Мило­сер­дие доб­рых дел

“Иисус ска­зал ему: воз­лю­би Гос­по­да Бога тво­е­го всем серд­цем тво­им и всею душею тво­ею и всем разу­ме­ни­ем тво­им: сия есть пер­вая и наи­боль­шая запо­ведь; вто­рая же подоб­ная ей: воз­лю­би ближ­не­го тво­е­го, как само­го себя; на сих двух запо­ве­дях утвер­жда­ет­ся весь закон и про­ро­ки.” (Еван­ге­лие от Мат­фея, 22 гла­ва, 37–40 стихи).

Итак, пер­вая и наи­боль­шая запо­ведь — любить Бога. Вто­рая же, подоб­ная ей. Если пер­вая — наи­боль­шая, а вто­рая — подоб­ная ей, то на каком же месте пье­де­ста­ла запо­ве­дей мы поста­вим вто­рую, подоб­ную ей, кото­рая гово­рит: “Воз­лю­би ближ­не­го сво­е­го, как само­го себя”? Подоб­ная — не зна­чит мень­шая, вто­рая — не зна­чит вто­ро­сте­пен­ная. Вто­рая запо­ведь подоб­на, тож­де­ствен­на пер­вой в важ­но­сти и по сути. Ино­гда мож­но услы­шать: любить бра­та — зна­чит, бра­ту отда­вать боль­ше, а себе брать мень­ше. Но вопло­тить это пра­ви­ло в жизнь гораз­до слож­нее, чем про­из­не­сти языком.

Наша молит­ва сего­дня о том, что­бы мы тво­ри­ли дела мило­сер­дия, что­бы мы были доб­ро­де­тель­ны­ми. Англи­чане гово­рят: “Доб­ро­та и скром­ность — вот два каче­ства, кото­рые нико­гда не долж­ны утом­лять чело­ве­ка”. Мне кажет­ся, что доб­ро, мило­сер­дие и доб­ро­де­тель — это некие мораль­но-эти­че­ские кате­го­рии, кото­ры­ми выра­жа­ет­ся нрав­ствен­ная оцен­ка пове­де­ния чело­ве­ка. Хотя ино­гда люди гово­рят, что высо­чай­шая доб­ро­де­тель в этом мире может в духов­ном мире ока­зать­ся пустячной.

Но Бог гово­рит, что любить ближ­не­го — это, все-таки, запо­ведь подоб­ная той, пер­вой, наи­боль­шей. 2 Пет­ра 1 гла­ва, 5–1: “…то вы, при­ла­гая к сему все ста­ра­ние, пока­жи­те в вере вашей доб­ро­де­тель, в доб­ро­де­те­ли рас­су­ди­тель­ность, в рас­су­ди­тель­но­сти воз­дер­жа­ние, в воз­дер­жа­нии тер­пе­ние, в тер­пе­нии бла­го­че­стие, в бла­го­че­стии бра­то­лю­бие, в бра­то­лю­бии любовь. Если это в вас есть и умно­жа­ет­ся, то вы не оста­не­тесь без успе­ха и пло­да в позна­нии Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста. А в ком нет сего, тот слеп, закрыл гла­за, забыл об очи­ще­нии преж­них гре­хов сво­их. Посе­му, бра­тия, более и более ста­рай­тесь делать твер­дым ваше зва­ние и избра­ние; так посту­пая, нико­гда не пре­ткне­тесь, ибо так откро­ет­ся вам сво­бод­ный вход в веч­ное Цар­ство Гос­по­да наше­го и Спа­си­те­ля Иису­са Христа”.

Конеч­но же, апо­стол здесь гово­рит о доб­ро­де­те­ли, кото­рую мы долж­ны пока­зы­вать в вере нашей, и при том в доб­ро­де­те­ли — рас­су­ди­тель­ность, т.е. доб­ро­де­тель наша долж­на быть раци­о­наль­ной (rationalis — “разум­ный”). Таким обра­зом — под­чер­ки­ва­ет апо­стол — делая доб­ро­де­тель­ные дела, мы откры­ва­ем себе сво­бод­ный вход в веч­ное Цар­ство Гос­по­да наше­го и Спа­си­те­ля, Иису­са Христа.

Обра­тим­ся к Свя­щен­но­му Писа­нию, запи­сан­но­му в Еван­ге­лии от Луки, 10 гла­ва, 30–37: “На это ска­зал Иисус: неко­то­рый чело­век шел из Иеру­са­ли­ма в Иери­хон и попал­ся раз­бой­ни­кам, кото­рые сня­ли с него одеж­ду, изра­ни­ли его и ушли, оста­вив его едва живым. По слу­чаю один свя­щен­ник шел тою доро­гою и, уви­дев его, про­шел мимо. Так­же и левит, быв на том месте, подо­шел, посмот­рел и про­шел мимо. Сама­ря­нин же некто, про­ез­жая, нашел на него и, уви­дев его, сжа­лил­ся и, подой­дя, пере­вя­зал ему раны, воз­ли­вая мас­ло и вино; и, поса­див его на сво­е­го осла, при­вез его в гости­ни­цу и поза­бо­тил­ся о нем; а на дру­гой день, отъ­ез­жая, вынул два дина­рия, дал содер­жа­те­лю гости­ни­цы и ска­зал ему: поза­боть­ся о нем; и если издер­жишь что более, я, когда воз­вра­щусь, отдам тебе. Кто из этих тро­их, дума­ешь ты, был ближ­ний попав­ше­му­ся раз­бой­ни­кам? Он ска­зал: ока­зав­ший ему милость. Тогда Иисус ска­зал ему: иди, и ты посту­пай так же”.

Итак, мы видим, что по слу­чаю про­шел свя­щен­ник той доро­гой, но про­шел мимо. Ока­зы­ва­ет­ся, свя­щен­ни­кам не все­гда мож­но делать доб­ро? Умест­на будет посло­ви­ца: “Бла­ги­ми наме­ре­ни­я­ми доро­га в ад вымо­ще­на”. Так­же и левит (читай­те: хорист) был на этом месте, посмот­рел, и про­шел мимо. Ему тоже ока­за­лось неко­гда — он шел на спев­ку, ему не до бед­ных, ему не до мило­сер­дия, он “слу­жит” Богу! И вдруг некий сама­ря­нин, языч­ник, сжа­лил­ся над несчаст­ным, пере­вя­зал раны, при­вез в гости­ни­цу и упла­тил за нее.

В 37 сти­хе это­го отрыв­ка Иисус гово­рит каж­до­му из нас: “Иди и ты посту­пай так­же!” Зву­чит как запо­ведь, как пове­ле­ние Гос­по­да гос­под­ству­ю­щих и Царя царей, идти и делать доб­ро, идти и тво­рить дела мило­сер­дия, под­ви­за­ясь в делах доб­ро­де­тель­ных. При­дет день, когда Хри­стос спро­сит каж­до­го из нас: “Посе­ти­ли ли вы Меня в тем­ни­це, накор­ми­ли ли вы Меня, оде­ли ли вы Меня?” Одним ска­жет: “Так как вы сде­ла­ли это одно­му из этих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­ла­ли Мне”. Дру­гим же: “Так как вы не сде­ла­ли это одно­му из этих мень­ших, то не сде­ла­ли Мне” (Еван­ге­лие от Мат­фея, 25 гла­ва, 40–45). “И пой­дут они в муку веч­ную, а пра­вед­ни­ки — в жизнь веч­ную” (там же, 46 стих). Когда Хри­стос ска­зал: “Иди, и ты посту­пай так же”, Он не ска­зал это чело­ве­ку, кото­рый жил 2000 лет назад, Он гово­рит это сего­дня каж­до­му из нас. Зву­чит как: “Иди и делай!” Ино­гда мы не тво­рим дела мило­сер­дия по при­чине завы­шен­ной само­оцен­ки. Нам жал­ко вре­ме­ни, мы не хотим тра­тить день­ги — “моя хата с краю…”

Но Хри­стос через Еван­ге­лие обра­ща­ет­ся вовсе не к тем людям, кото­рые не зна­ют Его и не чита­ют Сло­во, Он обра­ща­ет­ся к нам, веру­ю­щим. И мы, как веру­ю­щие люди, долж­ны пони­мать, что наши цен­но­сти не явля­ют­ся частью мира сего и поэто­му мы долж­ны соби­рать себе сокро­ви­ще на небе­сах. Вспо­ми­ная о вдо­ве, кото­рая “поло­жи­ла все про­пи­та­ние свое, какое име­ла”, в сокро­вищ­ни­цу, мы можем под­ра­жать ей. Хри­стос не имел на зем­ле столь­ко, сколь­ко име­ем мы. В сво­ем сти­хо­тво­ре­нии Кон­стан­тин Рома­нов так выра­зил чув­ства наше­го Спасителя:

“Я немо­щен, наг, утом­лен и убог, 
И тру­ден Мой путь и далек. 
Ски­та­юсь Я по миру, беден и нищ, 
Сту­чу­ся у мно­гих жилищ…”

Но несмот­ря на такое для мно­гих из нас неза­вид­ное поло­же­ние, Хри­стос все­гда учил любить вдов и сирот, тех страж­ду­щих, кото­рые нуж­да­ют­ся в нашей помо­щи. И в разу­ме нашем, и в серд­це нашем долж­ны резо­ни­ро­вать сло­ва: “Иди, и ты делай то же”. Если Он — Царь царей и Пер­во­свя­щен­ник, а мы — цар­ствен­ное свя­щен­ство, сона­след­ни­ки жиз­ни веч­ной, то мож­но ли нам ослу­шать­ся Хри­ста? Забо­тим­ся ли мы о тех, о ком пове­лел Иисус?

О ком забо­тим­ся мы? Конеч­но же, нель­зя ска­зать, что доб­ро­де­те­лей сего­дня не суще­ству­ет. Но мне дума­ет­ся, что наше обще­ство мож­но раз­де­лить на людей трех кате­го­рий: дела­ю­щие доб­ро и нахо­дя­щие в этом некий мер­кан­тиль­ный инте­рес (напри­мер, памят­ник, титул, награ­да или вза­мен — дру­гое доб­ро). Дру­гие — тво­ря­щие это во Имя Гос­по­да и Спа­си­те­ля Иису­са Хри­ста (не ожи­дая вза­мен ниче­го). А есть еще такие, кото­рые вооб­ще ниче­го не дела­ют, а лишь суе­тят­ся (к ним отно­сят­ся и те, кото­рые пекут­ся и забо­тят­ся о сво­их детях, вну­ках, домаш­них, забы­вая вдов и сирот). Хоро­шо ска­зал об этом Фон­ви­зин Денис Ива­но­вич: “Остав­лять богат­ство детям? Умны будут — без него обой­дут­ся; а глу­по­му сыну не в помощь богат­ство. Налич­ные день­ги — не налич­ные досто­ин­ства. Золо­той бол­ван — все тот же болван”.

Итак, бра­тья и сест­ры, Хри­стос побуж­да­ет нас к испол­не­нию вто­рой запо­ве­ди: “Люби ближ­не­го сво­е­го, как само­го себя”. Одна­жды я устро­ил малень­кий экза­мен для сту­ден­тов пас­тор­ской шко­лы. Раз­дал поло­вине из них по листу бума­ги и попро­сил разо­рвать его так, что­бы поде­лить­ся с това­ри­щем. Когда они выпол­ни­ли зада­ние, мы срав­ни­ли вто­рую часть листа с пер­вой поло­вин­кой. Боль­шин­ство отдан­ных частей ока­за­лись мень­ше. Этот про­стой при­мер пока­зал, что гово­рить и любить ближ­не­го — раз­ные вещи. Любить — зна­чит отда­вать ему луч­шую, боль­шую часть. А что­бы быть гото­вы­ми тво­рить дела мило­сер­дия и доб­ро­де­те­ли, нуж­но после­до­вать сове­ту Апо­сто­ла Пав­ла Филип­пий­цам, 4 гла­ва, 8–9: “Нако­нец, бра­тия мои, что толь­ко истин­но, что чест­но, что спра­вед­ли­во, что чисто, что любез­но, что досто­слав­но, что толь­ко доб­ро­де­тель и похва­ла, о том помыш­ляй­те. Чему вы научи­лись, что при­ня­ли и слы­ша­ли и виде­ли во мне, то испол­няй­те, — и Бог мира будет с вами. “…о том помыш­ляй­те…” — и Бог мира будет с вами!”

АМИНЬ

Про­по­ведь про­из­не­се­на 9 янва­ря в Хра­ме Хри­ста епи­ско­пом церк­вей Нов­го­род­ской обла­сти А.И. Корабель