Миф о воскресении

Миф о том, что Иисус не уми­рал, а был в обмо­ро­ке или при­тво­рил­ся умершим.

Когда я был совсем еще моло­дым чело­ве­ком, я поста­вил себе целью дока­зать несо­сто­я­тель­ность хри­сти­ан­ства, дока­зать, что ниче­го серьез­но­го в нем нет. Но, конеч­но, мне это так и не уда­лось по очень про­стой при­чине: я не смог опро­верг­нуть один факт, имев­ший место в исто­рии, – вос­кре­се­ние Иису­са Христа.

Еван­ге­лие от Луки гл. 24, ст. 1–10: 
В пер­вый же день неде­ли, очень рано, неся при­го­тов­лен­ные аро­ма­ты, при­шли они ко гро­бу, и вме­сте с ними неко­то­рые дру­гие; но нашли камень отва­лен­ным от гро­ба. И, вой­дя, не нашли тела Гос­по­да Иису­са. Когда же недо­уме­ва­ли они о сем, вдруг пред­ста­ли перед ними два мужа в одеж­дах бли­ста­ю­щих. И когда они были в стра­хе и накло­ни­ли лица [свои] к зем­ле, ска­за­ли им: что вы ище­те живо­го меж­ду мерт­вы­ми? Его нет здесь: Он вос­крес; вспом­ни­те, как Он гово­рил вам, когда был еще в Гали­лее, ска­зы­вая, что Сыну Чело­ве­че­ско­му над­ле­жит быть пре­да­ну в руки чело­ве­ков греш­ни­ков, и быть рас­пя­ту, и в тре­тий день вос­крес­нуть. И вспом­ни­ли они сло­ва Его; и, воз­вра­тив­шись от гро­ба, воз­ве­сти­ли все это один­на­дца­ти и всем про­чим. То были Маг­да­ли­на Мария, и Иоан­на, и Мария, [мать] Иако­ва, и дру­гие с ними, кото­рые ска­за­ли о сем Апостолам.

Вос­кре­се­ние – это осно­ва хри­сти­ан­ско­го веро­уче­ния. Как писал Май­кл Грин в сво­ей кни­ге «Живой Чело­век», «вос­кре­се­ние в хри­сти­ан­стве – это не про­сто один из мно­гих дог­ма­тов, кото­рый надо при­нять. Без веры в вос­кре­се­ние хри­сти­ан­ства не было бы вооб­ще. А хри­сти­ан­ская Цер­ковь так и не нача­ла бы сво­е­го суще­ство­ва­ния; дви­же­ние, кото­рое воз­ник­ло бла­го­да­ря слу­же­нию Иису­са, рас­та­я­ло бы как дым сра­зу после того, как Он был рас­пят. Судь­ба хри­сти­ан­ства пол­но­стью зави­сит от веры в то, что Иисус вос­крес. Как толь­ко вы опро­верг­не­те эту исти­ну, вы уни­что­жи­те христианство».

Без­услов­но, имен­но поэто­му так мно­го людей пыта­лось под­верг­нуть сомне­нию факт вос­кре­се­ния или ста­ра­лось опро­верг­нуть его.

Кни­га док­то­ра Хью Шон­фил­да «Пас­халь­ный заго­вор» после сво­е­го появ­ле­ния в сере­дине 1960‑х вызва­ла мно­го спо­ров. Она наде­ла­ла столь­ко шума, пото­му что в ней автор воз­вра­тил к жиз­ни одну ста­рую тео­рию под назва­ни­ем «тео­рия обмо­ро­ка», кото­рая «объ­яс­ня­ла» вос­кре­се­ние Иису­са Христа.

Тео­рия обмо­ро­ка ста­ла попу­ляр­ной несколь­ко веков назад бла­го­да­ря чело­ве­ку по име­ни Вен­ту­ри­ни. Соглас­но ей, Иисус на самом деле не умер на кре­сте. Он про­сто поте­рял созна­ние (или «упал в обмо­рок») от исто­ще­ния и поте­ри кро­ви. Все реши­ли, что Он умер, как гла­сит тео­рия, но в дей­стви­тель­но­сти через неко­то­рое вре­мя Он про­сто при­шел в Себя, а Его уче­ни­ки реши­ли, что Он вос­крес из мертвых.

Шон­филд раз­вил эту тео­рию еще даль­ше, сде­лав заклю­че­ние, что Иисус зара­нее спла­ни­ро­вал Свой арест, суд и рас­пя­тие. Он орга­ни­зо­вал все так, что­бы на кре­сте Его одур­ма­ни­ли нар­ко­ти­ка­ми и Ему лег­че было при­тво­рить­ся мерт­вым, а поз­же Он бы смог опра­вить­ся от побо­ев, пыток и полу­чен­ных травм, от поте­ри кро­ви, свя­зан­ной с раной от копья, пря­мо под реб­ром, и от кро­во­то­ча­щих ран на руках и ступ­нях, остав­ши­е­ся от гвоз­дей, кото­ры­ми он был при­бит к кре­сту, и бла­го­да­ря чему Его тело дер­жа­лось на нем.

Но вся эта тео­рия обмо­ро­ка – сплош­ной миф.

Иисус пре­тер­пел жесто­кие изби­е­ния. Его биче­ва­ли ужас­ным пыточ­ным инстру­мен­том, кото­рый рвет плоть жертв на кус­ки. Ино­гда заклю­чен­ные не дожи­ва­ли до дня каз­ни, пото­му что не мог­ли выне­сти тако­го бичевания.

Затем, после того как Иисус пере­нес подоб­ное жесто­чай­шее нака­за­ние, Он начал Свой путь к месту каз­ни. Но стра­да­ния Его были так невы­но­си­мы, что Он не смог завер­шить этот путь само­сто­я­тель­но. Как сооб­ща­ют нам еван­ге­ли­сты Мат­фей и Лука, Симон Кири­не­янин был вынуж­ден нести крест за измож­ден­ным Иису­сом. Сло­ва Мар­ка о том, что «при­ве­ли Его на место Гол­го­фу» (Мк. 15:22), дают нам воз­мож­ность пред­по­ло­жить, что Он был уже не в силах идти Сам.

Затем Иисус про­шел через то, что назы­ва­ет­ся смер­тью и что не под­да­ет­ся опи­са­нию. Хотя неко­то­рые писа­те­ли, такие как Фре­де­рик Фар­рер, все-таки пред­при­ни­ма­ли попыт­ки выра­зить это словами:

Смерть через рас­пя­тие, похо­же, вклю­ча­ет в себя весь тот мрак и ужас, что несет с собой боль и смерть, – голо­во­кру­же­ние, судо­ро­ги, жаж­ду, голод и бес­сон­ни­цу, жар во всем теле от полу­чен­ных травм, столб­няк, муки сты­да и пуб­лич­но­го уни­же­ния, неиз­ме­ри­мо дол­гие пыт­ки, ужас от пред­сто­я­ще­го, оне­ме­ние иска­ле­чен­ных частей тела – все эти муки дово­дят до тако­го состо­я­ния, когда их уже невоз­мож­но выне­сти, и пре­кра­ща­ют­ся на непро­дол­жи­тель­ное вре­мя лишь тогда, когда стра­да­лец, к неимо­вер­но­му облег­че­нию, теря­ет сознание.

Неесте­ствен­ное поло­же­ние тела дела­ет болез­нен­ным малей­шее дви­же­ние; разо­рван­ные вены и рас­тя­ну­тые сухо­жи­лия пуль­си­ру­ют от непре­кра­ща­ю­ще­го­ся муче­ния; вос­па­лен­ные, ничем не при­кры­тые раны посте­пен­но при­во­дят к омерт­ве­нию тка­ней; арте­рии – осо­бен­но в голо­ве и в живо­те – все боль­ше раз­ду­ва­ют­ся от пере­пол­ня­ю­щей их кро­ви; и в то вре­мя как все стра­да­ния, кото­рые толь­ко мож­но себе вооб­ра­зить, про­дол­жа­ют уси­ли­вать­ся, к ним добав­ля­ет­ся ост­рая боль от ожо­гов и нестер­пи­мая жаж­да; все эти физи­че­ские муки лишь уве­ли­чи­ва­ют душев­ное вол­не­ние и тре­во­гу. Это при­во­дит к тому, что пер­спек­ти­ва смер­ти – той самой смер­ти, неиз­вест­но­го вра­га, при­бли­же­ния кото­ро­го чело­век боит­ся боль­ше все­го, – вос­при­ни­ма­ет­ся как при­ят­ное и дол­го­ждан­ное облегчение.

После несколь­ких часов подоб­ной пыт­ки Иису­са сня­ли с кре­ста – но толь­ко после того, как рим­ский сот­ник (кото­рый без­оши­боч­но мог опре­де­лить, когда насту­пал момент смер­ти) засви­де­тель­ство­вал рим­ско­му пра­ви­те­лю, что Иисус из Наза­ре­та мертв.

Мысль о том, что чело­век мог выжить, пере­жив нечто подоб­ное, и явить­ся в Иудее и Гали­лее более чем пяти­стам людям, пред­став Побе­ди­те­лем над смер­тью и Кня­зем жиз­ни, без­услов­но, долж­на была вызвать огром­ное жела­ние пере­пи­сать исто­рию и про­игно­ри­ро­вать про­стую исти­ну, что «…Хри­стос умер за гре­хи наши, по Писа­нию, и что Он погре­бен был, и что вос­крес в тре­тий день, по Писа­нию» (1 Кор. 15:3, 4).

Что­бы убе­дить­ся в неле­по­сти мифа об обмо­ро­ке, выпол­ни сле­ду­ю­щее задание.

Про­чи­тай сти­хи 30–35 из 19‑й гла­вы Еван­ге­лия от Иоан­на. Поче­му сол­да­ты не пере­би­ли голе­ни у Иису­са? Сколь­ко рим­ских сол­дат (по мень­шей мере) зна­ло, что Иисус умер? О ком гово­рит­ся в 35 сти­хе? Что за исти­ну он гово­рит, что­бы вы поверили?

Про­чи­тай сти­хи 42–47 из 15‑й гла­вы Еван­ге­лия от Мар­ка. Сколь­ко сви­де­те­лей, видев­ших Иису­са мерт­вым, упо­мя­ну­то в этих стихах?

Про­чи­тай сти­хи 62–66 из 27‑й гла­вы Еван­ге­лия от Мат­фея. Были ли пер­во­свя­щен­ни­ки и фари­сеи уве­ре­ны в смер­ти Иису­са? Обра­ти вни­ма­ние на 63‑й стих – так как они зна­ли, что Иисус обе­щал вос­крес­нуть, мог­ло ли так слу­чить­ся, что Его сня­ли живым с кре­ста? Сколь­ко недоб­ро­же­ла­те­лей Иису­са, из тех, о ком ты про­чи­тал выше, были сви­де­те­ля­ми Его смер­ти (не счи­тая Его после­до­ва­те­лей и друзей)?

horoshoe.info