Дорогие сестры! Сердечно поздравляю вас с праздником! Жена была создана Творцом для того, чтобы быть помощницей для мужа. Священное Писание говорит о том, что цена добродетельной жены “выше жемчугов”, потому что невозможно даже за самый дорогой жемчуг купить уют, сердечную теплоту, любовь, – все то, что мы так ценим в семье и доме. Так что достигайте любви!
Обратимся к тексту Священного Писания, который стал темой для молитвы на этой неделе: 1 Послание к Коринфянам Святого Апостола Павла, 13–14 глава:
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше. Достигайте любви».
Казалось бы, для чего апостолу напоминать христианам о любви? Если и есть какое место в этом «развращенном и строптивом» мире, исполненное любви, и не просто, а любви от Бога, то это Его Святая Церковь. И эта Святая Церковь, которая есть братья и сестры, является единственной «территорией» царства Божьей любви на земле. Зачем же апостол этим святым людям – и нам с вами – советует: “Достигайте любви!”? Каждому брату, каждой сестре звучит сейчас: “Достигай любви!” И мы с вами в этом сегодня нуждаемся, нуждаемся в Любви и в том, чтобы она стала доступной для нас.
Я думаю, что каждому из нас знакома картина: летней ночью на свет электрического фонаря слетаются сотни мотыльков. Вы знаете, что их так влечет к этому свету? Они пытаются спастись от ночного мрака и холода. Представьте, что зимой, в лютый мороз вам придется находиться в неотапливаемом помещении. И вот вам приходят и сообщают, что в нескольких шагах от вас есть другое здание, в котором тепло и уютно. Что вы сделаете? Куда поспешите? Конечно же, туда, где есть свет и теплота. Тоже самое влечет нас к Любви, нас влечет ее Свет и Теплота. Но достичь этого источника в ночной темноте значит не только долететь до него, это значит слиться с ним и начать излучать свет и тепло для других. Достичь Любви это не значит только получить познание о ней, не значит только получить комфорт от присутствия рядом с ней, это значит стать источником настоящей Любви для других.
Обратимся к другому отрывку Писания: Евангелие от Иоанна, 15 глава, 9–17:
Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей…
Посмотрите, какое указание дает нам Господь: «пребудьте в любви». Это уже не совет апостола, это заповедь Христа, Его повеление. Почему женам всегда нравится, когда муж говорит: «Я люблю тебя…»? Правда, некоторые мужья думают, что, если они сказали это своей жене однажды в день свадьбы, то этого достаточно… Если жена постоянно спрашивает вас о том, любите ли вы ее, это значит, что она вашей любви не замечает. Наверное, надо что-то поменять в жизни… потому что, если люди любят друг друга, то им не нужно твердить непрестанно: «я тебя люблю, я люблю тебя, люблю, люблю», потому что сама жизнь и отношения показывают, что между ними есть Любовь.
И Любовь есть заповедь Христа, и по-другому быть не может. Мы не позволяем себе пренебречь заповедью: «не кради». Но это один и тот же Бог сказал: «не кради» и «пребывайте в любви». Значит, нет разницы в том, какую заповедь нарушать? Если для вас воровство – грех, то нелюбовь должна быть грехом еще более страшным, тем больше, чем больше эта заповедь над всеми остальными. Я надеюсь, что все вы понимаете, какая это важная заповедь? Понимаете?
Тогда почему нам сегодня в церкви приходится говорить об этом? Обратите особое внимание на 14 стих той же главы Евангелия от Иоанна:
«Вы — друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам».
Слово «друзья» довольно часто встречается в Новом Завете, который, как я думаю, все вы знаете, был написан на греческом языке. И то, что у нас в русском тексте часто переводится словом «друг», в греческом языке имело подчас различные оттенки лексического значения. Например, в данном отрывке мы встречаем слово «филус», однокоренное «филио», что значит «любовь». То есть, другими словами, Иисус говорит ученикам, что они — друзья любви, те друзья, которых Он любит.
В другом месте Священного Писания (Евангелие от Матфея, 26 глава 50 стих) Иисус сказал Иуде:
«Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его»
«Друг! Для чего ты пришел?» Здесь уже другое греческое слово, «итайро», которое переводится точнее «товарищ, приятель». Господь говорит Иуде: «Товарищ, а зачем ты сюда пришел?» Потому что этот «друг» пришел для предательства, в этом друге не было Любви.
Раз уж речь зашла о греческом языке, хочется сказать, что понятие «любви» тоже обозначалось не одним словом. Про любовь «филио» — дружескую любовь мы с вами уже поговорили. А вот в Первом послании Святого Апостола Петра во 2 главе, 17 стихе сказано:
«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите».
«Братьев любите». В этом месте греческого текста звучит совсем другое слово — «агапе» — высшая, христианская Любовь. Видите, какая разница?
Князь Трубецкой, богослов, историк, писатель, как-то сказал: «Человек жертвует собой только тогда, когда он верит, что есть что-то великое, неумирающее, нечто, что его переживет». Другими словами, когда он верит, что есть Вечный Бог. Вера в Бога позволяет человеку научиться жертвовать собой ради других, вера в Жертву Иисуса Христа дает нам возможность быть похожим на Него. И знаете что? Если вы сможете когда-нибудь достичь такого самопожертвования, считайте, что вы смогли достичь той самой Любви, потому что так говорит Господь: «Нет большей любви, чем та, если кто положит душу свою за друзей своих».
Другой замечательный писатель, Ф.М. Достоевский, устами одного из героев в романе «Братья Карамазовы» сказал о любви так: «Братья, любовь — учительница, но нужно уметь ее приобрести, ибо она трудно приобретается, дорого покупается, долгой работой и через долгий срок, ибо не на мгновение лишь случайное надо любить, а на весь срок. А случайно-то и всяк полюбить может, и злодей полюбит».
Братья и сестры! Да благословит нас Господь и научит любить не случайно, любить на долгий срок, чтобы нам услышать от Него Самого, что мы — Его друзья. И я вам всем искренно желаю, чтобы Он назвал вас другом не так, как Он назвал Иуду, а чтобы Он называл вас, именно Вас, сегодня: «любящие друзья»!
Аминь!