Бес­печ­ность глуп­цов погу­бит их (Прит­чи Соло­мо­на 1:32)

Часто, осо­бен­но в осен­нее вре­мя, когда при­хо­дит вре­мя жат­вы, мы поем гимн в кото­ром есть такие стро­ки “Все при­нес­ли золо­тые сно­пы, а я толь­ко листья при­нес”. Поис­ти­не бес­печ­ность явля­ет­ся опас­ной бедой и неми­ну­е­мым злом, что и постиг­ло мно­гих сего­дня. Можем срав­нить ее с опас­ной болез­нью, кото­рая пости­га­ет чело­ве­ка посте­пен­но, даже овла­де­ва­ет им, а он не чувствует.



Когда я в интер­не­те набра­ла сло­во «бес­печ­ный» на экране появи­лись сооб­ще­ния тако­го типа: 
 
… Рабо­чих погу­би­ла бес­печ­ность. 
Тра­ги­че­ски закон­чил­ся во втор­ник рабо­чий день для тро­их сле­са­рей ростов­ско­го «Водо­ка­на­ла»… 
 
… Эле­мен­тар­ная бес­печ­ность 69-лет­не­го жите­ля посел­ка Гор­ные клю­чи Киров­ско­го рай­о­на ста­ла при­чи­ной кра­жи из квар­ти­ры … 
 
… «Пре­ступ­ни­ков про­во­ци­ру­ет бес­печ­ность граж­дан». В Твер­ской обла­сти рас­сле­ду­ет­ся дерз­кое напа­де­ние на инкас­са­то­ров, … 
 
… Бес­печ­ность мате­ри … 
… Бро­шен­ный мате­рью в неотап­ли­ва­е­мом доме мало­лет­ний ребе­нок полу­чил обмо­ро­же­ние ног. 
 
Все-таки какое страш­ное сло­во «БЕСПЕЧНОСТЬ» 
 
Бес­печ­ный. Как обра­зо­ва­лось это сло­во? В нем бес- – при­став­ка, ‑ый – окон­ча­ние, ‑н- – суф­фикс при­ла­га­тель­но­го. Таким обра­зом, корень здесь – печ. Что он озна­чал? Обра­тим­ся к его исто­рии. 
 
В древ­не­рус­ском язы­ке и в рус­ских народ­ных гово­рах извест­ны сло­ва пёка и пёча. Соб­ствен­но гово­ря, это одно сло­во с исто­ри­че­ским чере­до­ва­ни­ем соглас­ных к/ч. Древ­не­рус­ское сло­во пёка (или пекъ) зна­чи­ло «жар, зной» – отсю­да наши тепе­реш­ние пек­ло, при­пёк и т. п. Что каса­ет­ся диа­лект­но­го сло­ва пёча, то оно име­ло более отвле­чен­ное зна­че­ние. В Сло­ва­ре В. И. Даля оно тол­ку­ет­ся, напри­мер, как «забо­та, попе­че­нье, усерд­ное уча­стье». 
 
Теперь ста­но­вит­ся ясным бук­валь­ное зна­че­ние сло­ва бес­печ­ный: «ни о чем не пеку­щий­ся». Обра­зо­ва­но это при­ла­га­тель­ное из двух слов: пред­ло­га без и фор­мы роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го пёча. Без печъ зна­чи­ло «без забо­ты». Отсю­да и наше совре­мен­ное зна­че­ние «бес­печ­ный», т.е. «без­за­бот­ный, лег­ко­мыс­лен­ный». Сло­во бес­печ­ный (с кор­нем пек/печ) вхо­дит в ряд таких род­ствен­ных слов, как обес­пе­чить и обес­пе­че­ние, бес­печ­ность, а так­же опе­кать, опе­ка, опе­кун, опе­кун­ша и опе­кун­ство. Сре­ди слов того же кор­ня, что и в сло­ве бес­печ­ный, мы най­дем и уста­ре­лые теперь попе­чи­тель и попе­чи­тель­ство, а так­же широ­ко упо­тре­би­тель­ные раз­го­вор­но-про­сто­реч­ные рас­пе­кать, допе­кать и допечь – бук­валь­но «надо­есть излиш­ни­ми забо­та­ми, нра­во­уче­ни­я­ми; назой­ли­во настав­лять». 
 
В род­стве с при­ла­га­тель­ным бес­печ­ный нахо­дит­ся сло­во печаль в ста­рин­ном зна­че­нии «забо­та». Мы и теперь гово­рим ино­гда (с оттен­ком про­сто­реч­но­го пре­не­бре­же­ния): «А вот это уж не твоя печаль!», упо­треб­ляя здесь сло­во печаль как раз в ста­рин­ном зна­че­нии «забо­та», а не в совре­мен­ном – «грусть, тос­ка». 
 
Инте­рес­но отме­тить, что в ста­ри­ну наря­ду с при­ста­воч­ным при­ла­га­тель­ным бес­печ­ный упо­треб­ля­лось и про­ти­во­по­лож­ное ему по смыс­лу бес­при­ста­воч­ное печ­ный. Так, в Сло­ва­ре В. И. Даля чита­ем: «печ­ный, пёч­ли­вый (чело­век) – забот­ли­вый, усерд­ный, рев­ни­тель». 
 
БЕСПЕЧНОСТЬ име­ет зна­че­ние невни­ма­тель­но­сти, небреж­но­сти, забыв­чи­во­сти, бытья отвле­чен­ным от огром­но­го и важ­но­го через ничтож­ное и пустя­ко­вое – то есть: отвле­че­ние чело­ве­ка от важ­ных и огром­ных дел зани­ма­ясь ничтож­ны­ми и пустя­ко­вы­ми дела­ми. На этом осно­ва­нии под­ра­зу­ме­ва­е­мая здесь бес­печ­ность это: заня­тость, бытье отвле­чен­ным от Веч­ной жиз­ни, от настой­чи­во­го тру­да ради нее. И нера­ди­вость, упу­ще­ние, халат­ность без­дей­ствие в отно­ше­нии поми­на­ния Бога и пови­но­ве­ния Ему, пред­по­чи­тая мир­скую жизнь и зани­ма­ясь ею. 
 
Одна­жды девуш­ка рва­ла цве­ты на высо­ких ска­ли­стых бере­гах реки. Один рыбак видел, как она накло­ни­лась над обры­вом ска­лы, что­бы сорвать рос­ший ниже цве­ток, и, выпрям­ля­ясь, ста­ра­лась удер­жать рав­но­ве­сие, но поте­ря­ла поч­ву под нога­ми и с отча­ян­ным кри­ком упа­ла в про­пасть. Когда под­ня­ли ее мерт­вое тело, то в судо­рож­но сжа­той руке обна­ру­жи­ли цве­ток крас­но­го мака. Захо­тев сорвать этот цве­ток, девуш­ка лиши­лась жиз­ни. 
 
Мно­гие люди, подоб­но этой девуш­ке, гоня­ют­ся за быст­ро-увя­да­ю­щи­ми цве­та­ми вре­мен­ных удо­воль­ствий и раз­вле­че­ний и не обра­ща­ют вни­ма­ния на то, что под нога­ми у них не твер­дая поч­ва, а скольз­кие бере­га про­па­сти. 
 
Уче­ни­ки ука­зы­ва­ли Гос­по­ду на кра­со­ту хра­ма, а Он ска­зал: «При­дут дни, в кото­рые из того, что вы здесь види­те, не оста­нет­ся кам­ня на камне; все будет раз­ру­ше­но» (Лк. 21:6). Это при­го­вор все­му пре­крас­но­му мира сего. На вид кажет­ся проч­но и веко­веч­но, но день-дру­гой – смот­ришь, как ниче­го не быва­ло: и кра­со­та увя­да­ет, и силы исто­ща­ют­ся, и сла­ва мерк­нет, и одеж­да изна­ши­ва­ет­ся. Все в себе самом носит раз­ру­ши­тель­ную силу, кото­рая не лежит, как нераз­ви­тое семя, а непре­стан­но дей­ству­ет, и все течет к сво­е­му кон­цу. «Про­хо­дит образ мира сего» (1 Кор. 7:31). «Чело­век ходит подоб­но при­зра­ку; напрас­но он суе­тит­ся, соби­ра­ет и не зна­ет, кому доста­нет­ся то» (Пс. 38:7). А мы все суе­тим­ся, все хло­по­чем, и хло­по­там нашим нет кон­ца. 
 
Встре­ча­ем вокруг себя посто­ян­ные уро­ки, а все свое, слов­но сле­пые, ниче­го не видим. Да и прав­ду ска­зать, что сле­пы или ослеп­ле­ны: и себе, и все­му, что нас окру­жа­ет, и чем мы вла­де­ем, – не ждем кон­ца. И что еще. Думая порой, что сто­им твер­до, как на уте­се, не пони­ма­ем, что поло­же­ние наше ско­рее похо­же на то, как если бы мы сто­я­ли на тря­сине: вот-вот про­ва­лим­ся. Но не чув­ству­ем это­го и пре­да­ем­ся бес­печ­но­му насла­жде­нию теку­щим, буд­то веч­ным. Помо­лим­ся же – да откро­ет Гос­подь наши умные очи, и да узрим все не так, как оно кажет­ся, а как оно есть. И научим­ся от Него «ибо Он печет­ся о вас» (1Пет. 5:7). 
 
Под­го­то­ви­ла Юлия Корабель