О личности Мелхиседека очень много и долго спорят. В самом деле, кем был этот таинственный царь и священник древнего Иерусалима, живший во дни Авраама? Как известно, он вышел навстречу родоначальнику народа
Израильского, возвращавшемуся после поражения царей, и вынес ему хлеб и вино (Бытие, 14‑я глава).
Хлеб и вино являются символами страдания и крестной смерти Иисуса Христа.
Седьмая глава послания к Евреям, я думаю, дает ответ на вопрос, кто этот священник Бога всевышнего: «Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда. Видите, как велик тот, которому и Авраам патриарх дал десятину из лучших добыч своих… Но этот, не происходящий от рода их (земных священников), получил десятину от Авраама и благословил имевшего обетования. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим. И здесь десятины берут люди смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он живет» (Евреям 7,3.4.6.7.8).
Порассуждаем над этим местом Священного Писания. Мелхиседек здесь наделен явно божественными атрибутами. Он безначальный, не рожденный от плоти и крови, вечный, великий (он больше отца всех верующих, Авраама). Он имеет непреходящее священство и отделяется от смертных священников («Здесь десятины берут люди смертные, а там — имеющий о себе свидетельство, что он жив», 8‑ой стих). Мелхиседек уподобляется Самому Сыну Божию (3‑й стих). Кто из святых, патриархов, пророков или апостолов в Писании уподобляется Сыну Божию? Никто! Если же Мелхиседек так велик, то почему же Библия так скудна в описании этой загадочной личности? (Кроме Бытие, 14‑я глава, и послания к Евреям, он упоминается лишь в Псалме 109,4). — Потому то еще не пришла полнота времени для откровения Того, кто скрывался за этим таинственным царем Салима. Он был, к тому же, и священником. Никто в народе Божьем, кроме Христа, не помазывался в цари и священники одновременно.
В истории народа Божьего иногда являлся Ангел Господень, Которому можно было поклоняться (Вождь воинства Господня, которому поклонился Иисус Навин, Иисуса Навина 4,5.14) и приносить жертвы (Гидеон, Судей 6,18 и далее). В отличие от служебных духов, это — несотворенный Ангел. Когда Маной захотел узнать имя этого Ангела, предвозвестившего его жене рождение Самсона, тот ответил ему: «Что ты спрашиваешь о имени моем? Оно чудно» (Судей 13,18). Сравни: «И нарекут ему имя: Чудный» (Исаии 9,6). Итак, Мелхиседек-это одно из многих явлений Христа Спасителя в Ветхом Завете прежде Его воплощения. Аминь.
Константин Озерков