Кре­щен­ные по вере: 150 лет еван­гель­ско­го дви­же­ния в России

Когда-то в дале­кой юно­сти, открыв еван­ге­лие на фран­цуз­ском язы­ке, я уви­де­ла, что во фран­цуз­ском пере­во­де Иоанн Креститель

зву­чит как Jean-Baptiste (Жан Бап­тист или Батист, учи­ты­вая осо­бен­но­сти фран­цуз­ской орфо­эпии). Тогда, как буду­щий линг­вист, я взя­ла эту инфор­ма­цию себе на замет­ку. Во-пер­вых, дан­ное соче­та­ние послу­жи­ло в более позд­них веках рож­де­нию новых фран­цуз­ских имен и фами­лий, как-то: Жан-Батист Мольер, Люсьен Жан-Батист, Мари­анн Жан-Батист и др. Во-вто­рых, инте­рес­ным я нашла тот факт, что сло­во «кре­сти­тель» фран­цуз­ский язык напря­мую заим­ство­вал из гре­че­ско­го. «Бап­тист» или «Батист» — «кре­сти­тель», про­из­вод­ное от др.-греч. бап­ти­зо (βάπτισμα — «кре­ще­ние» и βαπτίζω — «погру­жаю в воду»), пода­рив­ше­го назва­ние одно­му из про­те­стант­ских тече­ний — баптизму.

Что же пред­став­ля­ет собой дан­ное тече­ние и кто такие бап­ти­сты? Преж­де все­го, сле­ду­ет отме­тить, что все хри­сти­ан­ские кон­фес­сии объ­еди­ня­ет вера в иску­пи­тель­ную жерт­ву Иису­са Хри­ста, осно­ван­ная на Свя­щен­ном Писа­нии — Биб­лии. Ника­кие раз­ли­чия в про­ве­де­нии бого­слу­же­ний и пр. не могут и не долж­ны являть­ся при­чи­ной для непри­я­тия и отчуж­де­ния той или иной конфессии.

Про­те­стан­тизм, а сле­до­ва­тель­но, и его тече­ние — бап­тизм, обя­за­ны сво­им воз­ник­но­ве­ни­ем духов­но­му про­буж­де­нию в Евро­пе и Рос­сии. Рус­ский про­те­стан­тизм, в отли­чие от евро­пей­ско­го, — явле­ние более глу­бо­кое и неод­но­знач­ное, ухо­дя­щее сво­и­ми кор­ня­ми в древ­нюю Русь после­кре­щен­ской эпо­хи. Осо­бен­ную тягу к еван­гель­ским исти­нам рус­ское обще­ство про­яви­ло после пол­но­го пере­во­да Биб­лии на рус­ский язык в 1876 году. В Рос­сий­ской импе­рии почти в одно и то же вре­мя зарож­да­ют­ся три оча­га еван­гель­ско-бап­тист­ско­го дви­же­ния (1867 год): Кав­каз, юг Укра­и­ны и Петербург.

Так было поло­же­но нача­ло раз­ви­тию еван­гель­ско-бап­тист­ской кон­фес­сии, отме­ча­ю­щей в этом году свой 150-лет­ний юби­лей. Не все­гда путь ее был легок, но она все­гда стре­ми­лась и стре­мит­ся оста­вать­ся вер­ной Богу и сво­е­му ближ­не­му, осно­вы­ва­ясь на семи основ­ных прин­ци­пах, глав­ны­ми из кото­рых явля­ют­ся искрен­няя вера каж­до­го хри­сти­а­ни­на, сле­до­ва­ние еван­гель­ским исти­нам и ува­же­ние всех людей без исклю­че­ния. Бап­ти­сты нико­гда не оста­ва­лись в сто­роне от обще­ствен­ной жиз­ни, вно­ся в нее свой неоце­ни­мый вклад. Памя­туя о сло­вах Хри­ста «люби ближ­не­го тво­е­го, как само­го себя», еван­гель­ские хри­сти­ане-бап­ти­сты все­гда были откры­ты для обще­ства и не пря­та­лись от чужих невзгод. От исто­ков сво­е­го ста­нов­ле­ния веру­ю­щие забо­ти­лись о без­ра­бот­ных, без­дом­ных, бед­ных, обу­ча­ли гра­мот­но­сти, откры­ва­ли бла­го­тво­ри­тель­ные сто­ло­вые. Рус­ский бап­тизм все­гда отли­чал­ся глу­бо­ким пони­ма­ни­ем сво­ей духов­но-про­све­ти­тель­ской мис­сии сре­ди рос­сий­ско­го народа.

Сего­дня церк­ви еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов про­дол­жа­ют сле­до­вать слав­ным тра­ди­ци­ям сво­е­го брат­ства, не отсту­пая от еван­гель­ских истин. Они ста­ра­ют­ся оста­вать­ся вни­ма­тель­ны­ми к обще­ству и его нуж­дам. Веру­ю­щие церк­вей созда­ют и содер­жат цен­тры реа­би­ли­та­ции для нар­ко и алко­за­ви­си­мых, ведут рабо­ты с детьми, инва­ли­да­ми и пре­ста­ре­лы­ми, ока­зы­ва­ют помощь мно­го­дет­ным семьям. Мно­гие веру­ю­щие семьи усы­нов­ля­ют детей-сирот и детей, остав­ших­ся без попе­че­ния роди­те­лей. В церк­вях мно­го вни­ма­ния уде­ля­ет­ся нрав­ствен­но­му обли­ку под­рас­та­ю­ще­го поко­ле­ния, высо­ко ценят­ся семей­ные цен­но­сти, обра­зо­ва­ние, раз­ви­тие твор­че­ских даро­ва­ний. Сего­дня пред­ста­ви­те­ли еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов есть и в Сою­зе писа­те­лей РФ, и сре­ди музы­кан­тов, педа­го­гов, спортсменов.

При­ме­ча­тель­но ува­же­ние церк­вя­ми еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов всех хри­сти­ан­ских кон­фес­сий, стрем­ле­ние к меж­кон­фес­си­о­наль­но­му диалогу.

Не отли­ча­ет­ся от осталь­ных церк­вей и цер­ковь еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов г. Ново­чер­кас­ска. Это пер­вая про­те­стант­ская общи­на горо­да, воз­ник­шая здесь еще в нача­ле XX века и поло­жив­шая нача­ло дру­гим про­те­стант­ским общи­нам. Сего­дня в Ново­чер­кас­ске пять бап­тист­ских церк­вей и десять церк­вей иных про­те­стант­ских направ­ле­ний. Самая пер­вая общи­на, начав­шая свой путь 112 лет назад, и сего­дня при­ни­ма­ет самое актив­ное уча­стие в жиз­ни сво­е­го горо­да. Так, к при­ме­ру, есть сре­ди ново­чер­кас­ских бап­ти­стов и побе­ди­тель кон­кур­са «Учи­тель года» и семьи, удо­сто­ив­ши­е­ся губер­на­тор­ской награ­ды за вос­пи­та­ние четы­рех и более детей. При­о­ри­те­том явля­ют­ся духов­но про­све­ти­тель­ская дея­тель­ность и дела мило­сер­дия. Вот как рас­ска­зы­ва­ет о дея­тель­но­сти и зада­чах церк­ви пас­тор Вла­ди­мир Романенко:

«Цер­ковь созда­на Самим Иису­сом Хри­стом и, как духов­ный инсти­тут, раз­ви­ва­ет­ся, преж­де все­го, по духов­ным зако­нам, остав­лен­ным нам в Еван­ге­лии. Но одно­вре­мен­но цер­ковь явля­ет­ся и соци­аль­ным инсти­ту­том, всту­па­ю­щим в кон­такт с раз­лич­ны­ми обще­ствен­ны­ми струк­ту­ра­ми. Я счи­таю, что у нашей церк­ви хоро­шо нала­же­ны кон­так­ты с пред­ста­ви­те­ля­ми вла­стей наше­го горо­да, обще­ствен­но­стью, с дру­ги­ми кон­фес­си­я­ми. Наша цер­ковь доста­точ­но актив­на в соци­аль­ном плане. На про­тя­же­нии два­дца­ти вось­ми лет мы про­во­дим слу­же­ния в местах заклю­че­ния, слу­же­ния сре­ди детей-сирот, пре­ста­ре­лых, помо­гая им мате­ри­аль­но, участ­ву­ем в раз­лич­ных соци­аль­ных про­ек­тах горо­да. Одна­ко основ­ной зада­чей любой церк­ви явля­ет­ся про­по­ведь Еван­ге­лия в мире. Мы пат­ри­о­ты сво­ей стра­ны и пре­крас­но пони­ма­ем, что глав­ная наша зада­ча — пра­виль­но вос­пи­тать под­рас­та­ю­щее поко­ле­ния, помочь им осо­знать свою ответ­ствен­ность перед обще­ством, перед Богом, что­бы дети и моло­дежь име­ли то духов­ное нази­да­ние, кото­рое и содер­жит­ся в Евангелии».

Сами веру­ю­щие высо­ко ценят свою цер­ковь и ее слу­же­ние Богу и людям.

«Я при­шла в цер­ковь в 2008 году, хотя о Боге зна­ла с дет­ства. Очень люб­лю свою цер­ковь, я встре­ти­ла здесь мно­го таких же по-насто­я­ще­му веру­ю­щих людей, какой была моя мама» (Куков­ская Е. Н., пенсионерка).

«Я в церк­ви с две­на­дца­ти лет и могу ска­зать, что во всех жиз­нен­ных обсто­я­тель­ствах цер­ковь была для меня местом покоя и мира. Так заме­ча­тель­но все­гда ощу­щать в жиз­ни Божье при­сут­ствие! Бла­го­да­ря церк­ви, моим веру­ю­щим дру­зьям, кото­рые все­гда под­дер­жи­ва­ют меня, я нико­гда не ощу­щаю себя оди­но­кой» (Димит­ро­ва И. С., фило­лог, преподаватель).

«В церк­ви мое серд­це встре­ча­ет­ся с Самим Богом. Для Гос­по­да радость видеть детей Сво­их вме­сте, в един­стве, в слу­же­нии друг дру­гу. И я хочу нахо­дить­ся там, где есть искрен­няя молит­ва и сла­во­сло­вие Богу. Еще я хожу в цер­ковь для того, что­бы общать­ся с близ­ки­ми серд­цу людь­ми, иметь воз­мож­ность помо­гать им, реа­ли­зо­вы­вать свой духов­ный и душев­ный потен­ци­ал» (Про­ко­пи­ши­на Н. А., доцент, кан­ди­дат фило­соф­ских наук).

Поис­ти­не, для веру­ю­щих людей цер­ковь это то сооб­ще­ство, без кото­ро­го невоз­мож­но пред­ста­вить себе пол­но­цен­ную хри­сти­ан­скую жизнь. В церк­ви чело­век позна­ет еван­гель­ские исти­ны, про­ни­ка­ет­ся Божьей любо­вью, учит­ся любить Бога и ближ­не­го, слу­жить людям, сре­ди кото­рых он живет. В церк­ви мож­но ощу­тить себя по-насто­я­ще­му счаст­ли­вым чело­ве­ком. Могу судить об этом по сво­ей жиз­ни. Я при­шла в цер­ковь еван­гель­ских хри­сти­ан-бап­ти­стов в юно­сти, най­дя в ней то, что иска­ла с само­го дет­ства: искрен­нюю веру в Бога и живые еван­гель­ские исти­ны. Я обре­ла так­же обще­ние с близ­ки­ми серд­цу людь­ми, воз­мож­ность реа­ли­зо­вать свой духов­ный и твор­че­ский потен­ци­ал в слу­же­нии Богу и обще­ству. И могу ска­зать без вся­ких при­крас, что это слу­же­ние вот уже на про­тя­же­нии два­дца­ти трех лет поз­во­ля­ет мне ощу­щать себя по-насто­я­ще­му счаст­ли­вым чело­ве­ком, несмот­ря на все труд­но­сти и невзго­ды жиз­ни. Ведь для веру­ю­щих людей слу­же­ние Богу и сча­стье — поня­тия неотделимые.

А. Утки­на 
http://baznica.info