Кто такой Мелхиседек?

О лич­но­сти Мел­хи­се­де­ка очень мно­го и дол­го спо­рят. В самом деле, кем был этот таин­ствен­ный царь и свя­щен­ник древ­не­го Иеру­са­ли­ма, жив­ший во дни Авра­ама? Как извест­но, он вышел навстре­чу родо­на­чаль­ни­ку народа

Изра­иль­ско­го, воз­вра­щав­ше­му­ся после пора­же­ния царей, и вынес ему хлеб и вино (Бытие, 14‑я глава).

Хлеб и вино явля­ют­ся сим­во­ла­ми стра­да­ния и крест­ной смер­ти Иису­са Христа.

Седь­мая гла­ва посла­ния к Евре­ям, я думаю, дает ответ на вопрос, кто этот свя­щен­ник Бога все­выш­не­го: «Без отца, без мате­ри, без родо­сло­вия, не име­ю­щий ни нача­ла дней, ни кон­ца жиз­ни, упо­доб­ля­ясь Сыну Божию, пре­бы­ва­ет свя­щен­ни­ком навсе­гда. Види­те, как велик тот, кото­ро­му и Авра­ам пат­ри­арх дал деся­ти­ну из луч­ших добыч сво­их… Но этот, не про­ис­хо­дя­щий от рода их (зем­ных свя­щен­ни­ков), полу­чил деся­ти­ну от Авра­ама и бла­го­сло­вил имев­ше­го обе­то­ва­ния. Без вся­ко­го же пре­ко­сло­вия мень­ший бла­го­слов­ля­ет­ся боль­шим. И здесь деся­ти­ны берут люди смерт­ные, а там — име­ю­щий о себе сви­де­тель­ство, что он живет» (Евре­ям 7,3.4.6.7.8).

Порас­суж­да­ем над этим местом Свя­щен­но­го Писа­ния. Мел­хи­се­дек здесь наде­лен явно боже­ствен­ны­ми атри­бу­та­ми. Он без­на­чаль­ный, не рож­ден­ный от пло­ти и кро­ви, веч­ный, вели­кий (он боль­ше отца всех веру­ю­щих, Авра­ама). Он име­ет непре­хо­дя­щее свя­щен­ство и отде­ля­ет­ся от смерт­ных свя­щен­ни­ков («Здесь деся­ти­ны берут люди смерт­ные, а там — име­ю­щий о себе сви­де­тель­ство, что он жив», 8‑ой стих). Мел­хи­се­дек упо­доб­ля­ет­ся Само­му Сыну Божию (3‑й стих). Кто из свя­тых, пат­ри­ар­хов, про­ро­ков или апо­сто­лов в Писа­нии упо­доб­ля­ет­ся Сыну Божию? Никто! Если же Мел­хи­се­дек так велик, то поче­му же Биб­лия так скуд­на в опи­са­нии этой зага­доч­ной лич­но­сти? (Кро­ме Бытие, 14‑я гла­ва, и посла­ния к Евре­ям, он упо­ми­на­ет­ся лишь в Псал­ме 109,4). — Пото­му то еще не при­шла пол­но­та вре­ме­ни для откро­ве­ния Того, кто скры­вал­ся за этим таин­ствен­ным царем Сали­ма. Он был, к тому же, и свя­щен­ни­ком. Никто в наро­де Божьем, кро­ме Хри­ста, не пома­зы­вал­ся в цари и свя­щен­ни­ки одновременно.

В исто­рии наро­да Божье­го ино­гда являл­ся Ангел Гос­по­день, Кото­ро­му мож­но было покло­нять­ся (Вождь воин­ства Гос­под­ня, кото­ро­му покло­нил­ся Иисус Навин, Иису­са Нави­на 4,5.14) и при­но­сить жерт­вы (Гиде­он, Судей 6,18 и далее). В отли­чие от слу­жеб­ных духов, это — несо­тво­рен­ный Ангел. Когда Маной захо­тел узнать имя это­го Анге­ла, пред­воз­ве­стив­ше­го его жене рож­де­ние Сам­со­на, тот отве­тил ему: «Что ты спра­ши­ва­ешь о име­ни моем? Оно чуд­но» (Судей 13,18). Срав­ни: «И наре­кут ему имя: Чуд­ный» (Иса­ии 9,6). Итак, Мел­хи­се­дек-это одно из мно­гих явле­ний Хри­ста Спа­си­те­ля в Вет­хом Заве­те преж­де Его вопло­ще­ния. Аминь.

Кон­стан­тин Озерков