“Сектантство в Православии и Православие в сектантстве” — так называется брошюра, изданная Выборгским Христианским Центром. Ее автор Иеромонах Иоанн. Вот некоторые выдержки из этой брошюры:
… в настоящее время, в особенности, можно встретить “православного” — настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, не любовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божьей…
И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения, … но, на самом деле, таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям.
… Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и человеку есть признак истинного, жизненного православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди не православных, тот истинно православный.
… Всякому православному ясно, что православные по своему умоисповеданию часто не только не являются назиданием для общества, но прямым развращением этого общества… А монастыри… сколько было подчас глубокого не православия, мирского, тленного духа под смиренной одеждой монаха.
Революция показала, обнажила слабый слой православного русского священства, но она же подчеркнула мученическое исповедание православной жизни у большинства священников.
Кто-то сказал, что наличие сектантства показывает религиозность народа. Можно сказать и так: наличие сектантства показывает православность народа, его горение духа, его стремление к идеалу, его жажду не внешней религии, но внутренней, жажду своего сердечного завета с Богом.
Символ должен совершиться в жизни, стать реальностью. У одного человека он совершенно не реален в жизни, хотя этот человек произносит его каждый день на молитве; у другого вера проявляется в любви его к Господу Иисусу Христу, к Отцу Небесному и Духу Святому, и она отражается на лице его, на словах и всех поступках. Кто же ближе к царствию Божьему? Ответ ясен. Конечно второй. Неправославный по имени, но православный по духу и истине, наученный самим Духом.
… Мы учим лишь, как повиноваться единому Учителю. Но вот мы видим, что кто-то выучился без нас быть учеником Христовым. Что же? Будем ли мы против него восставать? Мы радоваться должны, что человек силою Всемогущего Духа … чудесно преобразил свою жизнь и приносит Богу плод. По плодам велено узнавать. Плоды же ясно определены у Апостола Павла.