Иссле­до­ва­те­лю Писания

По-еврей­ски назва­ние пер­вой кни­ги Свя­щен­но­го Писа­ния зву­чит “Бере­шит”, что обо­зна­ча­ет “В нача­ле” – по пер­во­му сло­ву сле­ду­ю­ще­го повест­во­ва­ния: В нача­ле сотво­рил Бог небо и зем­лю … (Бытие 1:1). Бытие — это кни­га о том, что нача­ло быть. Она рас­ска­зы­ва­ет о про­ис­хож­де­нии неба и зем­ли, о сотво­ре­нии чело­ве­ка и о его гре­хо­па­де­нии, о Божьем обе­то­ва­нии Спа­си­те­ля и о заве­те Бога с человеком.

При­ня­то счи­тать, что Бытие, как и все Пяти­кни­жие (кни­ги: Бытие, Исход, Левит, Чис­ла и Вто­ро­за­ко­ние), напи­са­но Мои­се­ем. Осно­ва­ни­ем для это­го явля­ет­ся, во-пер­вых, еврей­ская духов­ная тра­ди­ция, кото­рая все­гда при­зна­ва­ла (и при­зна­ет) автор­ство за Мои­се­ем. Во-вто­рых, хри­сти­ан­ство так­же согла­си­лось с этим, хотя нега­тив­ная кри­ти­ка ново­го вре­ме­ни и выдви­ну­ла лишен­ные обос­но­ва­ний, спе­ку­ля­тив­ные сомне­ния в автор­стве Мои­сея. 
 
Несо­мнен­но, что авто­ром кни­ги Бытие был чело­век, кото­рый не толь­ко полу­чил вели­чай­шие откро­ве­ния Божии, но и ока­зал­ся спо­соб­ным при­нять эти откро­ве­ния, понять их и изло­жить таким обра­зом, что­бы они были доступ­ны и его совре­мен­ни­кам, и отда­лен­ным потом­кам. По воле Божьей имен­но Мои­сей ока­зал­ся сре­до­то­чи­ем еги­пет­ско­го науч­но­го зна­ния и бого­от­кро­вен­ной еврей­ской духов­но­сти. Бога­тей­ший фак­то­гра­фи­че­ский (исто­ри­че­ский, гео­гра­фи­че­ский, этно­гра­фи­че­ский и т.д.) мате­ри­ал, име­ю­щий­ся в кни­ге Бытие, ее лите­ра­тур­ная фор­ма и худо­же­ствен­ные при­е­мы пря­мо и кос­вен­но сви­де­тель­ству­ют не толь­ко о высо­чай­шей обра­зо­ван­но­сти ее авто­ра, но и ука­зы­ва­ют на еги­пет­ское про­ис­хож­де­ние это­го обра­зо­ва­ния. По сви­де­тель­ству антич­ных писа­те­лей — Стра­бо­на, Ари­сто­те­ля, Пла­то­на, — Еги­пет в древ­но­сти выпол­нял функ­ции все­мир­но­го архи­ва­ри­уса и исто­рио­гра­фа. 
 
Вре­ме­нем напи­са­ния кни­ги Бытие, ско­рее все­го, явля­ет­ся пери­од меж­ду 1471–1405 гг. до Р.Х. Шесть­де­сят шесть лет, лежа­щие меж­ду эти­ми дата­ми, вклю­ча­ют вре­мя стран­ствия евре­ев по пустыне (40 лет) и рас­хож­де­ние меж­ду пред­по­ла­га­е­мы­ми дата­ми рож­де­ния Мои­сея: одни иссле­до­ва­те­ли отно­сят его рож­де­ние к 1551 г. до Р.Х., дру­гие — к 1525 г.… 
 
Древ­ность кни­ги моти­ви­ру­ет боль­шой ряд труд­но­стей, свя­зан­ных с чте­ни­ем и истол­ко­ва­ни­ем кни­ги Бытия. 
Дан­ные “про­бле­мы” пре­крас­но про­ком­мен­ти­ро­вал иудей­ский фило­соф и бого­слов Моше­бен Май­мон (Май­мо­нид, 1135–1204 гг.), чьи тру­ды ока­за­ли вли­я­ние на таких мыс­ли­те­лей, как Фома Аквин­ский и Спи­но­за: “Вся­кий раз, как в наших кни­гах встре­ча­ет­ся исто­рия, реаль­ность коей кажет­ся невоз­мож­ной, повест­во­ва­ние, кото­рое про­ти­во­ре­чит… здра­во­му смыс­лу, мож­но быть уве­рен­ным, что сия исто­рия содер­жит ино­ска­за­ние, скры­ва­ю­щее глу­бо­ко пота­ен­ную исти­ну; и чем боль­ше несо­от­вет­ствие бук­вы, тем глуб­же муд­рость духа”. Ины­ми сло­ва­ми, читая Свя­щен­ное Писа­ние, сле­ду­ет зада­вать­ся вопро­сом “поче­му?” (“для чего это сде­ла­но?”), а не “как?” (“как это воз­мож­но?”). На послед­ний вопрос суще­ству­ет ответ, общий как для Вет­хо­го, так и для Ново­го Заве­тов, — нет ниче­го невоз­мож­но­го для Бога. 
 
Гово­ря о труд­но­стях истол­ко­ва­ния, пред­став­ля­ет­ся целе­со­об­раз­ным отме­тить лишь те момен­ты, кото­рые исполь­зу­ют­ся нега­тив­ной кри­ти­кой для раз­лич­но­го рода спе­ку­ля­ций. 
 
К подоб­ным момен­там отно­сят­ся точ­ки сопри­кос­но­ве­ния кни­ги Бытие с древни­ми лите­ра­тур­ны­ми памят­ни­ка­ми (в част­но­сти, “Поэ­мой о Гиль­га­ме­ше”, Шумер, III тыс. до Р.Х.). Сле­ду­ет сра­зу заме­тить, что было бы куда более стран­ным, если бы кни­га Бытие пол­но­стью выпа­ла из исто­рии чело­ве­че­ства и его куль­ту­ры. Мои­сей писал для людей, и Боже­ствен­ные откро­ве­ния он изла­гал в кон­тек­сте исто­рии чело­ве­че­ства, осве­щая клю­че­вые момен­ты этой исто­рии све­том Боже­ствен­ной исти­ны. В каче­стве при­ме­ра обра­тим­ся к исто­рии о Все­мир­ном пото­пе, кото­рый не толь­ко явля­ет­ся науч­но досто­вер­ной исти­ной, но и в худо­же­ствен­но пере­осмыс­лен­ной фор­ме нашел свое отра­же­ние в лите­ра­тур­ных тра­ди­ци­ях прак­ти­че­ски всех наро­дов. Если же вспом­нить о куль­тур­но-язы­ко­вой общ­но­сти людей после­по­топ­но­го пери­о­да, о кото­рой гово­рит Биб­лия (Быт. 11,1) и кото­рая под­твер­жда­ет­ся дан­ны­ми линг­ви­сти­ки и архео­ло­гии, то опять же в боль­шей сте­пе­ни заслу­жи­ва­ют вни­ма­ния при­чи­ны рас­хож­де­ния в изло­же­нии раз­ны­ми исто­ри­ка­ми одно­го и того же фак­та, чем те момен­ты, где это рас­хож­де­ние отсут­ству­ет. Сов­па­де­ния же неко­то­рых поло­же­ний биб­лей­ско­го уче­ния о Боге и мире, изло­жен­но­го в кни­ге Бытие, с пред­став­ле­ни­я­ми язы­че­ских наро­дов не долж­ны вызы­вать ника­ких про­блем у чело­ве­ка, вдум­чи­во чита­ю­ще­го Биб­лию, посколь­ку кни­га Бытие целе­на­прав­лен­но и после­до­ва­тель­но про­во­дит мысль о Боге как Еди­ном Источ­ни­ке истин­но­го зна­ния и откро­ве­ния. Более того, кни­га Бытие под­чер­ки­ва­ет, что в лице Ада­ма, Ноя и Мель­хи­се­де­ка чело­ве­че­ство име­ло еди­ное и общее для всех откро­ве­ние Божье. 
 
Кни­га Бытие содер­жит непо­сред­ствен­ное откро­ве­ние Божье, запи­сан­ное чело­ве­ком, это откро­ве­ние полу­чив­шим. Меж­ду откро­ве­ни­ем и его пись­мен­ной фик­са­ци­ей лежит мини­маль­но корот­кий про­ме­жу­ток вре­ме­ни, что гаран­ти­ру­ет досто­вер­ность откро­ве­ния и его сохран­ность от иска­же­ний. Кни­га Бытие содер­жит мно­го про­ро­честв об Иису­се Хри­сте — Иску­пи­те­ле, обе­щан­ном Богом все­му чело­ве­че­ству. Тол­ко­ва­ние этих про­ро­честв тре­бу­ет глу­бо­ко­го осмыс­ле­ния сим­во­ли­че­ской систе­мы Пер­вой кни­ги Мои­сея, тем более что эта сим­во­ли­ка про­хо­дит через весь Вет­хий Завет к Ново­му. 
 
к сло­ву ска­зать … 
 
Отку­да в совре­мен­ном рус­ском язы­ке появи­лось сло­во «ЗДАНИЕ»? В Ста­ро­сла­вян­ском язы­ке был гла­гол «зьда­ти», свя­зан­ный с «зьдъ» – «гли­на», и он зна­чил «лепить, стро­ить из гли­ны». Когда в Биб­лии гово­рит­ся, что «Бог съзь­да Ада­ма», это и зна­чит «выле­пил из гли­ны, сле­пил». Отсю­да воз­ник­ло целое гнез­до слов: «зод­чий, зда­ние, сози­дать, создавать».