Пер­вые еван­гель­ские хри­сти­ане-бап­ти­сты на Нов­го­род­ской земле

Начи­ная с 1822 года в Нов­го­род­скую губер­нию ста­ли при­бы­вать «при­бал­тий­ские коло­ни­сты» – пере­се­лен­цы из При­бал­ти­ки и Фин­лян­дии. Кре­стьян при­вле­ка­ли деше­вые земель­ные участ­ки и льго­ты, предо­став­ля­е­мые пра­ви­тель­ством. Сре­ди них было нема­ло про­те­стан­тов. Что же каса­ет­ся еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов, то они появи­лись на тер­ри­то­рии Нов­го­род­чи­ны в 1863 году в дерев­нях Любине и Дере­ва Кре­стец­ко­го рай­о­на, ими были латыш­ские крестьяне.

В 1869 году в Любине была осно­ва­на пер­вая Цер­ковь из латы­шей. В том же году состо­я­лась пер­вая Госу­дар­ствен­ная Реги­стра­ция веру­ю­щих. «С раз­ре­ше­ния Губерн­ско­го Прав­ле­ния … были откры­ты бап­тист­ские латыш­ские общи­ны: Нов­го­род­ская, Нико­ла­ев­ско-Бере­зов­ская, Нащин­ская, Креч­нов­ская, Коло­мов­ская – Нов­го­род­ско­го уез­да; Буг­ров­ская, Любен­ская и Лажин­ско-Кло­бу­чин­ская – Кре­стец­ко­го уез­да». 
 
Газе­та «Риж­ский Вест­ник» 1883 г. сооб­ща­ла, что бап­ти­стов в Рос­сии око­ло 12 тысяч, и «места­ми рас­про­стра­не­ния бап­тиз­ма в Рос­сии слу­жит юг Рос­сии, Цар­ство Поль­ское и При­бал­тий­ский край. К при­бал­тий­ским бап­ти­стам нуж­но еще отне­сти после­до­ва­те­лей бап­тиз­ма, живу­щих в Петер­бур­ге и в губер­ни­ях: Нов­го­род­ской, Псков­ской, Витеб­ской». Одним из пер­вых извест­ных нам руко­по­ло­жен­ных пре­сви­те­ров в Нов­го­род­ской губер­нии с 1873–1880 годы был Андрей Кален­бергс, (руко­по­ло­жен в 1873 году; умер око­ло 1913 года). 
 
В 1894 году на Нов­го­род­чине откры­лась Вос­крес­ная шко­ла, а в 1895 году орга­ни­зо­вал­ся пер­вый моло­деж­ный кру­жок. О подоб­ном моло­деж­ном круж­ке рас­ска­за­ла Мела­ния Фет­лер (сест­ра зна­ме­ни­то­го пас­то­ра церк­ви Санкт-Петер­бур­га Виль­гель­ма Фет­ле­ра) в вос­по­ми­на­ни­ях о посе­ще­нии Нов­го­ро­да в 1909 году: 
 
«Узнав, что есть веру­ю­щие, я, понят­но, отыс­ка­ла их и позна­ко­ми­лась с ними, а глав­ным обра­зом с моло­де­жью… Они слы­ша­ли, как в дру­гих местах идет кипу­чая дея­тель­ность, но сами не зна­ют, с чего начать и как про­дол­жать, не имея нико­го, кто помо­гал бы им. Я попро­си­ла всех, серьез­но дума­ю­щих о сво­ей жиз­ни, стре­мя­щих­ся слу­жить Хри­сту и жела­ю­щих исполь­зо­вать свое вре­мя для Его сла­вы и на бла­го себе и дру­гим, собрать­ся для обще­го обсуж­де­ния этих вопро­сов. В назна­чен­ное вре­мя собра­лось чело­век две­на­дцать. Я им пояс­ни­ла о цели и зна­че­нии круж­ка, и они с радо­стью согла­си­лись на пред­ло­же­ние устро­ить и здесь такой. Не смот­ря на то, что за малым исклю­че­ни­ем, все были моло­дые, не наде­ю­щи­е­ся на свои силы, мы все же, упо­вая на Гос­по­да, избра­ли коми­тет и реши­ли каж­дое вос­кре­се­нье иметь по оче­ре­ди собра­ния: молит­вен­ное, биб­лей­ское, лите­ра­тур­ное и дело­вое». 
 
Мела­ния Фет­лер не уез­жа­ла из Нов­го­ро­да до тех пор, пока не орга­ни­зо­ва­ла рабо­ту моло­деж­ных круж­ков, о чем в сен­тяб­ре того же года она рас­ска­за­ла на моло­деж­ной кон­фе­рен­ции (Съез­де юно­ше­ских и деви­чьих круж­ков и учи­те­лей Вос­крес­ных школ) в Росто­ве-на-Дону. Деле­га­том от Нов­го­ро­да был Н.Н. Блюм­берг. При­бли­зи­тель­но к это­му же вре­ме­ни отно­сят­ся вос­по­ми­на­ния о пло­до­твор­ном сотруд­ни­че­стве латы­шей и рус­ских в деле слу­же­ния: В 1907 году ответ­ствен­ный слу­жи­тель Кузь­мин писал Про­ха­но­ву из Нов­го­ро­да: 
 
«Милый брат Иван Сте­па­но­вич, сооб­щаю вам вкрат­це о моей поезд­ке по дерев­ням. В тече­ние 18 дней я посе­тил 10 дере­вень, где про­шло 18 обще­ний. Они начи­на­лись и закан­чи­ва­лись молит­вой и пени­ем сти­хов. Со мною посе­щал собра­ния хор бра­тьев и сестер из латы­шей. Наро­ду все­гда соби­ра­лось очень мно­го.… При­хо­ди­лось мно­го бесе­до­вать после собра­ния и разъ­яс­нять, так что все были доволь­ны и гово­ри­ли, что это Гос­подь вас при­слал, и про­си­ли опять посе­тить их.… Я был очень рад, что Гос­подь поз­во­лил сви­де­тель­ство­вать о Его люб­ви с дерз­но­ве­ни­ем. Про­по­ведь при пол­ной тишине силь­но дей­ство­ва­ла на слу­ша­те­лей, так, что мно­го про­ли­ва­лось слез. Мно­гие бла­го­да­ри­ли. Я обе­щал после ново­го года быть вдво­ем с бра­том Пути­хон хотя и в этот раз он был со мной, настав­ник бап­ти­стов латы­шей, кото­рый хоро­шо пере­во­дит с рус­ско­го на латыш­ский и немец­кий. Дерев­ни, в кото­рых я был, частью Нов­го­род­ско­го, а частью Кре­стец­ко­го уез­дов.» 
 
В 1913 году Объ­еди­не­ние латыш­ских общин на Нов­го­род­чине орга­ни­зо­ва­ло тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние 50-летия латыш­ских общин Еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов. Нов­го­род­ское объ­еди­не­ние посе­ти­ли мно­го­чис­лен­ные гости, сре­ди них Епи­скоп Янис Инкис (сын нов­го­род­ско­го пас­то­ра Яни­са Янсо­на Инки­са, – автор), про­жи­ва­ю­щий в Лат­вии. 
 
К слав­но­му юби­лею было при­уро­че­но освя­ще­ние Цер­ков­но­го зда­ния в д. Ермо­ли­но, кото­рое состо­я­лось 3 июня 1913 года. «Из Риги при­был Я.А. Фрей со сво­им квар­те­том. Пас­тор общи­ны Янис Янсон про­по­ве­до­вал по Мар­ку 9:15; при­ез­жий пас­тор Фрей про­по­ве­до­вал по кни­ге Исход 33 гла­ве о судь­бе наро­дов. Управ­ля­ю­щий общи­ны Янис Беб­рис засви­де­тель­ство­вал, что дом молит­вы сто­ил 4000 руб­лей. Конеч­но, Дом молит­вы был постро­ен бла­го­да­ря само­от­вер­жен­ной под­держ­ке чле­нов общи­ны». В пер­вое вре­мя общи­на назы­ва­лась «Николь­ские дачи», а с построй­кой Молит­вен­но­го Дома «Табор» ста­ла назы­вать­ся «Табор», что зна­чит Фавор. 
 
29 мая 1914 года было заре­ги­стри­ро­ва­но пер­вое Нов­го­род­ское Объ­еди­не­ние – Союз Церк­вей латыш­ских бап­ти­стов: «… поста­нов­ле­ни­ем Губерн­ско­го Прав­ле­ния была откры­та объ­еди­нен­ная Общи­на Латыш­ских бап­ти­стов Нов­го­род­ско­го и Кре­стец­ко­го уез­дов». Немно­го позд­нее обра­зо­ва­лись общи­ны: Кунин­ская, Дере­во-Латыш­ская, на хуто­ре Любень Чуд­ско­го уез­да (общи­на насчи­ты­ва­ла до пяти­де­ся­ти чело­век). По сосед­ству с ней обра­зо­ва­лась Тере­мец-Кур­лянд­ская общи­на в местеч­ке Тере­мец и общи­на в деревне Мяс­ной Бор. В самом Нов­го­ро­де было несколь­ко общин. Одна из них соби­ра­лась на Бого­слу­же­ния в Доме №1 на Артил­ле­рий­ском пла­цу, (рай­он Драм­те­ат­ра) дру­гая – на Кре­стьян­ской (Сен­ной) пло­ща­ди 10. В общи­нах рабо­та­ли вос­крес­ные шко­лы, раз­лич­ные круж­ки. 
 
В 1925 году с 10 по 13 декаб­ря с раз­ре­ше­ния началь­ни­ка мест­ной мили­ции в с. Дуб­ров­ка, близ Любо­ляд, про­шел Губерн­ский съезд Латыш­ско­го Сою­за бап­ти­стов, хотя сами руко­во­ди­те­ли в сво­их объ­яс­ни­тель­ных запис­ках в орга­ны ГПУ обо­зна­чи­ли его как «годич­ный празд­ник». На Съез­де были пред­став­ле­ны «отче­ты» на темы: «Как укреп­ля­ет­ся духов­ная жизнь веру­ю­щих еван­ге­ли­стов» и «Про­грес­си­ру­ет ли рели­ги­оз­ное чув­ство в дру­гих общи­нах или замед­ля­ет­ся». На этот «празд­ник» при­е­ха­ли пред­ста­ви­те­ли 16 общин, руко­во­ди­те­лем Губерн­ско­го Съез­да был Гра­вин­ский К.Х. 
 
Зам. Началь­ни­ка Нов­го­род­ско­го ГПУ Муд­ров тут же про­сит ГУБАДМИН ОТДЕЛ вызвать «Гра­вин­ско­го и затре­бо­вать с него объ­яс­не­ния…». «НОВГООГПУ еще раз про­сит Вас дать зави­ся­щие рас­по­ря­же­ния и ука­за­ния по всем рели­ги­оз­ным орга­ни­за­ци­ям, что ника­кие губерн­ские, уезд­ные и рай­он­ные Съез­ды, кон­фе­рен­ции и т.д. не могут быть созы­ва­е­мы без соот­вет­ству­ю­ще­го раз­ре­ше­ния ГАО (Губерн­ский Адми­ни­стра­тив­ный Отдел). Уезд­ные же мили­ции и ВИКи, само­сто­я­тель­но тако­вых раз­ре­ше­ний не долж­ны выда­вать». Далее сооб­ща­ет­ся: «Сек­тан­ты дей­ству­ют весь­ма хит­ро, устра­и­вая в воло­стях, подаль­ше от цен­тров, раз­ные «годо­вые празд­ни­ки» и поль­зу­ясь не осве­дом­лен­но­стью мили­ции, полу­чая раз­ре­ше­ние, про­во­дят свои Съез­ды и т. д. В даль­ней­шем необ­хо­ди­мо, во что бы то ни ста­ло, изжить эти явле­ния. На это устрой­ство Съез­дов под видом празд­ни­ков необ­хо­ди­мо ука­зать в разъ­яс­не­нии». 
 
Карл Хри­сто­фо­ро­вич Гра­вин­ский – член Церк­ви с 1879 года, пред­се­да­тель Нов­го­род­ско­го Сою­за бап­ти­стов и актив­ный член Сове­та общи­ны «Табор». В 1926 году в Адми­ни­стра­тив­ном отде­ле Гра­вин­ский сооб­щал: «…Союз суще­ство­вал при цариз­ме и кро­ме того избран на съез­де в 1918 году в Дуб­ров­ской общине». В авгу­сте 1926 года в ОГПУ сооб­ща­лось, что Союз был офи­ци­аль­но закрыт «и от тако­во­го ото­бра­на печать и штамп». Кан­це­ля­рия Сою­за нахо­ди­лась в зда­нии общи­ны «Табор». Нов­го­род­ские бап­ти­сты вхо­ди­ли в Север­ный Союз с цен­тром в С.Петербурге на Васи­льев­ском ост­ро­ве в «Доме Еван­ге­лия». Пре­зи­дент Сою­за ЕХБ Лат­вии Я.Э. Шмидтс в 2004 году, посе­тив Бого­слу­же­ние в Хра­ме Хри­ста Вели­ко­го Нов­го­ро­да по слу­чаю празд­но­ва­ния 135-летия пер­вой еван­гель­ской церк­ви на ного­род­чине, поде­лил­ся сво­и­ми пере­жи­ва­ни­я­ми: 
 
«Я пере­чи­ты­вал спис­ки латы­шей-пере­се­лен­цев и уви­дел мно­го зна­ко­мых имен. Это, напри­мер, латыш Нико­лай Дро­бы­шев­ский. Вме­сте с бра­том они жили в Нов­го­ро­де. Я позна­ко­мил­ся с ним, когда сам был под­рост­ком. Брат Дро­бы­шев­ский стал духов­ным отцом для меня и моих дру­зей. Он не мог про­по­ве­до­вать без того, что­бы не дер­жать в руках плат­ка: сле­зы лились у него из глаз, когда он гово­рил о Гос­по­де. В сибир­ской ссыл­ке он поте­рял здо­ро­вье, но любил Гос­по­да всею душою! Вто­рой брат, кото­рый осо­бен­но дорог мне, епи­скоп Нов­го­род­ских церк­вей Юлий Кал­нынь. Его тоже сосла­ли в Сибирь на 10 лет. Я мог бы назвать мно­го и дру­гих имен – это герои веры!» 
 
Совет­ское вре­мя при­нес­ло гоне­ния и горе всем, кто испо­ве­до­вал веру в Бога. В мар­те 1930 г. жур­нал «Гость» писал: «Из Нов­го­род­ской губер­нии сооб­ща­ют, что там, у бап­тист­ских про­по­вед­ни­ков и люте­ран­ских пас­то­ров отня­та зем­ля, и они зачис­ле­ны во «вред­ные эле­мен­ты». При этом в несколь­ких коло­ни­ях все бап­тист­ские молит­вен­ные дома и люте­ран­ские церк­ви закры­ты и пре­вра­ще­ны в теат­ры и клу­бы» и «В Петер­бур­ге все про­те­стант­ское духо­вен­ство под­верг­лось аре­стам и высыл­кам». 
 
При­во­дим дослов­но текст про­то­ко­ла засе­да­ния Комис­сии по вопро­сам куль­та при НовРИК‑е от 26 июня 1932 года: 
 
«Про­то­кол №1 
 
1.Слушали: О пере­да­че зда­ния Любо­ляд­ской бап­тиц­кой молель­ни сель­со­ве­ту под устрой­ство клу­ба. 
 
1.Постановили: Вви­ду того, что зда­ние бап­тиц­кой молель­ни с 1931 г. бес­хоз­ным, два­дцат­ки не суще­ству­ет, зда­ние никем не охра­ня­ет­ся, несмот­ря на выве­шен­ное объ­яв­ле­ние о взя­тии веру­ю­щи­ми молит­вен­но­го дома, и заклю­че­нии соот­вет­ству­ю­ще­го дого­во­ра, жела­ю­щих не ока­за­лось, учи­ты­вая хода­тай­ство с/совета о пере­да­че зда­ния под клуб – молит­вен­ный дом закрыть и сроч­но пере­дать с/с, Мате­ри­ал напра­вить в ОБЛИК на утвер­жде­ние». 
 
В архив­ном деле под­шит пла­теж­ный доку­мент на опла­ту нало­га на зем­лю и стро­е­ние «кол­лек­ти­вом веру­ю­щих Нащин­ско­го молит­вен­но­го дома» (так запи­са­но в доку­мен­те) за пер­вый квар­тал 1932 года. Цер­ковь (Молит­вен­ный дом) была постро­е­на в 1907 году, в ней нахо­ди­лась шко­ла и биб­лио­те­ка, – все эти фак­ты новая власть пре­не­брег­ла. Одна­ко, пока шло сове­ща­ние, слу­чи­лось то, что мож­но назвать толь­ко чудом. 
 
Ночью силь­ный «ветер раз­нес зда­ние церк­ви неза­дол­го до того, как Совет­ская власть реши­ла его при­сво­ить», – вспо­ми­на­ет Вален­ти­на Мат­ве­ев­на Сприн­гис (ее брат и отец были рас­стер­ля­ны за веру), – я пом­ню, что раз­ру­ше­ние про­изо­шло летом, пото­му что мы с моло­де­жью из д. Дуб­ров­ки при­хо­ди­ли смот­реть. Этот Молит­вен­ный дом был в д. Нащи. Так вот, после ура­га­на остал­ся толь­ко фун­да­мент и кре­стиль­ная яма. Стро­е­ние было раз­не­се­но вет­ром по всем полям». 
 
В 1937–1938 гг., когда рели­ги­оз­ная дея­тель­ность при­рав­ни­ва­лась к серьез­ней­ше­му пре­ступ­ле­нию и жесто­ко кара­лась, после­до­ва­ло почти пол­ное уни­что­же­ние всех рели­ги­оз­ных орга­ни­за­ций и слу­жи­те­лей куль­та. Мас­со­вые репрес­сии рас­про­стра­ня­лись преж­де все­го на носи­те­лей рели­ги­оз­ной идео­ло­гии. Одна­ко они не смог­ли уни­что­жить само рели­ги­оз­ное созна­ние. Как пока­за­ла Все­со­юз­ная пере­пись 1939 г., две тре­тьих насе­ле­ния стра­ны счи­та­ло себя веру­ю­щи­ми. И это после ряда нескон­ча­е­мых репрес­сив­ных мер «без­бож­ной пяти­лет­ки»! 
 
Счи­та­ет­ся, что с 1937 года офи­ци­аль­но церк­ви еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов на Нов­го­род­чине не суще­ство­ва­ло, до 1967 года (хотя в отчет­ных доку­мен­тах испол­ко­мов по всей Нов­го­род­ской обла­сти зна­чи­лись груп­пы веру­ю­щих еван­гель­ско­го тол­ка). Но что эти све­де­ния и отчет­ные доку­мен­ты по срав­не­нию с живой и неуга­са­е­мой верой чело­ве­че­ских сер­дец! 
 
Кора­бель А.И. из кни­ги “Еван­гель­ское Дви­же­ние на Новгородчине”