23 февраля в нашей стране отмечается как День защитника Отечества. Так как воинская обязанность в нашей стране совсем еще недавно была делом обязательным для каждого мужчины, этот праздник стал просто праздником для каждого мужчины. На страницах Священного Писания (первая, вторая и третья Книги царств) есть история одного очень мужественного человека, совершившего немало военных подвигов, царя израильского народа Давида. Его жизнь – яркий пример жизни настоящего мужчины.
Само имя Давид, как утверждают словари, обозначает в переводе с еврейского «возлюбленный». И этот библейский герой действительно был любим народом, женами, друзьями, но, самое главное, его возлюбил Сам Бог.
Давид родился в семье Иессея в Вифлееме около 1085 г. до Р.Х. Как младший в своем доме, он пас стада своего отца и уже в те молодые годы отличался исключительной храбростью. Так он рассказывал о себе царю Израиля Саулу:
И сказал Давид Саулу: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой… (1Цар.17:34–36)
Еще задолго до встречи Саула и Давида Бог помазал Давида на царство, определил быть царем в этой земле. Помазание произошло через пророка Самуила, который, увидев перед собой «белокурого, с красивыми глазами и приятным лицом» пастуха, услышал голос Божий: «Встань, помажь его, ибо это он».
И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после;… А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа (1Цар.16:11–14).
Благодаря своим музыкальным способностям, красоте и другим качествам он получил приглашение ко двору, чтобы игрой на арфе успокаивать взволнованный дух Саула, который сделал его своим оруженосцем (Первая Книга Царей 16:21).
Но в начале войны с филистимлянами Давид, по-видимому, вернулся к стадам своего отца, которые он пас раньше, будучи еще мальчиком. Придя однажды в лагерь к братьям, Давид увидел Голиафа и вызвался сразиться с ним.
И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду: иди, и да будет Господь с тобою. (1Цар.17:37)
И взял посох свой в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в пастушескую сумку, которая была с ним; и с сумкою и с пращею в руке своей выступил против Филистимлянина. Выступил и Филистимлянин, идя и приближаясь к Давиду, и оруженосец шел впереди его. И взглянул Филистимлянин и, увидев Давида, с презрением посмотрел на него, ибо он был молод, белокур и красив лицем. И сказал Филистимлянин Давиду: что ты идешь на меня с палкою? разве я собака? И проклял Филистимлянин Давида своими богами.
Когда Филистимлянин поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю. Так одолел Давид Филистимлянина пращею и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида. (1Цар.17:48–50)
Бог, даровал ему Святого Духа, подготовил Давида для царствования, проведя длинным путем испытаний и опасностей. Покрытый славой, он вернулся ко двору и был поставлен главнокомандующим; он приобрел любовь народа и стал зятем царя. Ненависть Саула к нему заставила Давида бежать; он долгое время скитался в пустыне, скрываясь в пещерах, спасаясь от преследующего его Саула. Несколько раз волею провидения Давид имел возможность беспрепятственно поразить своего врага, но страх перед Божьими заповедями удерживали его от этого. Великодушие Давида не раз смягчало терзаемое злыми противоречиями сердце Саула.
Давид узнал настоящую мужскую дружбу: сын царя Ионафан был верен ему, спасая его от гнева своего отца.
Смерть Саула и Ионафана открыли ему дорогу к престолу. Все колена признали Давида царем. Он приказал торжественно перевезти ковчег завета в Иерусалим; заботился об упорядочении богослужения, творил суд и расправу без лицеприятия и много сделал для благосостояния народа. Мудростью и неусыпной энергией он укрепил свое царство и его опытность и предусмотрительность не допускали врагов напасть на него врасплох; он расширил границы своего царства (по пророчеству) от Чермного моря и Египта до Евфрата (2 Цар 8; Быт 15:18; И. Навина 1:4)
Огромное количество военной добычи обогатило народ и доставило обильный материал для постройки великолепного храма, которую он намеревался предпринять, но Господь поручил это сделать Соломону (2 Цар. 7).
Давид не был свободен от искушений. Подобно прочим царям он имел много жен и наложниц и в последние годы своей жизни он должен был пожать горькие плоды этого. Священное Писание не умалчивает о его бесчестном поступке с Урией и Вирсавией; оно говорит также о Божьем наказании за этот грех и о том, что Давид, покаявшись, получил от Бога милость, о которой просил. С того времени Бог смирял его частыми испытаниями: в своей семье он видел разлад, бесчестные поступки и кровопролитие; история Фамари, Амнона и Авессалома дают нам почувствовать, как терзалось его сердце. Восстание под предводительством Авессалома (2 Цар. 15), голод и моровая язва, поразившие народ, служили для него тяжкими испытаниями.
Давид был не только «муж поставленный высоко, помазанник Бога Иаковлева», но также «сладкий певец Израилев» (2 Цар. 23:1). Никакие песни не приобрели на земном шаре такой известности, как «Псалмы Давида». Как поэтические произведения, многие из них очень высокого качества, — настоящие жемчужины словесного искусства.
Этот человек настолько поразил Бога своей богобоязненностью и любовью к Нему, что Бог заключил с ним особый завет. Давидом в Библии не раз назовется великий обещанный Царь, т. е. Мессия (Иеремия 30:9; Иезекииль 34:23; Осия 3:5), равно и царство Мессии называется царством Давида (Mapка 11:10), в котором Он управляет «на престоле Давида» (Иеремия 22:2,4) и имеет ключ Давида (Откровение 3:7). Иисус Христос называется Сыном Давидовым (Матфея 1:1; Mapка 10:47; Луки 20:41).
В книге пророчеств Захарии сказано, что в Царствование Иисуса Христа «самый слабый между жителями Иерусалима в тот день будет, как Давид» (Зах. 12:8).