Водки в те времена не было, пили русичи сброженный и очищенный мед. Исторические факты свидетельствуют о том, что до появления христианства наши предки выпивали только по трем поводам: рождение ребенка, одержание победы над врагом и на похоронах. Причем пили весьма умеренно, поскольку из всех трех поводов по-настоящему расслабиться позволяла только победа над врагом. На похоронах напиваться и тогда было не принято, а рождение ребенка было слишком ответственным делом.
Когда на Руси появилась водка?
Водка на Русь была завезена только в 1428 году, причем ее сразу же запретили, и снова она появилась только в середине XVI века! Британцы к тому времени уже вовсю напивались в кабаках дешевым виски. А в России первый питейный дом был открыт только при Иване Грозном, в Москве. Был он тогда единственным на всю Россию и назывался «Царев кабак». Русская водка всегда была менее крепкой. Например, знаменитая петровская водка была крепостью меньшей, чем нынешние портвейны, всего 14 градусов. И вообще до конца XIX века водка и другие спиртные напитки подавались только в кабаках, причем утром они были закрыты. В кабаке алкоголь можно было купить только в розлив, маленькими порциями. Для того, чтобы вынести водку из кабака, необходимо было купить как минимум ведро (12–14 литров), что простым людям было просто не по карману.
Самый главный противник пьянства на Руси
Конечно, это Петр I. В петровские времена пьянство не только не поощрялось, но и жестоко наказывалось. Петр издал указ, чтобы пьяницам на шею подвешивали чугунный круг и приковывали его цепью к шее. На медали было написано, что «сей безобразно в пьянстве усердствовал».
Хуже, чем чума
В 1985 году ЦК КПСС объявил очередную войну пьянству: бюджет потерял 50 миллиардов не нынешних, а тех еще полновесных рублей, в два раза возросло потребление самогона. Тем не менее, к 1987 году возросла средняя продолжительность жизни. В результате, как бы не ругали кампанию, она сберегла жизнь приблизительно 700 тысячам человек, да и заболеваемость снизилась.
Последствия алкоголизма уже сейчас схожи с эпидемией чумы. Не секрет, что стакан водки делает почти каждого человека явно “не в себе” на срок от двух до четырех часов. А два-три стакана – тем более. Теперь можно представить себе, что должно произойти, если стакан водки принимает рабочий за станком, шофер за рулем, профессор на кафедре или даже министр на совещании.
Подсчитано также, что прямо или косвенно на счет злоупотребления алкоголем можно отнести каждую третью смерть. Алкоголики вообще редко живут более 50 лет, но у нас от пьянства умирают 30 – 40-летние.
В последнее время к стакану водки все чаще прикладываются женщины и подростки. Сравнительно недавно на сто мужчин-алкоголиков приходилась одна женщина-алкоголичка, сегодня соотношение 10:4. Что касается молодежи и подростков, то их вовлечение в повальное пьянство означает, во-первых, лавинообразное разрастание последнего, а во-вторых, подрыв генофонда нации, потому что резко увеличивается число зачатий в состоянии опьянения и, соответственно, ускоряется процесс олигофренизации населения (есть сельские районы, где процент дебилов намного превысил 10% и приближается к 25%).
Еще в начале 70‑х ситуацию в СССР называли острокритической с тенденцией перерастания в катастрофическую. Итоговые рекомендации в самых общих чертах сводились к следующему:
* Развить “индустрию досуга”, уровень которой в стране до сих пор близок к нулю. Миллионы людей принимают стакан водки только для своего рода “самоубийства на 4 часа”, так как психика человека не выдерживает тоски “ничегонеделания”.
* Организовывать эффективное лечение алкоголиков на специальных с/х фермах по принципу самообеспечения продуктами.
* Ввести жесткие санкции за появление в общественных местах пьяным – вплоть до лишения “вида на жительства” и ссылки для принудительного лечения в специальные трудовые колонии. Сделать пьянство в глазах людей предосудительным.