Хри­сти­ане отме­ча­ют 500-летие Реформации

31 октяб­ря 2017 года хри­сти­ане отме­ча­ют 500-летие Рефор­ма­ции. 10 нояб­ря 1483 года в семье про­сто­го сак­сон­ско­го рудо­ко­ла родил­ся мальчик,

отме­тив­ший­ся в исто­рии как выда­ю­ща­я­ся лич­ность, осно­ва­тель про­те­стан­тиз­ма в Гер­ма­нии, вели­кий рефор­ма­тор, бого­слов – Мар­тин Лютер. Этот чело­век так­же зна­ме­нит, как пере­вод­чик свя­щен­ных хри­сти­ан­ских тек­стов (Биб­лии), осно­во­по­лож­ник норм обще­не­мец­ко­го лите­ра­тур­но­го язы­ка. Нуж­но что­бы рефор­ма­ция вос­при­ни­ма­лась не толь­ко как куль­тур­ный и исто­ри­че­ский про­цесс, а в первую оче­редь как Рефор­ма­ция созна­ния, духа, серд­ца. Что­бы люди пере­жи­ва­ли ее, пони­мая, что нуж­но сохра­нять, а что нуж­но обнов­лять. В первую оче­редь – для себя лич­но, сво­их семей, сво­ей жиз­ни. Рефор­ма­ция не была мас­со­вым явле­ни­ем изна­чаль­но. Она нача­лась с бес­стра­шия одно­го чело­ве­ка, Мар­ти­на Люте­ра. Это был один монах, с одним ору­жи­ем, с Силой Божье­го Сло­ва. Нам сего­дня необ­хо­ди­мы такие люди, нам самим необ­хо­ди­мо пере­жить, что эта сила дей­стви­тель­но суще­ству­ет. Эта сила может пре­об­ра­жать жиз­ни людей…

Что такое реформация?

Церковь в ВиттенбергеЭпо­ха Рефор­ма­ции по-насто­я­ще­му нача­лась в 1517 году, когда Мар­тин Лютер опуб­ли­ко­вал свои зна­ме­ни­тые тези­сы. Люте­ра воз­му­ти­ло, что като­ли­че­ские иерар­хи впра­ве, во-пер­вых, уста­нав­ли­вать «цен­ник» на гре­хи, а во-вто­рых, брать на себя пра­ва Бога по про­ще­нию гре­хов. Лютер разо­слал 95 тези­сов мест­ным епи­ско­пам и при­бил спи­сок тези­сов к две­ри церк­ви в Виттенберге.

В сво­их тези­сах Лютер утвер­жда­ет при­о­ри­тет Сло­ва Божия и Еван­ге­лия над индуль­ген­ци­я­ми. «Истин­ное сокро­ви­ще Церк­ви, — пишет он, — это пре­свя­тое Еван­ге­лие о сла­ве и бла­го­да­ти Бога», кото­рое Бог явил на кре­сте. Этим закла­ды­ва­ет­ся прин­цип Sola Scriptura — толь­ко Писа­ние. 95 тези­сов были отпе­ча­та­ны и широ­ко рас­про­стра­ни­лись. Его посту­пок спро­во­ци­ро­вал воз­ник­но­ве­ние евро­пей­ско­го протестантизма.

Про­те­стан­тизм воз­ник как дви­же­ние, стре­мя­ще­е­ся очи­стить хри­сти­ан­ство от веко­вых иска­же­ний и осво­бо­дить его от рели­ги­оз­ных суеверий.

Про­те­стан­тизм, (от лат. protestatio) — тор­же­ствен­ное заяв­ле­ние, про­воз­гла­ше­ние, одно из трех, наря­ду с пра­во­сла­ви­ем и като­ли­циз­мом, глав­ных направ­ле­ний хри­сти­ан­ства, пред­став­ля­ю­щее собой сово­куп­ность неза­ви­си­мых церк­вей, цер­ков­ных сою­зов и деноминаций.

О ЦЕРКВИ 
«Кто хочет най­ти Хри­ста, дол­жен преж­де най­ти цер­ковь. Как кто-нибудь узна­ет, где искать Хри­ста и что такое вера, если не узна­ет преж­де, где нахо­дят­ся веру­ю­щие в Него?» 
Мар­тин Лютер

Сту­дент — Мне как то жал­ко рас­ста­вать­ся со Сред­не­ве­ко­вьем. Бла­го­род­ные рыца­ри, застен­чи­вые прин­цес­сы, ясные иде­а­лы… А дей­стви­тель­но была ли необ­хо­ди­мость в Рефор­ма­ции? Нель­зя ли было про­сто испра­вить ошиб­ки? 
Исто­рик — оче­вид­но, нель­зя было. Про­ти­во­ре­чия при­ня­ли столь необ­ра­ти­мый харак­тер, что назре­ла, как гово­ри­ли клас­си­ки марк­сиз­ма, рево­лю­ци­он­ная ситу­а­ция. 
Сту­дент — Низы не хотят, а вер­хи не могут жить по ста­ро­му? 
Исто­рик — Что-то в этом роде. 
Сту­дент — А что такое рефор­ма­ция? 
Исто­рик — Обыч­но гово­рят, что это дви­же­ние за рели­ги­оз­ные рефор­мы в Евро­пе XVI века, но, оче­вид­но, надо посмот­реть шире: Рефор­ма­ция это пери­од изме­не­ния все­го укла­да жиз­ни пат­ри­ар­халь­но­го сооб­ще­ства. 
Сту­дент — То есть это как бы лом­ка ста­ро­го и поиск ново­го спо­со­ба жиз­ни? 
Исто­рик — Да. Соб­ствен­но, обще­ство все­гда рефор­ми­ру­ет­ся и в поли­ти­ке, и в куль­ту­ре, и в рели­ги­оз­ной сре­де, но пери­од Рефор­ма­ции — это осо­бый пере­ход­ный пери­од, и посколь­ку рели­гия была фор­ми­ру­ю­щим и цемен­ти­ру­ю­щим фак­то­ром сред­не­ве­ко­вой жиз­ни, Рефор­ма­ция нача­лась и про­яв­ля­лась более все­го имен­но в этой области.

Рефор­ма­ция: слу­чай­ность или закономерность?

Индуль­ген­ция папы рим­ско­го, рас­про­стра­ня­е­мая Иоган­ном Теце­лем в 1517 г. Текст гла­сит: «Вла­стью всех свя­тых и в мило­сер­дии к вам, я раз­ре­шаю вас от всех гре­хов и пре­ступ­ле­ний и осво­бож­даю от всех Епи­ти­мий в тече­нии деся­ти дней»

Индульгенция  папы  римскогоЦелый клу­бок при­чин при­вел к рефор­ма­ции, и в этом смыс­ле она была абсо­лют­но зако­но­мер­ным явле­ни­ем. Она созре­ла с рели­ги­оз­ной, соци­аль­но-поли­ти­че­ской и с про­ви­ден­ци­аль­ной точ­ки зре­ния. Но, в первую оче­редь, рефор­ма­ция была обу­слов­ле­на рели­ги­оз­ны­ми при­чи­на­ми. Общий харак­тер сред­не­ве­ко­вой рели­ги­оз­но­сти при­во­дил чело­ве­ка в ужас от гря­ду­ще­го гне­ва Божье­го за свои гре­хи и поступ­ки. Чаще все­го это вело либо к жела­нию спря­тать­ся или отку­пить­ся от гря­ду­ще­го суда, либо к глу­бо­ко­му рели­ги­оз­но­му исканию.

Инте­рес­но, что к кон­цу сред­них веков про­цесс бого­по­зна­ния стал осо­бен­но силен не сре­ди мона­ше­ства или фило­со­фов-бого­сло­вов, а в сре­де про­сто­го наро­да. Имен­но сре­ди мирян в этот пери­од наблю­да­ет­ся рост истин­но­го бла­го­че­стия. В то же вре­мя попыт­ки най­ти удо­вле­тво­ре­ние тако­му Бого­ис­ка­нию стал­ки­ва­лись с глу­бо­ким мораль­но-нрав­ствен­ным паде­ни­ем свя­щен­ства и даже мона­ше­ства. Среб­ро­лю­бие, пьян­ство и блуд ста­ли посто­ян­ны­ми спут­ни­ка­ми боль­шин­ства офи­ци­аль­ных слу­жи­те­лей, не исклю­чая папства.

Все­го за пять лет до зна­ме­ни­то­го выступ­ле­ния Люте­ра в Вит­тен­бер­ге гене­рал орде­на авгу­стин­цев в сво­ей про­по­ве­ди на откры­тии V Лате­ран­ско­го собо­ра в Риме гово­рил: «Когда в исто­рии Церк­ви жизнь наша пре­бы­ва­ла в боль­шем упад­ке, когда пре­тен­зии были более без­мер­ны, алч­ность более все­по­гло­ща­ю­щей, бес­чис­лен­ные гре­хи более безрассудны…

Когда еще наша рели­гия и наша вера под­вер­га­лась боль­ше­му осме­я­нию, чем в наши дни, даже в сре­де простонародья?»

Мож­но при­ве­сти мно­же­ство при­ме­ров, когда к кон­цу Сред­не­ве­ко­вья за день­ги оправ­ды­ва­лись почти любые без­нрав­ствен­ные поступ­ки. Кор­руп­ция и раз­ло­же­ние охва­ти­ли почти все уров­ни цер­ков­ной иерар­хии. В этом были эти­че­ские и нрав­ствен­ные при­чи­ны рели­ги­оз­но­го про­те­ста, и офи­ци­аль­ная като­ли­че­ская цер­ковь их пре­крас­но понимала.

Пред­ше­ство­вав­шая рефор­ма­ции эпо­ха Ренес­сан­са ста­ла в мораль­ном отно­ше­нии эпо­хой повсе­мест­но­го духов­но­го упад­ка. И это лег­ко обьяс­нить, посколь­ку воз­не­се­ние чело­ве­че­ско­го «Я» на цен­траль­ное место во Все­лен­ной с неиз­беж­но­стью при­во­дит к без­удерж­но­му раз­гу­лу плот­ских насла­жде­ний и гор­до­сти. Были и док­три­наль­ные осно­ва­ния реформ. Имен­но пони­ма­ние того, что надо изме­нить не толь­ко жизнь церк­ви, но и ее веру, явля­ет­ся отли­чи­тель­ной чер­той рефор-мато­ров XVI века в отли­чии от их пред­ше­ствен­ни­ков, кото­рые рато­ва­ли в основ­ном за нрав­ствен­ные обновления.

Начало книгопечатанияЛютер в кон­це жиз­ни писал: «Мы (про­те­стан­ты) так же пло­хо жили, как и рим­ские като­ли­ки. Но мы борем­ся не за пра­вед­ную жизнь а за истин­ное уче­ние… Вот чего не поня­ли ни Вик­лиф, ни Гус, напа­дав­шие толь­ко на дур­ную жизнь като­ли­ков». Жела­ние вер­нуть хри­сти­ан­ству его док­три­наль­ную чисто­ту и ста­ло самым силь­ным дви­жу­щим фак­то­ром Про­те­стан­ской Реформации.

Очень важ­ную роль в Рефор­ма­ции сыг­ра­ли общие изме­не­ния, про­ис­шед­шие в созна­нии евро­пей­ско­го обще­ства. Во мно­гом они были обу­слов­ле­ны науч­ны­ми откры­ти­я­ми, появ­ле­ни­ем ману­фак­тур­но­го про­из­вод­ства и Вели­ки­ми геор­га­фи­че­ски­ми откры­ти­я­ми. Колумб, Магел­лан и дру­гие пер­во­от­кры­ва­те­ли нача­ли эру осво­е­ния оке­а­нов и откры­тия новых земель. Ста­ро­му Све­ту ста­ли извест­ны бога­тей­шие зем­ли запад­но­го полу­ша­рия. Эти откры­тия созда­ли новые рын­ки сбы­та и новые источ­ни­ки сырья и поло­жи­ли нача­ло ново­му веку тор­гов­ли, кото­рая уже ста­ла меж­на­ци­о­наль­ной, а не меж­го­род­ской. Таким обра­зом зарож­да­лась эко­но­ми­ка, в осно­ве кото­рой лежа­ло полу­че­ние при­бы­ли. Стал фор­ми­ро­вать­ся сред­ний класс куп­цов и про­мыш­лен­ни­ков. В обще­стве появ­ля­ет­ся новая про­слой­ка людей, реши­тель­но отста­и­ва­ю­щих свои инте­ре­сы, кото­рые отли­ча­лись от инте­ре­сов сред­не­ве­ко­вой зна­ти, ори­ен­ти­ро­ван­ной толь­ко на рос­кошь и потребление.

О МОЛИТВЕ 
«У меня так мно­го дел, что мне нуж­но как мини­мум часа три про­ве­сти в молит­ве». 
Мар­тин Лютер

К это­му сле­ду­ет доба­вить нарас­та­ю­щее недо­воль­ство тем, что колос­саль­ные сред­ства почти все госу­дар­ства Евро­пы отда­ва­ли пап­ско­му пре­сто­лу. Фак­ти­че­ски индуль­ген­ции, послу­жив­шие пово­дом к Рефор­ма­ции, слу­жи­ли спо­со­бом пере­кач­ки денег в Рим. Все это про­ис­хо­ди­ло на фоне бур­но­го роста цен и повы­ше­ния сто­и­мо­сти жиз­ни. Глав­ной при­чи­ной тако­го роста цен стал при­ток огром­но­го коли­че­ства золо­та, основ­но­го сред­ства пла­те­жа, из Ново­го Све­та в Испа­нию, а затем и на евро­пей­ские рын­ки. Рез­кое подо­ро­жа­ние сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции поста­ви­ло в тяже­лое поло­же­ние город­скую бед­но­ту, не свя­зан­ную уже с сель­ским хозяй­ством, мел­кое дво­рян­ство, хозяй­ство кото­ро­го не было ори­ен­ти­ро­ва­но на рынок, и при­ве­ло к уве­ли­че­нию фео­даль­ных повин­но­стей и денеж­ной рен­ты, взи­ма­е­мой с крестьян.

О ВЕРЕ 
«Я не знаю доро­гу, по кото­рой ведет меня Бог. Но я очень хоро­шо знаю сво­е­го Про­вод­ни­ка». 
Мар­тин Лютер

Поле золотой парчиК этой груп­пе при­чин сле­ду­ет отне­сти изоб­ре­те­ние кни­го­пе­ча­та­ния и изме­не­ния в настро­е­ни­ях евро­пей­ской интел­лек­ту­аль­ной эли­ты. Бла­го­да­ря деше­вым изда­ни­ям биб­лей­ских тек­стов, как на латин­ском, так и на гре­че­ском язы­ках, и изда­нию пат­ри­сти­че­ской лите­ра­ту­ры, мно­гие по-ново­му осо­зна­ли свою веру. Осо­бен­но попу­ляр­ным был в это вре­мя Авгу­стин. Эти кни­ги ста­ли доступ­ны­ми не толь­ко бого­сло­вам, но и широ­ко­му кру­гу духо­вен­ства и мирян. А имен­но на этих двух источ­ни­ках — Биб­лии и Авгу­стине — осно­вы­ва­ет­ся немец­кая Рефор­ма­ция. Кро­ме того, бла­го­да­ря кни­го­пе­ча­та­нию идеи Рефор­ма­ции в виде ста­тей, книг, пам­фле­тов и листо­вок очень широ­ко и быст­ро рас­про­стра­ни­лись в народе…

Каж­дая из ука­зан­ных при­чин име­ет весь­ма огра­ни­чен­ную сфе­ру вли­я­ния, и даже вме­сте взя­тые они не смог­ли бы обес­пе­чить лом­ки всей сред­не­ве­ко­вой цер­ков­ной систе­мы. Зако­но­мер­ность и успех Рефор­ма­ции были пред­опре­де­ле­ны свы­ше. На это ука­зы­ва­ет тот про­стой факт, что Рефор­ма­ция затро­ну­ла в этот пери­од не толь­ко рели­ги­оз­ную, но и все дру­гие сфе­ры чело­ве­че­ско­го бытия. XVI-XVIII века ста­ли вре­ме­нем реши­тель­ных пре­об­ра­зо­ва­ний и реформ в поли­ти­ке, эко­но­ми­ке, нау­ке, фило­со­фии, миро­воз­зре­нии, куль­ту­ре, пра­ве и дру­гих обла­стях. Мир, слов­но под­чи­ня­ясь руке неви­ди­мо­го дири­же­ра, пере­хо­дил к новым фор­мам бытия, и цер­ков­ная рефор­ма­ция, затра­ги­вая одну из важ­ней­ших сфер чело­ве­че­ской жиз­ни, долж­на была про­изой­ти непременно.

И не слу­чай­но эта эпо­ха пере­мен выдви­ну­ла целый ряд тита­нов мыс­ли. Твор­че­ской сме­ло­сти и вели­чай­ше­го граж­дан­ско­го муже­ства. В этот пери­од как бы перст Про­ви­де­ния ука­зы­вал на кон­крет­ных людей, в кото­рых вопло­тил­ся дух Рефор­ма­ции. Это Лютер, Каль­вин, Цвингли, Губ­май­ер, Мен­но Симонс, бра­тья Вес­ли, Уайт­фильд и дру­гие. Появ­ле­ние этих людей как носи­те­лей и испол­ни­те­лей идей Рефор­ма­ции ста­ло субъ­ек­тив­ным фак­то­ром воз­ник­но­ве­ния про­те­стан­тиз­ма. Этим и опре­де­ля­ет­ся то, что Рефор­ма­ция вспых­ну­ла почти одно­вре­мен­но в раз­ных стра­нах, и хотя она про­те­ка­ла в раз­ных усло­ви­ях и при­ни­ма­ла несколь­ко отли­чи­тель­ные друг от дру­га фор­мы, рефор­ма­то­ров повсю­ду объ­еди­ня­ло реши­тель­ное непри­зна­ние ста­ро­го поряд­ка и рели­ги­оз­ные поис­ки новых форм бого­по­чи­та­ния. Для про­те­стан­тов всех направ­ле­ний рели­гия была зна­чи­мым и жиз­нен­но важ­ным явле­ни­ем. Они стре­ми­лись к чистой и пра­виль­ной фор­ме Бого­ве­де­ния и для это­го гото­вы были пожерт­во­вать сво­им состо­я­ни­ем, досто­ин­ством и даже жиз­нью. Все они про­яв­ля­ли еди­но­ду­шие, отри­цая клас­си­че­ский сред­не­ве­ко­вый поря­док, при кото­ром лич­ность отчуж­да­лась от реше­ния бого­слов­ских и рели­ги­оз­ных вопро­сов. И все они про­те­сто­ва­ли про­тив док­трин, гос­под­ство­вав­ших до них. Но если в отри­ца­нии они были еди­но­душ­ны­ми, то в утвер­жде­нии и сози­да­нии про­те­стан­ты явля­ли доста­точ­но широ­кое раз­но­об­ра­зие взгля­дов и подходов.

С. В. Сан­ни­ков, «Попу­ляр­ная исто­рия христианства».