Однажды, как повествует Священное Писание в первой книге Паралипоменон, «сильно захотелось пить Давиду, и он сказал: кто напоит меня водою из колодезя Вифлеемского, что у ворот? Тогда эти трое пробились сквозь стан Филистимский и почерпнули воды из колодезя Вифлеемского, что у ворот, и взяли, и принесли Давиду. Но Давид не захотел пить ее и вылил ее во славу Господа, и сказал: сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! Стану ли я пить кровь мужей сих, полагавших души свои! Ибо с опасностью собственной жизни они принесли воду. И не захотел пить ее. Вот что сделали трое этих храбрых» (1Пар.11:17–19).
Войско израильского царя Давида славилось своей храбростью. Но среди всех этих воинов летопись выделила по-особому имена трех, особо храбрых людей. Среди всех храбрецов – только трое, которым не было равных на войне. И вот один из их подвигов: пробились через стан филистимлянский и набрали воды для своего царя. Воду, которую Давид, восхищенный их мужеством, даже не посмел выпить, а вылил во славу Божью. Очень интересно ведет себя царь Давид по отношению к этим подчиненным: мы видим особенную чуткость. И в данном случае это особое отношение было заслужено таким вот трогательным отношением к своему царю. Но что побудило этих людей оказать такую честь Давиду? Неужели просто желание выделиться, или, может быть, выслужиться перед царем? Конечно же, нет. Это могло бы быть похожим на правду, если бы это дело не стоило человеческой жизни. Но они рисковали жизнью, чтобы принести воду Давиду, потому что понимали, что Давид – помазанник Божий. Божий особый человек, отношение к которому должно быть особенным. То самое особое отношение, о котором писал апостол Павел в своем пасторском послании:
«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим.5:17,18).
Говорил об этом Павел, потому что хотел показать настоящее христианское отношение к служителям Божьим и научить этому верующих. Только такое отношение паствы к пастырям является библейским. Напротив, любое другое понимание этого вопроса не может быть христианским. И поскольку Дух Святой побуждал Павла писать об этом в своих посланиях Церквям, значит, была тогда такая необходимость. Он хотел, чтобы верующие научились уважать таковых братьев (послание к Филиппийцам,2:29), чтобы делились всяким добром с ними (к Галатам 6:6,7; 1Коринфянам 9:7–14), чтобы почитали, были с ними в мире и в любви (1Фесалоникийцам 5:13). Апостол хотел, чтобы это знали все (1 Фес. 5:27). И поскольку мы понимаем, что послания эти написаны не только христианам первых веков, но и всем последующим, в том числе и нам с вами, мы обязаны выполнять эти постановления. Но многие ли современные христиане задаются вопросом: «Как я могу оказать честь, да еще и сугубую, начальствующим пресвитерам?» Если вы спросите у ваших пастырей, что это значит – «оказывать сугубую честь», возможно, им будет нелегко ответить. Не потому что они не имеют этого духовного знания, а потому что они в своей жизненной практике очень часто не испытывают такого отношения к себе со стороны паствы, за исключением редких случаев. Но Бог через апостола Павла учит нас тому, чтобы это было не редкостью, а постоянством в нашей христианской жизни в отношениях к служителям. Чтобы они это знали не только в теории, но могли бы почувствовать и увидеть такие отношения паствы на практике.
Если этого не делать, не прислушиваться к этим наставлениям и Божьим повелениям, то будет происходить то, что написано далее стихом ниже: «Не заграждай рта у вола молотящего» (1 послание к Тимофею 5:17,18). Другими словами, не оказывая чести пресвитерам, люди становятся определенным препятствием в служении тем, кого Бог удостоил этой привилегии. Вместо того чтобы уважительно, с особой почтительностью, с добром и любовью относится к служителям, некоторые выбирают прямо противоположную сторону: осуждать и требовать.
Мы читаем в Евангелии от Луки (7:2) об одном сотнике, у которого был слуга, которым он дорожил. Дорожил так, что пошел на встречу к Иисусу, просить об исцелении больного слуги. Всем бы хотелось, конечно, таких отношений со стороны пастырей, начальников, руководителей, любого вышестоящего человека. Каждому было бы приятно, если бы им дорожили так, как дорожил сотник своим слугой. Может быть, некоторые даже подумают: «Какой хороший господин, все были бы такими. И народ любит, и синагогу построил, и о слуге заботится, и дорожит им. Вот бы обо мне так заботился мой пастыреначальник, вот бы так мной дорожили в церкви, в коллективе, в семье…» Но в чем секрет такого отношения начальника к подчиненному? Почему сотник так заботился о нем? Почему так дорожил им? Известно, что отношения между господином и слугой чаще бывают другими (Евангелие от Луки 17:7–9):
«Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю» — вот обычные отношения между слугой и господином. В евангельской же истории о сотнике и его слуге эти отношения другие, необычные. В чем секрет этих взаимоотношений? Сотник сам отвечает на этот вопрос, разговаривая с Иисусом:
«Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает» (Лук.7:8) Господин просил о таком слуге, который делает то, что ему говорят.
Еще один пример взаимоотношений мы видим в том же Евангелии, 19:11–27, в притче о десяти минах. Жестокий начальник оказался жесток к тому, кто лукав и ленив. К другим же двум рабам жестокий начальник оказался очень добр.
Не зависят ли отношения между старшим и младшим в большей мере от младшего? Как это не странно звучит, но это действительно так. Почему?
Потому что хорошие отношения между людьми строятся взаимно. Библия говорит, чтобы младшие повиновались пастырям. И если человек никак не хочет повиноваться и слушаться, то какое отношение у пастыря будет к нему? В жизни часто бывает так, что паства очень требовательна к своим пресвитерам и пастырям и хочет, чтобы отношение служителей было ко всем одинаково. Но оно не может быть одинаково! К тому, кто почитает, уважает, смиряется и слушается, отношение одно, а к тому, кто не уважителен, кто показывает свой характер и проявляет своеволие, непослушен, – другое. Представьте себе, что в семье два ребенка: один из них послушный, делает все, угождая родителям, а другой – самодовольный эгоист, непослушный и непокорный. Родители, конечно, любят обоих, и обоим будут покупать подарки; но одному с радостью и чаще, а другому с воздыханием и реже. Не нужно требовать от служителей одинакового отношения ко всем. Если вы — непослушная овечка, то к вам радостного служения не будет никогда. И такого же отношения, как к послушным, тоже не будет. Это общечеловеческие нормы поведения. Все мы это видим на примере послушных и непослушных детей, на примере своих семей, друзей. Почему же от служителей мы ждем, что они будут поступать по-другому? Они лучше и с радостью будут служить тому, кто повинуется. Непокорным же сам Бог противится, и с каким усилием приходится служить пастору таким людям, которым противится Сам Бог! Это служение «с воздыханием», неполезное для непослушной паствы (Послание к Евреям, 13:17). Человеческая гордость пытается всегда оправдаться: эгоистично прощает любой грех себе, других при этом винит и осуждает. Если человек пребывает в таком состоянии неповиновения старшим, то это значит, что он идет на поводу у лукавого. Это качество Божьего противника: клеветать на других. И даже если эта клевета не сознательная, даже если эта ложь кажется правдой, даже если эта обида кажется справедливой – в глазах Божьих это грех и проклятие. Давайте разберемся, почему Бог так строг к непослушным?
Служитель Божий поставлен Самим Богом проповедовать, настаивать на истине, даже обличая или запрещая. Вполне понятно, что слова увещевания и обличения бывает трудно воспринимать, потому что они обличают и раскрывают несовершенство слушающего, но от этого назидание не перестает быть истинной, ведь, в любом случае, проповедь – от Слова Божьего. Именно от этого нежелания совершать духовный труд над своим внутренним человеком, трудиться над духовным возрастанием во Христе, непослушные пастырям совершают следующий за непослушанием грех: по своим прихотям избирают себе учителей, которые льстят слуху, и этим отвращают себя от Истины и от Бога. Не уважающий священнослужителя совершает грех и идет путем противника Богу. Это выгодно только одному, тому, кто от создания этого мира стремится разрушить Святую Божью Церковь, лукавому.
Господь наш, Иисус Христос в день последней вечери сказал ученикам:
«Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада» (Матф.26:31). Когда пришло время тьмы, и был поражен Пастырь, тогда рассеялись овцы. То же может случиться и теперь.
Хотелось бы, чтобы каждый помнил, что хорошее отношение к себе заслужить можно лишь хорошим отношением к другим (Мтф.7:12). Никто вам, требующим к себе, ничего не должен, кроме любви, и притом взаимной. Хотите, чтобы вас оценили так, как оценил Давид тех храбрецов? Цените своих духовных наставников. Хотите, чтобы вами дорожили так, как дорожил сотник своим слугой? Будьте исполнительны и покорны. Хотите, чтобы к вам не относились сурово? Не ленитесь и не лукавьте. «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними…» (Матф.7:12)
Так что, по наставлению Павла и повелению Духа Святого научимся оказывать сугубую честь служителям Божьим, уважать предстоятелей наших в Господе, делиться добром с наставляющими, быть им послушными и покорными, беречь и любить их, чтобы не быть препятствием в их служении и оказывать им помощь, извлекая пользу для себя из радостного служения пастыреначальникам в благодати Божьей, которую Господь дает смиренным!
В.В. Колов