на зем­лю. Так одо­лел Давид Фили­стим­ля­ни­на пра­щею и кам­нем, и пора­зил Фили­стим­ля­ни­на и убил его; меча же не было в руках Дави­да. (1Цар.17:48–50)

Бог, даро­вал ему Свя­то­го Духа, под­го­то­вил Дави­да для цар­ство­ва­ния, про­ве­дя длин­ным путем испы­та­ний и опас­но­стей. Покры­тый сла­вой, он вер­нул­ся ко дво­ру и был постав­лен глав­но­ко­ман­ду­ю­щим; он при­об­рел любовь наро­да и стал зятем царя. Нена­висть Сау­ла к нему заста­ви­ла Дави­да бежать; он дол­гое вре­мя ски­тал­ся в пустыне, скры­ва­ясь в пеще­рах, спа­са­ясь от пре­сле­ду­ю­ще­го его Сау­ла. Несколь­ко раз волею про­ви­де­ния Давид имел воз­мож­ность бес­пре­пят­ствен­но пора­зить сво­е­го вра­га, но страх перед Божьи­ми запо­ве­дя­ми удер­жи­ва­ли его от это­го. Вели­ко­ду­шие Дави­да не раз смяг­ча­ло тер­за­е­мое злы­ми про­ти­во­ре­чи­я­ми серд­це Саула.

Давид узнал насто­я­щую муж­скую друж­бу: сын царя Иона­фан был верен ему, спа­сая его от гне­ва сво­е­го отца.

Смерть Сау­ла и Иона­фа­на откры­ли ему доро­гу к пре­сто­лу. Все коле­на при­зна­ли Дави­да царем. Он при­ка­зал тор­же­ствен­но пере­вез­ти ков­чег заве­та в Иеру­са­лим; забо­тил­ся об упо­ря­до­че­нии бого­слу­же­ния, тво­рил суд и рас­пра­ву без лице­при­я­тия и мно­го сде­лал для бла­го­со­сто­я­ния наро­да. Муд­ро­стью и неусып­ной энер­ги­ей он укре­пил свое цар­ство и его опыт­ность и преду­смот­ри­тель­ность не допус­ка­ли вра­гов напасть на него врас­плох; он рас­ши­рил гра­ни­цы сво­е­го цар­ства (по про­ро­че­ству) от Черм­но­го моря и Егип­та до Евфра­та (2 Цар 8; Быт 15:18; И. Нави­на 1:4)

Огром­ное коли­че­ство воен­ной добы­чи обо­га­ти­ло народ и доста­ви­ло обиль­ный мате­ри­ал для построй­ки вели­ко­леп­но­го хра­ма, кото­рую он наме­ре­вал­ся пред­при­нять, но Гос­подь пору­чил это сде­лать Соло­мо­ну (2 Цар. 7).

Давид не был сво­бо­ден от иску­ше­ний. Подоб­но про­чим царям он имел мно­го жен и налож­ниц и в послед­ние годы сво­ей жиз­ни он дол­жен был пожать горь­кие пло­ды это­го. Свя­щен­ное Писа­ние не умал­чи­ва­ет о его бес­чест­ном поступ­ке с Ури­ей и Вир­са­ви­ей; оно гово­рит так­же о Божьем нака­за­нии за этот грех и о том, что Давид, пока­яв­шись, полу­чил от Бога милость, о кото­рой про­сил. С того вре­ме­ни Бог сми­рял его часты­ми испы­та­ни­я­ми: в сво­ей семье он видел раз­лад, бес­чест­ные поступ­ки и кро­во­про­ли­тие; исто­рия Фама­ри, Амно­на и Авес­са­ло­ма дают нам почув­ство­вать, как тер­за­лось его серд­це. Вос­ста­ние под пред­во­ди­тель­ством Авес­са­ло­ма (2 Цар. 15), голод и моро­вая язва, пора­зив­шие народ, слу­жи­ли для него тяж­ки­ми испытаниями.

Давид был не толь­ко «муж постав­лен­ный высо­ко, пома­зан­ник Бога Иако­вле­ва», но так­же «слад­кий певец Изра­и­лев» (2 Цар. 23:1). Ника­кие пес­ни не при­об­ре­ли на зем­ном шаре такой извест­но­сти, как «Псал­мы Дави­да». Как поэ­ти­че­ские про­из­ве­де­ния, мно­гие из них очень высо­ко­го каче­ства, — насто­я­щие жем­чу­жи­ны сло­вес­но­го искусства.

Этот чело­век настоль­ко пора­зил Бога сво­ей бого­бо­яз­нен­но­стью и любо­вью к Нему, что Бог заклю­чил с ним осо­бый завет. Дави­дом в Биб­лии не раз назо­вет­ся вели­кий обе­щан­ный Царь, т. е. Мес­сия (Иере­мия 30:9; Иезе­ки­иль 34:23; Осия 3:5), рав­но и цар­ство Мес­сии назы­ва­ет­ся цар­ством Дави­да (Mapка 11:10), в кото­ром Он управ­ля­ет «на пре­сто­ле Дави­да» (Иере­мия 22:2,4) и име­ет ключ Дави­да (Откро­ве­ние 3:7). Иисус Хри­стос назы­ва­ет­ся Сыном Дави­до­вым (Мат­фея 1:1; Mapка 10:47; Луки 20:41).

В кни­ге про­ро­честв Заха­рии ска­за­но, что в Цар­ство­ва­ние Иису­са Хри­ста «самый сла­бый меж­ду жите­ля­ми Иеру­са­ли­ма в тот день будет, как Давид» (Зах. 12:8).