31 октября 2017 года христиане отмечают 500-летие Реформации. 10 ноября 1483 года в семье простого саксонского рудокола родился мальчик,
отметившийся в истории как выдающаяся личность, основатель протестантизма в Германии, великий реформатор, богослов – Мартин Лютер. Этот человек также знаменит, как переводчик священных христианских текстов (Библии), основоположник норм общенемецкого литературного языка. Нужно чтобы реформация воспринималась не только как культурный и исторический процесс, а в первую очередь как Реформация сознания, духа, сердца. Чтобы люди переживали ее, понимая, что нужно сохранять, а что нужно обновлять. В первую очередь – для себя лично, своих семей, своей жизни. Реформация не была массовым явлением изначально. Она началась с бесстрашия одного человека, Мартина Лютера. Это был один монах, с одним оружием, с Силой Божьего Слова. Нам сегодня необходимы такие люди, нам самим необходимо пережить, что эта сила действительно существует. Эта сила может преображать жизни людей…
Что такое реформация?
Эпоха Реформации по-настоящему началась в 1517 году, когда Мартин Лютер опубликовал свои знаменитые тезисы. Лютера возмутило, что католические иерархи вправе, во-первых, устанавливать «ценник» на грехи, а во-вторых, брать на себя права Бога по прощению грехов. Лютер разослал 95 тезисов местным епископам и прибил список тезисов к двери церкви в Виттенберге.
В своих тезисах Лютер утверждает приоритет Слова Божия и Евангелия над индульгенциями. «Истинное сокровище Церкви, — пишет он, — это пресвятое Евангелие о славе и благодати Бога», которое Бог явил на кресте. Этим закладывается принцип Sola Scriptura — только Писание. 95 тезисов были отпечатаны и широко распространились. Его поступок спровоцировал возникновение европейского протестантизма.
Протестантизм возник как движение, стремящееся очистить христианство от вековых искажений и освободить его от религиозных суеверий.
Протестантизм, (от лат. protestatio) — торжественное заявление, провозглашение, одно из трех, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций.
О ЦЕРКВИ
«Кто хочет найти Христа, должен прежде найти церковь. Как кто-нибудь узнает, где искать Христа и что такое вера, если не узнает прежде, где находятся верующие в Него?»
Мартин Лютер
Студент — Мне как то жалко расставаться со Средневековьем. Благородные рыцари, застенчивые принцессы, ясные идеалы… А действительно была ли необходимость в Реформации? Нельзя ли было просто исправить ошибки?
Историк — очевидно, нельзя было. Противоречия приняли столь необратимый характер, что назрела, как говорили классики марксизма, революционная ситуация.
Студент — Низы не хотят, а верхи не могут жить по старому?
Историк — Что-то в этом роде.
Студент — А что такое реформация?
Историк — Обычно говорят, что это движение за религиозные реформы в Европе XVI века, но, очевидно, надо посмотреть шире: Реформация это период изменения всего уклада жизни патриархального сообщества.
Студент — То есть это как бы ломка старого и поиск нового способа жизни?
Историк — Да. Собственно, общество всегда реформируется и в политике, и в культуре, и в религиозной среде, но период Реформации — это особый переходный период, и поскольку религия была формирующим и цементирующим фактором средневековой жизни, Реформация началась и проявлялась более всего именно в этой области.
Реформация: случайность или закономерность?
Индульгенция папы римского, распространяемая Иоганном Тецелем в 1517 г. Текст гласит: «Властью всех святых и в милосердии к вам, я разрешаю вас от всех грехов и преступлений и освобождаю от всех Епитимий в течении десяти дней»
Целый клубок причин привел к реформации, и в этом смысле она была абсолютно закономерным явлением. Она созрела с религиозной, социально-политической и с провиденциальной точки зрения. Но, в первую очередь, реформация была обусловлена религиозными причинами. Общий характер средневековой религиозности приводил человека в ужас от грядущего гнева Божьего за свои грехи и поступки. Чаще всего это вело либо к желанию спрятаться или откупиться от грядущего суда, либо к глубокому религиозному исканию.
Интересно, что к концу средних веков процесс богопознания стал особенно силен не среди монашества или философов-богословов, а в среде простого народа. Именно среди мирян в этот период наблюдается рост истинного благочестия. В то же время попытки найти удовлетворение такому Богоисканию сталкивались с глубоким морально-нравственным падением священства и даже монашества. Сребролюбие, пьянство и блуд стали постоянными спутниками большинства официальных служителей, не исключая папства.
Всего за пять лет до знаменитого выступления Лютера в Виттенберге генерал ордена августинцев в своей проповеди на открытии V Латеранского собора в Риме говорил: «Когда в истории Церкви жизнь наша пребывала в большем упадке, когда претензии были более безмерны, алчность более всепоглощающей, бесчисленные грехи более безрассудны…
Когда еще наша религия и наша вера подвергалась большему осмеянию, чем в наши дни, даже в среде простонародья?»
Можно привести множество примеров, когда к концу Средневековья за деньги оправдывались почти любые безнравственные поступки. Коррупция и разложение охватили почти все уровни церковной иерархии. В этом были этические и нравственные причины религиозного протеста, и официальная католическая церковь их прекрасно понимала.
Предшествовавшая реформации эпоха Ренессанса стала в моральном отношении эпохой повсеместного духовного упадка. И это легко обьяснить, поскольку вознесение человеческого «Я» на центральное место во Вселенной с неизбежностью приводит к безудержному разгулу плотских наслаждений и гордости. Были и доктринальные основания реформ. Именно понимание того, что надо изменить не только жизнь церкви, но и ее веру, является отличительной чертой рефор-маторов XVI века в отличии от их предшественников, которые ратовали в основном за нравственные обновления.
Лютер в конце жизни писал: «Мы (протестанты) так же плохо жили, как и римские католики. Но мы боремся не за праведную жизнь а за истинное учение… Вот чего не поняли ни Виклиф, ни Гус, нападавшие только на дурную жизнь католиков». Желание вернуть христианству его доктринальную чистоту и стало самым сильным движущим фактором Протестанской Реформации.
Очень важную роль в Реформации сыграли общие изменения, происшедшие в сознании европейского общества. Во многом они были обусловлены научными открытиями, появлением мануфактурного производства и Великими георгафическими открытиями. Колумб, Магеллан и другие первооткрыватели начали эру освоения океанов и открытия новых земель. Старому Свету стали известны богатейшие земли западного полушария. Эти открытия создали новые рынки сбыта и новые источники сырья и положили начало новому веку торговли, которая уже стала межнациональной, а не межгородской. Таким образом зарождалась экономика, в основе которой лежало получение прибыли. Стал формироваться средний класс купцов и промышленников. В обществе появляется новая прослойка людей, решительно отстаивающих свои интересы, которые отличались от интересов средневековой знати, ориентированной только на роскошь и потребление.
О МОЛИТВЕ
«У меня так много дел, что мне нужно как минимум часа три провести в молитве».
Мартин Лютер
К этому следует добавить нарастающее недовольство тем, что колоссальные средства почти все государства Европы отдавали папскому престолу. Фактически индульгенции, послужившие поводом к Реформации, служили способом перекачки денег в Рим. Все это происходило на фоне бурного роста цен и повышения стоимости жизни. Главной причиной такого роста цен стал приток огромного количества золота, основного средства платежа, из Нового Света в Испанию, а затем и на европейские рынки. Резкое подорожание сельскохозяйственной продукции поставило в тяжелое положение городскую бедноту, не связанную уже с сельским хозяйством, мелкое дворянство, хозяйство которого не было ориентировано на рынок, и привело к увеличению феодальных повинностей и денежной ренты, взимаемой с крестьян.
О ВЕРЕ
«Я не знаю дорогу, по которой ведет меня Бог. Но я очень хорошо знаю своего Проводника».
Мартин Лютер
К этой группе причин следует отнести изобретение книгопечатания и изменения в настроениях европейской интеллектуальной элиты. Благодаря дешевым изданиям библейских текстов, как на латинском, так и на греческом языках, и изданию патристической литературы, многие по-новому осознали свою веру. Особенно популярным был в это время Августин. Эти книги стали доступными не только богословам, но и широкому кругу духовенства и мирян. А именно на этих двух источниках — Библии и Августине — основывается немецкая Реформация. Кроме того, благодаря книгопечатанию идеи Реформации в виде статей, книг, памфлетов и листовок очень широко и быстро распространились в народе…
Каждая из указанных причин имеет весьма ограниченную сферу влияния, и даже вместе взятые они не смогли бы обеспечить ломки всей средневековой церковной системы. Закономерность и успех Реформации были предопределены свыше. На это указывает тот простой факт, что Реформация затронула в этот период не только религиозную, но и все другие сферы человеческого бытия. XVI-XVIII века стали временем решительных преобразований и реформ в политике, экономике, науке, философии, мировоззрении, культуре, праве и других областях. Мир, словно подчиняясь руке невидимого дирижера, переходил к новым формам бытия, и церковная реформация, затрагивая одну из важнейших сфер человеческой жизни, должна была произойти непременно.
И не случайно эта эпоха перемен выдвинула целый ряд титанов мысли. Творческой смелости и величайшего гражданского мужества. В этот период как бы перст Провидения указывал на конкретных людей, в которых воплотился дух Реформации. Это Лютер, Кальвин, Цвингли, Губмайер, Менно Симонс, братья Весли, Уайтфильд и другие. Появление этих людей как носителей и исполнителей идей Реформации стало субъективным фактором возникновения протестантизма. Этим и определяется то, что Реформация вспыхнула почти одновременно в разных странах, и хотя она протекала в разных условиях и принимала несколько отличительные друг от друга формы, реформаторов повсюду объединяло решительное непризнание старого порядка и религиозные поиски новых форм богопочитания. Для протестантов всех направлений религия была значимым и жизненно важным явлением. Они стремились к чистой и правильной форме Боговедения и для этого готовы были пожертвовать своим состоянием, достоинством и даже жизнью. Все они проявляли единодушие, отрицая классический средневековый порядок, при котором личность отчуждалась от решения богословских и религиозных вопросов. И все они протестовали против доктрин, господствовавших до них. Но если в отрицании они были единодушными, то в утверждении и созидании протестанты являли достаточно широкое разнообразие взглядов и подходов.
С. В. Санников, «Популярная история христианства».