Исце­ле­ние бес­но­ва­то­го в стране Гадаринской

В Еван­ге­лии от Мар­ка и в Еван­ге­лии от Луки еван­ге­ли­сты опи­сы­ва­ют слу­чай чудес­но­го избав­ле­ния бес­но­ва­то­го муж­чи­ны. Мы узна­ем, что Иисус вме­сте с уче­ни­ка­ми на лод­ке при­был в стра­ну Гада­рин­скую. Эта мест­ность нахо­ди­лась в несколь­ких кило­мет­рах от Гали­лей­ско­го моря, это был про­ти­во­по­лож­ный Гали­лее берег озера.

Когда же вышел Он на берег, встре­тил Его один чело­век из горо­да, одер­жи­мый беса­ми с дав­не­го вре­ме­ни, и в одеж­ду не оде­вав­ший­ся, и жив­ший не в доме, а в гробах.

То есть он жил в пеще­рах, кото­рые, подоб­но скле­пам, слу­жи­ли местом захо­ро­не­ния умер­ших. Бес­но­ва­то­му же эти пеще­ры слу­жи­ли местом обитания.

Он, уви­дев Иису­са, вскри­чал, пал пред Ним и гром­ким голо­сом ска­зал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Все­выш­не­го? умо­ляю Тебя, не мучь меня. Ибо [Иисус] пове­лел нечи­сто­му духу вый­ти из сего чело­ве­ка, пото­му что он дол­гое вре­мя мучил его, так что его свя­зы­ва­ли цепя­ми и уза­ми, сбе­ре­гая его; но он раз­ры­вал узы и был гоним бесом в пустыни.

То, что его никто не мог свя­зать, гово­рит о неисто­вой и необы­чай­ной физи­че­ской силе, веду­щей к мед­лен­но­му само­уни­что­же­нию, что явля­ет­ся отли­чи­тель­ным при­зна­ком одержимости.

Иисус спро­сил его: как тебе имя? Он ска­зал: леги­он, — пото­му что мно­го бесов вошло в него.

Узнать имя (как выра­же­ние сущ­но­сти) — зна­чит обре­сти власть над его носителем.

Зада­вая этот вопрос, Иисус явля­ет Свою выс­шую силу и власть. По всей види­мо­сти, этот несчаст­ный чело­век, встре­тив­ший­ся Иису­су, был одер­жим не одним, а вели­ким мно­же­ством бесов (рим­ский леги­он состо­ял, как пра­ви­ло, при­бли­зи­тель­но из шести тысяч вои­нов). Бесы мучи­ли несчаст­но­го как некая еди­ная сила, кото­рой управ­лял демон, высту­пав­ший от име­ни всех (отсю­да чере­до­ва­ние место­име­ний «я» и «мы»):

И они про­си­ли Иису­са, что­бы не пове­лел им идти в без­дну. Тут же на горе пас­лось боль­шое ста­до сви­ней; и [бесы] про­си­ли Его, что­бы поз­во­лил им вой­ти в них. Он поз­во­лил им.

Бесы тре­пе­щут перед Иису­сом, при­зна­вая, что Иисус име­ет над ними абсо­лют­ную власть, и боясь остать­ся в бес­те­лес­ном состо­я­нии. Под без­дной в Биб­лии под­ра­зу­ме­ва­ет­ся пер­во­здан­ный хаос, гра­ни­ча­щий с небытием.

Бесы, вый­дя из чело­ве­ка, вошли в сви­ней, и бро­си­лось ста­до с кру­тиз­ны в озе­ро и пото­ну­ло. Пас­ту­хи, видя про­ис­шед­шее, побе­жа­ли и рас­ска­за­ли в горо­де и в селе­ни­ях. И вышли видеть про­ис­шед­шее; и, при­дя к Иису­су, нашли чело­ве­ка, из кото­ро­го вышли бесы, сидя­ще­го у ног Иису­са, оде­то­го и в здра­вом уме; и ужаснулись.

Поня­тия «одет» и «в здра­вом уме» осмыс­ли­ва­ют­ся как нечто вза­и­мо­свя­зан­ное. До изгна­ния бесов, когда одер­жи­мый был «не в себе», он был наг. В Биб­лии поня­тие одеж­ды, кро­ме основ­но­го, часто име­ет зна­че­ние сим­во­ли­че­ское, когда одеж­да озна­ча­ет созна­ние: быть оде­тым — уметь раз­ли­чать доб­ро и зло.

Видев­шие же рас­ска­за­ли им, как исце­лил­ся бес­но­вав­ший­ся. И про­сил Его весь народ Гада­рин­ской окрест­но­сти уда­лить­ся от них, пото­му что они объ­яты были вели­ким стра­хом. Он вошел в лод­ку и воз­вра­тил­ся. Чело­век же, из кото­ро­го вышли бесы, про­сил Его, что­бы быть с Ним. Но Иисус отпу­стил его, ска­зав: воз­вра­тись в дом твой и рас­ска­жи, что сотво­рил тебе Бог.

Этот чело­век дол­жен был стать пер­вым язы­че­ским мис­си­о­не­ром. Нахо­дясь сре­ди иуде­ев, Иисус тре­бо­вал мол­ча­ния, но в язы­че­ском Деся­ти­гра­дии под­го­тов­ка поч­вы для буду­щей мис­сии уже началась.

Он пошел и про­по­ве­до­вал по все­му горо­ду, что сотво­рил ему Иисус.

Иисус ска­зал исце­лен­но­му рас­ска­зать дома то, что сотво­рил тебе Бог. Далее еван­ге­лист пишет, что тот рас­ска­зы­вал то, что сотво­рил ему Иисус.

При­ме­ча­тель­но, что смысл этих двух выра­же­ний прак­ти­че­ски одинаков.