Рефор­ма­ция как Еван­гель­ское дви­же­ние в России

В 2017 г. будем отме­чать 500-летие собы­тия, кото­рое обыч­но назы­ва­ют нача­лом рефор­ма­ции. Тогда 31 октяб­ря, нака­нуне дня

Всех свя­тых, монах, док­тор бого­сло­вия Мар­тин Лютер к две­рям зам­ко­вой церк­ви г. Вит­тен­бер­га «при­бил» свои зна­ме­ни­тые 95 тези­сов. Их чита­ли не толь­ко на латин­ском язы­ке, в те вре­ме­на зна­ко­мом бого­слов­ско­му уче­но­му миру, но и на род­ном немец­ком. Рас­про­стра­не­ние тези­сов как вызов тогдаш­ней сред­не­ве­ко­вой Церк­ви кто-то из совре­мен­ни­ков срав­нил с «взры­вом поро­хо­вой боч­ки при мол­нии с ясно­го неба». Мно­гие до сих пор пола­га­ют, что идея Рефор­ма­ции у Люте­ра воз­ник­ла толь­ко к 1517 г. в башне мона­сты­ря в Витенн­бер­ге при чте­нии Посла­ния апо­сто­ла Пав­ла к Рим­ля­нам. Или еще немно­го рань­ше у Джо­на Вик­ли­фа и Яна Гуса. Но это не так. Ибо идею Рефор­ма­ции, как посто­ян­но­го духов­но­го обнов­ле­ния, мы нахо­дим уже у Само­го Хри­ста, а так­же у апо­сто­ла Пав­ла, т. е. В Новом Заве­те. Так, Хри­стос гово­рит Нико­ди­му: «…если кто не родит­ся от воды и Духа, не может вой­ти в Цар­ствие Божие. Рож­ден­ное от пло­ти есть плоть, а рож­ден­ное от Духа есть дух».1

Апо­стол в Посла­нии к Рим­ля­нам пишет: «не сооб­ра­зуй­тесь с веком сим, но пре­об­ра­зуй­тесь обнов­ле­ни­ем ума ваше­го, что­бы вам позна­вать, что есть воля Божия, бла­гая, угод­ная и совер­шен­ная».2

Уже из этих мест Ново­го За-вета ста­но­вит­ся ясным, что идея рефор­ма­ции — не про­сто некая «пере­строй­ка», а посто­ян­ное духов­ное воз­рож­де­ние; она самым тес­ным обра­зом при­сут­ству­ет в Биб­лии, и в Вет­хом Заве­те тоже. «Серд­це чистое сотво­ри во мне, Боже, и дух пра­вый обно­ви внут­ри меня» – пишет псал­мо­пе­вец.3

Ради объ­ек­тив­но­сти необ­хо­ди­мо срав­не­ние меж­ду рефор­ма­ци­ей XVI века и теми собы­ти­я­ми, кото­рые про­ис­хо­ди­ли в Рос­сии в XIX веке, име­ну­е­мые как «Еван­гель­ское дви­же­ние». Меж­ду Рефор­ма­ци­ей на Запа­де и рус­ским Еван­гель­ским дви­же­ни­ем XIX сто­ле­тия име­ют­ся парал­ле­ли и общие чер­ты. Напри­мер, тес­ная связь веру­ю­ще­го с Писа­ни­ем, упро­ще­ние обря­да и литур­гии, прин­ци­пи­аль­ное равен­ство хри­сти­ан меж­ду собой. Име­ют­ся и отли­чия. Напри­мер, Еван­гель­ское дви­же­ние в цар­ской Рос­сии не было веду­щим, оно не под­чи­ня­ло себе пра­вя­щую Цер­ковь, как это при помо­щи мест­ных кня­зей было в Гер­ма­нии, в Швей­ца­рии или Англии.

Еван­гель­ское дви­же­ние нашло свое выра­же­ние как сре­ди само­го Пра­во­сла­вия, так и сре­ди дру­гих тра­ди­ци­он­ных кон­фес­сий: като­ли­ков, люте­ран. Это факт. Самое глав­ное: это дви­же­ние про­ис­хо­ди­ло у людей как бого­ис­ка­тель­ство, мир­ным путем, без осо­бых рели­ги­оз­ных войн, не так, как это было на Запа­де во вре­мя Трид­ца­ти­лет­ней вой­ны еще в пер­вой поло­вине XVII века, на фоне кост­ров инкви­зи­ции и Вар­фо­ло­ме­ев­ской ночи. Такая фор­ма Рефор­ма­ции как Еван­гель­ское дви­же­ние, его осо­бое выра­же­ние в Рос­сии, ука­зы­ва­ет на необ­хо­ди­мость более глу­бо­ко­го осмыс­ле­ния самой сущ­но­сти хри­сти­ан­ства. Еван­гель­ское дви­же­ние ука­зы­ва­ет на то, что рус­ско­му Пра­во­сла­вию тогда в XIX веке, рев­ност­но охра­ня­ю­ще­му древ­ние тра­ди­ции, в т. ч. ико­но­гра­фию, сим­во­лизм обря­да и литур­гию, так и не уда­лось объ­еди­нить всех. Осо­бен­но тех, кото­рые ста­ли бого­ис­ка­те­ля­ми вне пре­де­лов Пра­во­сла­вия. Не име­ет­ся в виду тра­ги­че­ские собы­тия 1917 г. и после­ду­ю­щую граж­дан­скую вой­ну, а поз­же — воин­ству­ю­щие ате­изм и без­бо­жие, кото­рые и Пра­во­сла­вию не уда­лось оста­но­вить. Но име­ет­ся в виду запро­сы одной части рус­ской интел­ли­ген­ции той эпо­хи 60–70-гг. XIX в., ее искрен­нее жела­ние про­сто читать Писа­ние на понят­ном рус­ском язы­ке. А Сино­даль­ный пере­вод Биб­лии, осо­бен­но Ново­го Заве­та, сде­лан­ный пра­во­слав­ны­ми в годы поза­про­шло­го сто­ле­тия, был дости­же­ни­ем и Еван­гель­ско­го дви­же­ния. Оста­ва­лось и то, что смог­ло най­ти осо­бое, пер­вич­ное выра­же­ние не в Пра­во­сла­вии, а имен­но в Еван­гель­ском дви­же­нии: живая про­по­ведь Сло­ва, непри­нуж­ден­ное обще­ние меж­ду веру­ю­щи­ми, осво­бож­де­ние от мно­гих кано­нов и пред­пи­са­ний, т. е. фор­маль­но­стей внеш­не­го поряд­ка — это то, что заме­сти­ло пра­во­слав­ную струк­ту­ру и иерар­хию, вме­сто литур­ги­че­ско­го сим­во­лиз­ма и мисти­ки обря­да. Это пер­вый важ­ный момент, харак­те­ри­зу­ю­щий Еван­гель­ское дви­же­ние в Рос­сии. Необ­хо­ди­мо под­черк­нуть: Еван­гель­ское дви­же­ние воз­ник­ло, как пра­ви­ло, без уча­стия тра­ди­ци­он­но­го про­те­стант­ско­го направ­ле­ния, без пря­мо­го вли­я­ния немец­ко­го люте­ран­ства, извест­но­го на Руси со вре­мен Ива­на Гроз­но­го. Иван Сте­па­но­вич Про­ха­нов (1869–1933) — один из веду­щих ини­ци­а­то­ров Еван­гель­ско­го дви­же­ния, в пись­ме, адре­со­ван­ном немец­ко­му про­по­вед­ни­ку, по это­му пово­ду отмечает:

«Мы никак не можем отри­цать нашей раз­ни­цы с запад­но­ев­ро­пей­ским про­те­стан­тиз­мом. Наше раз­ли­чие с ним яви­лось весь­ма есте­ствен­но как про­дукт того, что мы, участ­ни­ки Еван­гель­ско­го дви­же­ния в Рос­сии, нико­гда не бра­ли за обра­зец для себя «про­те­стан­тизм» Запад­ной Евро­пы… Мы вышли из сре­ды наро­да…».4

Есть еще один важ­ный момент, харак­те­ри­зу­ю­щий не толь­ко Еван­гель­ское дви­же­ние, но и любую Рефор­ма­цию не как оче­ред­ную «пере­строй­ку», а как духов­ное воз­рож­де­ние. Ибо здесь мы име­ем дело не с «рас­ко­лом», а с иска­ни­я­ми основ­но­го смыс­ла в христианстве.

Итак, раз­ве при­мер обра­ще­ния к Богу англи­ча­ни­на Лор­да Ред­сто­ка на войне в 1856 г., т. е. во вре­мя Крым­ской вой­ны, наблю­дав­ше­го смерть и посто­ян­но спра­ши­ва­ю­ще­го себя о смыс­ле жиз­ни, не явля­ет осо­бый при­мер искрен­но­сти? Раз­ве обра­ще­ние это­го извест­но­го мис­си­о­не­ра не яви­лось импуль­сом само­го Еван­гель­ско­го дви­же­ния в Петер­бур­ге?5 Имен­но в при­ме­ре Лор­да Ред­сто­ка мы видим искрен­нее искре­ние смысла.

Кто-то ска­жет, что глав­ный смысл веры и есть ни что иное, как Сам Хри­стос. Да, это вер­но, это так! Но, как и каким обра­зом? Этот глав­ный смысл, то, что мож­но назвать и сущ­но­стью хри­сти­ан­ской рели­гии, дохо­дит до нас? Как он вли­я­ет на наши мыс­ли и чув­ства и на всю жизнь? Ответ прост: смысл нашей веры мы полу­ча­ем через Крест Хри­стов и через Дух Хри­ста Рас­пя­то­го. Вряд ли мож­но абсо­лю­ти­зи­ро­вать любое собы­тие в исто­рии, – как и в веро­уче­нии любой церк­ви или кон­фес­сии, – кро­ме собы­тия Кре­ста Хри­сто­ва и дей­ствия Его Духа! Имен­но здесь кро­ет­ся истин­ный вызов любой рефор­ма­ции (любо­го воз­рож­де­ния, обнов­ле­ния), как до, так и после XVI века, вклю­чая и Еван­гель­ское дви­же­ние XIX сто­ле­тия. В дру­гом слу­чае нам необ­хо­ди­мо было бы гово­рить про­сто об оче­ред­ном «рас­ко­ле», как от Като­ли­че­ства, так и от Православия!

Если смысл зем­ной жиз­ни хри­сти­а­нин — пра­во­слав­ный, като­лик, люте­ра­нин, бап­тист, еван­гель­ский хри­сти­а­нин — видит в этом собы­тии Кре­ста, кото­рым обос­но­ва­но и Вос­кре­се­ние, то поис­ки это­го смыс­ла были и до рефор­ма­ции XVI века, как на Восто­ке, так и на Запа­де. Поэто­му мож­но утвер­ждать сле­ду­ю­щее: вся два­дца­ти­ве­ко­вая исто­рия Хри­сти­ан­ской Церк­ви нахо­дит­ся под зако­ном набо­ра смыс­ла и зако­ном рас­про­стра­не­ния рели­гии. Сред­не­ве­ко­во­му рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ской рели­гии и сле­до­ва­ла Рефор­ма­ция XVI века как осо­бо мас­штаб­ная попыт­ка кон­цен­тра­ции смыс­ла и ука­за­ния на него. На этом и было обос­но­ва­но пра­во реформации.

Рефор­ма­ция как посто­ян­ное духов­ное воз­рож­де­ние про­дол­жа­ет­ся и сего­дня. Она совер­ша­ет­ся в каж­дый момент наше­го пока­я­ния перед Иису­сом Христом.

Свою силу не теря­ет прин­цип: ecclesia refor-mata semper reformanda — рефор­ми­ро­ван­ную Цер­ковь все­гда необ­хо­ди­мо рефор­ми­ро­вать. Рефор­ма­ция нагляд­но пока­за­ла, что сущ­ность все­го хри­сти­ан­ства зиждет­ся на самой эсха­то­ло­ги­че­ской при­ро­де обе­то­ва­ний Сло­ва Божье­го, дан­но­го всей Хри­сти­ан­ской Церк­ви, и что сама Цер­ковь, стран­ству­ю­щая в этом мире, все­гда нуж­да­лась, и будет нуж­дать­ся в духов­ном обновлении.

Йозеф Барон, титу­ляр­ный архи­епи­скоп Еди­ной еван­ге­ли­че­ской церк­ви Рос­сии, про­фес­сор Ново­го Заве­та при Санкт-Петер­бург­ской Еван­ге­ли­че­ской Бого­слов­ской Академии.


1. Ин. 3:5–6. 
2. Рим.12:2. – Ср. Еф. 4:22–24. 
3. Пс. 50:12. – Ср. так­же стих 19 того же псал­ма, а так­же Ис. 66:26, Иез. 11:19 и др. места. 
4. Пись­мо И.С. Про­ха­но­ва – Фри­зе­ну от 6 мар­та 1895 г. Цит. по: Кора­бель А. И. «Via sacra. Свя­той путь». – СПб., 2012. С. 61–62. 
5. Подроб­но о мис­сии Лор­да Ред­сто­ка (1833–1913), как и об Еван­гель­ском дви­же­нии в кни­ге Епи­ско­па Ана­то­лия И. Кора­бель «Via sacra. Свя­той путь».