Много лет назад я читала книгу Юлиуса Фучика «Репортаж с петлей на шее», она пришла мне на память, когда я работала над этой статьей. Мой репортаж о тех, кто нашел силы снять душную петлю зависимости, искать и найти путь светлый и свободный. Я пишу с любовью в сердце к тем, кто занимается людьми без надежды и перспектив, без будущего и настоящего, людьми от которых близкие отреклись, а иные потеряли облик человеческий. Кому нужны такие? Если такой попадается на нашем пути, мы брезгливо отворачиваемся. Но в поселке Выбити Солецкого района есть реабилитационный центр для алко и наркозависимых, где таких принимают с любовью, помогают обрести жизнь иную с надеждой и перспективами.
— Что это за центр? — Спросила я у главы администрации Выбитского сельского поселения Ю.В. Михайловой.
— Мы мало знаем о его деятельности. Евангельская церковь его организовала, и теперь это как государство в государстве, со своим укладом, жизнью. Одно могу сказать, что проблем он нам не добавляет, и даже – наоборот. По весне встал у нас вопрос: кто будет пасти скотину местного населения? Обратились за помощью в центр, и ребята пасли. Жители поселка присматриваются, видят, как у них грядки на участке и теплица весной появились, да так аккуратно сделаны. А до того еще, как центр этот организовался, у нас тут один мужчина, глава большого семейства Борисов В., употреблял алкоголь, семья, знаете ли, страдала. Но он пошел в евангельскую церковь и скоро бросил пить. Так теперь его не узнать, совсем другой человек, работает, настоящий отец семейства.
Поскольку именно Евангельская Церковь организовала этот центр, то и с вопросами о нем я обратилась к Епископу Регионального Объединения Евангельских и Баптистских Церквей Новгородской области А.И. Корабель.
— Анатолий Иванович, расскажите, пожалуйста, о реабилитационном центре для алко— и наркозависимых.
— Это социальная программа церкви, а социальные программы или, иными словами, программы помощи всегда имели большое значение в евангельских церквях. Сама идея заложена в Евангелии, и Христос накормил, помните — 5000 человек, после того как они длительное время слушали Иисуса. Духовные дела и насущные, физические и метафизические всегда параллельно шли и развивались в Церкви. Проповедь социального Евангелия, как называл такое служение И.С. Проханов, очень значима и актуальна была и во времена Христа, и в наше время. Сегодня политика страны направлена на борьбу с алкоголизмом и наркоманией. Ведь многие проблемы в обществе из-за употребления наркотиков и алкоголя. Это и деградация населения, и демографическая проблема, проблемы нездоровых и неполноценных семей, проблемы беспризорников и брошенных детей… Можно долго перечислять. Церковь всегда была участницей социальных программ. Она руководствуется принципами Евангелия, а там написано: накормите, дайте, помогите, свою рубашку снимите. Если мы пропитаны евангельским духом, естественно, что у нас возникают то одни, то другие программы, направленные на социальное служение. Одно из таких служений – организация реабилитационных центров для алко— и наркозависимых.
У нас разработана специальная программа библейского обучения, которую шаг за шагом проходят реабилитанты. Два месяца люди изучают Священное Писание, учатся молиться, молятся. Через 2 месяца мы переводим их в так называемую адаптационную зону, еще на шесть месяцев. Здесь они не только читают, но и получают право совершать какой-нибудь физический труд, который, как известно, тоже облагораживает человека. Труд нужен для тела, а духовный хлеб — для духа. После двух месяцев мы совмещаем и духовную пищу и физический труд. Полный курс реабилитации составляет 8 месяцев.
И что же после 8 месяцев получается другой человек? Этот вопрос лучше адресовать тем, кто прошел курс реабилитации. Я побеседовала со многими, и их истории потрясли меня.
Виктор
Родился я в Ленинграде, в благополучной семье. Все у меня было, нужды не знал, учился хорошо. Родители работали допоздна. Я был предоставлен сам себе. После уроков, а то и вместо них, болтался с друзьями на улице. Чтобы казаться взрослее в 13 лет начал курить, а в 14 попробовал вино. С тех пор алкоголь прочно вошел в мою жизнь: радость – праздновали, горе – заливали. Я надеялся всегда только на себя, на свой разум полагался, никого не слушал. Так я, просуществовал на свете 45 лет, пришел к нулевому результату. Единственное мое приобретение – алкогольная зависимость и болячки. Родителям – не нужен, сыну – тоже, жена – умерла, с родственниками и друзьями – не в ладах, на работе – пьяница не нужен. Так я болтался с такими же по вокзалам и рынкам. Обманывал, воровал, ворованное пропивал. Выпивка была уже не в радость. Пил, чтобы сердце не остановилось, ждал, что однажды не найду 100 грамм, и настанет конец.
Но Бог послал ангела-спасителя в образе верующей женщины. Она подошла ко мне и сказала: «Бог любит тебя и спасет». Для меня это было дико, но все же на третье ее приглашение я согласился пойти в церковь в ближайшее воскресенье. Там меня познакомили с теми, кто был в ребцентрах. Я слушал их, видел нормальных трезвых людей, жизнерадостных, говорящих нормальным человеческим языком. Мне предложили пройти реабилитацию. Я согласился, ведь терять мне было нечего, и через несколько дней поехал в ребцентр. Там я начал читать Библию. Однажды я увидел, что не могу ничего сделать сам, своей силой, я зависимый, я грешник. Встав на колени, я впервые в жизни помолился, попросил Иисуса Христа изменить мое сердце, спасти, освободить от зависимости. Это ведь самое настоящее рабство. Мою искреннюю молитву услышал Господь. Все время реабилитации и адаптации я читал, изучал Слово Божие, искал волю Господа для дальнейшей моей жизни. Это было уже больше года тому назад, я забыл про водку, сквернословие, научился говорить нормальным человеческим языком, и теперь я сам служу в таком центре, в поселке Выбити Солецкого района, помогаю таким как я был когда-то найти Бога и новую жизнь.
Эдуард
Меня зовут Эдуард, мне 33 года, я новгородец. Вырос в большой и благополучной семье. У меня все было хорошо, воспитанием моим занимались и отец, и мать, и бабушка. Все меня любили и баловали. Учился я до 4‑го класса на отлично, мечтал стать летчиком, учился в «Аэроклубе», посещал КЮМ, увлекался электроникой, механикой, и не думал, что все в жизни сложится совсем не так, как хотелось. Постепенно интерес стал пропадать, влекла улица, общение со старшими ребятами. Потихоньку я начал выпивать, а потом и употреблять легкие наркотики. Скоро я попал в полную зависимость от стимуляторов. Во всех жизненных трудностях, будь то неудавшиеся отношения с девчонками или с друзьями, я прибегал к невинным, как мне тогда казалась, развлечениям — к алкоголю и наркотикам. Чтобы доставать деньги, приходилось обманывать, разводить кого-нибудь и, наконец, просто красть. Бог меня здоровьем не обидел, так что я умудрился попасть, со всеми своими пороками, служить в армию. Время службы было передышкой, а после дембеля я отрывался так, что себя не помнил, а потом и вовсе перешел на тяжелые наркотики. Потом беды словно окружили меня: умерла мама, в пьяной драке я попал под раздачу на улице и получил сотрясение… Я просто не знал, что делать. Выход нашел в употреблении тяжелых наркотиков вместе с алкоголем. Это смертельная смесь, но мне было все равно. Я потерял здоровье. В больницах меня откачивали, а иногда не хотели брать, ведь я наркоман и алкоголик, и жизнь моя кончена все равно.
Однажды зашла ко мне моя сестра, она верующая. Я валялся один дома, нога — гниющая и почерневшая, начали чернеть и пальцы на руках, весь покрыт язвами… Сестренка зашла в комнату, присела рядом, и мы помолились Богу вместе, появилась маленькая надежда в жизни моей никчемной, она рассказала мне о реабилитационном центре и предложила поехать туда. С сестрой и отцом пришли в Храм Христа в Великом Новгороде, на собеседование, потом меня направили в реабилитационный центр поселка Выбити, Солецкого района. Здесь у всех были похожие проблемы, у кого еще и похуже. Но в центре все были радостны, молились, радовались жизни, славили Бога. Я вместе со всеми изучал Новый Завет, познавал истину Божью, потом покаялся в молитве пред Господом. В сердце воцарились мир и покой, и здоровье мое поправилось, появилось желание жить. Пройденные семинары, запечатленные в моем сердце и памяти, братская любовь и молитвы, помогают мне сегодня побеждать искушения.
— Анатолий Иванович, — снова задаю вопрос Епископу, — сколько человек, прошедших реабилитацию в центре возвращаются к прежней жизни?
— Хочу сказать, что добрый процент, я думаю процентов 70, предпочитают трезвую и нормальную жизнь. И эти люди не только прекращают пить или употреблять наркотики, они бросают курить, сквернословить, «кто крал, впредь» не крадет. Они возвращаются в свои семьи, к женам, к детям. Молодые создают семьи, уже 4 свадьбы отпраздновали наши бывшие реабилитанты. Есть и те, кто снова берется за бутылку, идет жить в подвал или на улицу. И хотя их не так много, процентов 30, мы огорчаемся за каждую душу и стремимся так поставить служение, чтобы был 100% результат, 100% победа Божья, стремимся с каждым годом улучшать свое служение, не повторяя ошибок, чтобы процент добрых судеб увеличивался, а обратный – уменьшался. Стремимся, чтобы не было таких людей, которые пришли в центр, 2 дня побыли и решили, что это им не подходит. Стараемся убедить, чтобы человек решился и пришел, чтобы прошел положенный курс и возродился к жизни новой, стал новым человеком. Он потом скажет «спасибо» не только людям, но и Богу.
— Является ли принятие евангельского вероисповедания условием пребывания в центре? Все ли, кто проходит реабилитацию, становятся евангельскими христианами?
— Нет, не все. Но принципы, по которым мы пытаемся учить и воспитывать наших подопечных, евангельские принципы. После реабилитации кто-то восстанавливает семьи, устраивается на работу и живет нормальной полноценной жизнью. Кто-то обещает 8 месяцев или год прослужить безвозмездно в таких центрах. Есть те, кто принимает крещение и становится частью церкви.
— Есть ли еще в области реабилитационные центры?
— Выбитский центр – это первый открытый нами реабилитационный центр в Новгородской области, его работу курирует Солецкая церковь. Год назад мы открыли центр в д. Прошково, Боровичского района. Там тоже успешно развивается это служение под руководством Пастора Боровичской церкви. Туда мы уже послали своих, доморощенных служителей, бывших реабилитантов, взращенных нами. Так распространяется это служение. Мы избавляем людей не только от разрушающей их жизни зависимости здесь, на земле, но и направляем их в новое духовное русло, чтобы они не только спасали свою плоть здесь, но и спасали души свои и получили в конце, обещанный от Бога рай.
— В существующих центрах реабилитацию могут пройти только мужчины, а есть ли у вас женский ребцентр?
— Пока нет, но это наша давняя мечта. Мы планируем открыть реабилитационное служение для женщин, создать подобный центр.
— Анатолий Иванович, многих интересует вопрос: на какие средства существуют реабилитационные центры, ведь затраты не малые?
Конечно, я могу сказать, и буду абсолютно прав, что сегодня в мире существует такое понятие как «коммерческая тайна». Но мы не бизнес-организация, и нам скрывать нечего. Все дела церкви, все служения и программы осуществляется на добровольные пожертвования. Во многих церквях нашей области висят ящички с надписью: «на реабилитационный центр» для добровольных пожертвований. Туда опускают люди деньги, кто много, кто поменьше, это неконтролируемый процесс. Есть те, кто жертвует продукты со своих огородов, время и силы, чтобы выполнить работы по ремонту здания. Кто-то приносит средства гигиены для реабилитантов, одежду, белье и даже мебель. Добровольные пожертвования – единственный источник финансирования, который мы используем для этого и всех других церковных служб.
— Ведут ли подобную работу другие организации в нашей области?
— Недавно в Новгороде проходила конференция «Поезд в будущее», там были мы, католики и православные. Там звучала информация о работе наших центров, больше ни о каких других я не слышал. Может и есть, но я такой информацией не владею.
— Как можно попасть в центр?
— По вторникам в Храме Христа проходят собеседования. Есть ответственный служитель, который принимает людей по этому вопросу, рассказывает о всех необходимых условиях пребывания в центре. Человека ставят на очередь. Желающих много, а места у нас ограничены, так что приходится в очереди постоять, пока попадешь в центр. Лишь после нескольких собеседований мы принимаем решение, брать человека или не брать. Собеседование проходит не только с потенциальными реабилитантами, но и с членами семей, с близкими, будь то жена или родители. Без семьи мы ничего не делаем. Всегда советуемся с семьей и проводим собеседования вместе. Можно сказать, что мы проводим работу не только с зависимыми людьми, но и с созависимыми. Пользуясь случаем, хочу обратиться к женам, сестрам, родителям: Вы не знаете как справиться с бедой алкоголизма и наркомании, постигшей ваших близких? Ответ прост: нужно усилить молитву за ближнего, потом постараться убедить его прийти на собеседование. Хочу рассказать про одну женщину, не равнодушную к чужой беде. Она работает медсестрой в Тубдиспансере, отправила на реабилитацию трех человек, совершенно опустившихся и не знакомых ей, позвонила, убедила их придти. Вы тоже можете убедить своих родных попробовать начать жизнь другую.
Здесь подробная информация для желающих пройти реабилитацию
— Анатолий Иванович! Бытует мнение, что нет бывших алкоголиков и наркоманов. Рано или поздно зависимый человек возвращается к своей зависимости.
— Я думаю, в категорию «бывших» не входят только мертвецы. Я бы даже сказал, что всю жизнь человека сопровождает это понятие: «бывший». Бывший школьник, бывший холостяк, бывший военный, бывший атеист. Христос сказал: «вы были тьма, а теперь – свет». Он не сказал, что вы были тьма, и тьмой остались. Эту фразу можно тоже отнести к понятию «бывший». Если бы не было «бывших», не было бы и христианства. Ведь все христиане – это бывшие язычники, иудеи, атеисты.
В небольшой газете трудно рассказать о всех аспектах этого удивительного труда Божьего, не достает места рассказать о всех, теперь уже счастливых, судьбах освобожденных от тугой «петли на шее» наркомании и алкоголизма.