Что делать? (про­по­ведь 20.05.2010)

Про­шли празд­ни­ки, как гово­рят: «отзву­ча­ли фан­фа­ры»… Пас­ха, потом Тро­и­ца – день Рож­де­ния Церк­ви. Но в созна­нии все еще оста­ет­ся вопрос, кото­рый в день Тро­и­цы после про­по­ве­ди апо­сто­ла Пет­ра про­зву­чал из уст мно­го­ты­сяч­ной тол­пы: «Что нам делать, мужи бра­тья?». Може­те пред­ста­вить три тыся­чи чело­век: шум, гам, кри­ки? Но всех инте­ре­су­ет один и тот же вопрос: «Что нам делать?».

Все мы слы­ша­ли и зна­ем об Иуде Иска­ри­о­те, кото­рый по-сво­е­му отве­тил на этот вопрос. Дело было так: сна­ча­ла он ходил вме­сте со Хри­стом, потом он Его пре­дал, а осо­знав свою вину, пошел к свя­щен­ни­кам, что­бы най­ти ответ на этот вопрос, но те ска­за­ли: «что нам до того? смот­ри сам» (Мат­фея 27:4). Он так и посту­пил – пошел и удавился…

Про­шло 2 тыся­чи лет… но вопрос «что делать?» зада­ет­ся и сего­дня. Нет ни одно­го, кто бы ни зада­вал себе, или обще­ству, или небу одна­жды: «что делать?» 150 лет назад Чер­ны­шев­ский напи­сал свой роман «Что делать?», нахо­дясь в оди­ноч­ной каме­ре Алек­се­ев­ско­го раве­ли­на Пет­ро­пав­лов­ской кре­по­сти, и в обще­стве не оста­лось людей, рав­но­душ­ных к это­му вопро­су и к рома­ну. Обыч­но любое про­из­ве­де­ние интри­гу­ет сво­им назва­ни­ем и частич­но рас­кры­ва­ет его тему. Н.С.Лесков писал: «О романе Чер­ны­шев­ско­го тол­ко­ва­ли не шёпо­том, не тиш­ком,— но во всю глот­ку в залах, на подъ­ез­дах, за сто­лом г‑жи Миль­брет и в под­валь­ной пив­ни­це Штен­бо­ко­ва пас­са­жа. Кри­ча­ли: „гадость“, „пре­лесть“, „мер­зость“ и т.п.— все на раз­ные тоны» («Север­ная пче­ла». 1863. №142). Но сего­дня речь идет не о романе Чер­ны­шев­ско­го, но о вопро­се, кото­рый себе зада­ет чело­век, как инди­ви­ду­ум. Один и тот же вопрос: «Что делать?». Ребе­нок пада­ет в лужу, вста­ет и дума­ет: «Что же теперь делать?» Муж изме­нят жене – вста­ет тот же вопрос. Чело­век лома­ет ногу, или его уку­сил клещ, или где-то про­рва­ло неф­тя­ную сква­жи­ну, – зву­чит один и тот же вопрос: «что делать?»… Раз­ные про­бле­мы, раз­ное горе – вопрос один.

Пара­диг­мы Биб­лей­ско­го реше­ния в Вет­хом Завете.

Так как этот фило­соф­ский вопрос зани­мал раз­лич­ных мыс­ли­те­лей, рели­ги­оз­ных дея­те­лей, про­ро­ков, я хотел бы обра­тить ваше вни­ма­ние сего­дня, доро­гие дру­зья, на неко­то­рые Биб­лей­ских при­ме­ры, кото­рые пока­зы­ва­ют, к како­му реше­нию при­хо­ди­ли про­ро­ки и цари, зада­ва­ясь этим вопросом.

Итак, в кни­ге Исход, 17 гла­ве рас­ска­зы­ва­ет­ся, как изра­иль­ский народ, нахо­дясь в пустыне, начал уко­рять сво­е­го вождя и про­ро­ка Мои­сея. У них не было воды. Народ роп­тал на Мои­сея, гово­ря: «Зачем ты вывел нас из Егип­та, умо­рить жаж­дою нас и детей наших и ста­да наши?» (стих 3). И возо­пил Мои­сей к Гос­по­ду и ска­зал: «Что мне делать с наро­дом сим? Еще немно­го и побьют меня кам­ня­ми». Мои­сей, не знал, что ему делать, но он знал к Кому ему нуж­но обра­тить­ся. К Богу. «И ска­зал Гос­подь Мои­сею: прой­ди перед наро­дом, и возь­ми с собою неко­то­рых из ста­рей­шин Изра­иль­ских, и жезл твой, кото­рым ты уда­рил по воде, возь­ми в руку твою, и пой­ди; вот, Я ста­ну пред тобою там, на ска­ле в Хори­ве, и ты уда­ришь в ска­лу, и пой­дет из нее вода, и будет пить народ. И сде­лал так Мои­сей в гла­зах ста­рей­шин Изра­иль­ских» (стих 5,6) Мои­сей не стал искать, иссле­до­вать пути выхо­да из сло­жив­шей­ся ситу­а­ции, он про­сто обра­тил­ся к Богу и полу­чил ответ. Мой доро­гой друг, если ты не зна­ешь что делать? Запом­ни: есть выход – про­сто обра­тись к Богу.

Еще один при­мер, кото­рый остав­лен для нас в 1 кни­ге Царств 28 гла­ве, где речь идет о царе Сау­ле. Саул и народ изра­иль­ский вое­ва­ли с фили­стим­ля­на­ми, и при­шел день и час, когда Саул не знал, что ему делать, и он обра­тил­ся к Аэн­дор­ской вол­шеб­ни­це, кото­рая вызва­ла из мерт­вых про­ро­ка Саму­и­ла. В 15 сти­хе чита­ем: «И ска­зал Саму­ил Сау­лу: для чего ты тре­во­жишь меня, что­бы я вышел? И отве­чал Саул: тяже­ло мне очень; Фили­стим­ляне вою­ют про­тив меня, а Бог отсту­пил от меня, и более не отве­ча­ет мне ни чрез про­ро­ков, ни во сне, [ни в виде­нии]; пото­му я вызвал тебя, что­бы ты научил меня, что мне делать.» «И ска­зал Саму­ил: для чего же ты спра­ши­ва­ешь меня, когда Гос­подь отсту­пил от тебя и сде­лал­ся вра­гом твоим?…предаст Гос­подь Изра­и­ля вме­сте с тобою в руки Фили­стим­лян: зав­тра ты и сыны твои буде­те со мною, и стан Изра­иль­ский пре­даст Гос­подь в руки Фили­стим­лян. Тогда Саул вдруг пал всем телом сво­им на зем­лю, ибо силь­но испу­гал­ся слов Саму­и­ла…». Дру­зья, авто­ри­те­том для чело­ве­ка в его жиз­ни не долж­ны быть кол­ду­ны и экс­тра­сен­сы, чре­во­ве­ща­те­ли и вызы­ва­те­ли мерт­вых, но живой, истин­ный и все­гда отве­ча­ю­щий Бог.

Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит (Откро­ве­ние 21:8), что решать вопрос «что делать?» нуж­но не с чаро­де­я­ми и мерт­вы­ми, но с Богом.

Еще одна исто­рия, о кото­рой мы чита­ем в 4 кни­ге Царств, 6 гла­ве, где гово­рит­ся о про­ро­ке Ели­сее и его слу­ге. Исто­рия эта повест­ву­ет о том, как царь Сирий­ский пошел вой­ною на Изра­иль­тян. И окру­жил город Дофа­им, где нахо­дил­ся Ели­сей и его слу­га. Слу­га не видел того воин­ства небес­но­го, кото­рое видел про­рок Божий Ели­сей, а видел толь­ко мно­го­чис­лен­ное Сирий­ское вой­ско вокруг горо­да, коней и колес­ни­цы. И в стра­хе обра­тил­ся к про­ро­ку Ели­сею и ска­зал: «Что нам делать?». «И ска­зал он: не бой­ся, пото­му что тех, кото­рые с нами, боль­ше, неже­ли тех, кото­рые с ними. И молил­ся Ели­сей, и гово­рил: Гос­по­ди! открой ему гла­за, чтоб он уви­дел. И открыл Гос­подь гла­за слу­ге, и он уви­дел, и вот, вся гора напол­не­на коня­ми и колес­ни­ца­ми огнен­ны­ми кру­гом Ели­сея». (16,17 сти­хи). Ели­сей молил­ся Богу, что­бы Бог открыл его бли­жай­ше­му помощ­ни­ку, его слу­ге, что этот вопрос был толь­ко в его созна­нии, и толь­ко по одной при­чине: он не видел того, что может видеть толь­ко пре­дан­ный Богу чело­век, и это может открыть толь­ко Бог. Эта Биб­лей­ская исто­рия — при­мер того, как мы можем помочь сво­е­му дру­гу или ближ­не­му, когда у них вста­ет вопрос «что делать?».

Новый Завет о реше­нии проблемы.

Каса­ясь Вет­хо­го Заве­та, мы обра­ти­ли наше вни­ма­ние на царей и на про­ро­ков, и у чита­те­ля может создать­ся такое впе­чат­ле­ние, что этим вопро­сом могут задать­ся толь­ко люди, отве­ча­ю­щие за обще­ство, наро­ды и стра­ны. Но давай­те «опу­стим­ся на зем­лю», и обра­тим­ся к Ново­му Заве­ту, к Еван­ге­лию от Луки, 3 гла­ве. Ско­рей все­го, вы зна­е­те, кто такой был Иоанн Кре­сти­тель, поэто­му мы воз­дер­жим­ся от того, что­бы рисо­вать его порт­рет. Напом­ним лишь, что это послед­ний из про­ро­ков Вет­хо­го Заве­та, о кото­ром Иса­ия ска­зал, что он «глас вопи­ю­ще­го в пустыне для при­го­тов­ле­ния пути Гос­по­ду» ( Иса­ия 43). Во дни его слу­же­ния, когда он про­по­ве­до­вал на бере­гах Иор­да­на, под­хо­ди­ли к нему люди с раз­лич­ны­ми вопро­са­ми. В 10 сти­хе напи­са­но: «спра­ши­вал его народ: что нам делать?» В 12 сти­хе чита­ем: «при­хо­ди­ли мыта­ри и спра­ши­ва­ли: что нам делать?» В 14 сти­хе гово­рит­ся: «так­же и вои­ны под­хо­ди­ли и спра­ши­ва­ли: «а нам что делать?». И всем им Иоанн пояс­нял: «у кого есть пища и одеж­да — дай неиму­ще­му», мыта­рям: «не тре­буй­те более опре­де­лен­но­го вам», а вои­нам ска­зал: «не оби­жай­те, не кле­ве­щи­те и доволь­ствуй­тесь сво­им жало­ва­ни­ем». Иоанн учил всех этих людей посту­пать исклю­чи­тель­но по Божьим принципам.

В Еван­ге­лии от Иоан­на 11 гла­ве 47 сти­хе напи­са­но, что даже свя­щен­ни­ки зада­ва­лись вопро­сом: «что нам делать?» В 9 и 22 гла­вах Дея­ний апо­сто­лов рас­ска­зы­ва­ет­ся об обра­ще­нии апо­сто­ла Пав­ла, и в обо­их слу­ча­ях зву­чит один и тот же вопрос. В 9 гла­ве Павел зада­ет пер­вый вопрос Богу: «Кто Ты, Гос­по­ди?», а вто­рой, в тре­пе­те и ужа­се: «что пове­лишь мне делать?» А вот в 22 гла­ве Павел, рас­ска­зы­вая о сво­ей встре­че со Хри­стом, объ­яс­ня­ет немно­го по-дру­го­му: «Тогда я ска­зал: Гос­по­ди! что мне делать? Гос­подь же ска­зал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе ска­за­но будет все, что назна­че­но тебе делать» (10 стих). Пер­вое, что при­хо­дит к нам в голо­ву: муж Божий, име­ю­щий «боль­шую уче­ность» не может поз­во­лить себе подоб­ный вопрос. Но все мы люди, и все мы смерт­ные, поэто­му Павел напи­сал имен­но так, как он это заявил Гос­по­ду: «что мне делать?». Но мне кажет­ся, суть заклю­ча­ет­ся не в самом вопро­се, кото­рый нас инте­ре­су­ет, но «изю­мин­ка» нахо­дит­ся во вто­рой части это­го сти­ха, в отве­те Гос­по­да, Кото­ро­му направ­ля­ет свой вопрос Павел. Посмот­ри­те на гла­го­лы: встань и иди. Посмот­ри­те на цель – Гос­подь ука­зы­ва­ет цель — Дамаск: имен­но «там тебе будет сказано».

Мы долж­ны научить­ся слу­шать Гос­по­да. Вопрос мы все­гда можем задать. А вот слы­шать голос Гос­по­да нам нуж­но учить­ся так, как когда-то учил­ся Саму­ил (1 кни­га Царств, 3 гла­ва, 7 стих): «Саму­ил еще не знал тогда голо­са Гос­по­да, и еще не откры­ва­лось ему сло­во Гос­подне». Но при­шло вре­мя, когда Саму­ил услы­шал и ска­зал: «Гово­ри, Гос­по­ди, ибо слы­шит раб Твой ». Воз­вра­ща­ясь к апо­сто­лу Пав­лу, думаю, что в отве­те Гос­по­да про­сле­жи­ва­ет­ся ожи­да­ние и тер­пе­ние, что­бы испол­нить волю Божию и полу­чить обе­щан­ное (Евре­ям 10 гла­ва 36 стих). Но самой глав­ной и доми­ни­ру­ю­щей иде­ей в этом сти­хе явля­ет­ся то, что Бог ска­зал Пав­лу: «Иди, и ска­за­но будет тебе,- что назна­че­но тебе делать». Пола­гаю, что это потря­са­ю­щее сло­во долж­но быть при­ят­но каж­до­му христианину.

Ува­жа­е­мый друг, если ты еще не полу­чил ответ – разу­ме­ет­ся, от Гос­по­да – на вопрос «что делать?» или «что тебе делать?», обра­тись к Тому, Кто может дать тебе на него ответ. Ответ, созвуч­ный отве­ту Пав­ла: «что назна­че­но тебе делать. Что назна­че­но тебе от Бога». И тогда каж­дый из нас смо­жет пра­виль­но осо­знать свое пред­на­зна­че­ние, живя здесь, на этой зем­ле. А пред­на­зна­че­ние наше есть испол­не­ние воли Божьей. «Иисус ска­зал: вот дело Божие, что­бы вы веро­ва­ли в Того, Кого Он послал» (Иоан­на 6 гла­ва 29 стих).

В Тро­и­цу, в день рож­де­ния Церк­ви, когда апо­стол Петр про­из­нес сло­ва собра­нию Изра­иль­тян и ска­зал: «Бог соде­лал Гос­по­дом и Хри­стом это­го Иису­са, Кото­ро­го вы рас­пя­ли», людям ста­ло страш­но, но они не посту­пи­ли так, как посту­пил Иуда. Они искрен­но обра­ти­лись к Пет­ру с вопро­сом «что нам делать?» И Петр отве­тил: «покай­тесь, и да кре­стит­ся каж­дый из вас во имя Иису­са Хри­ста для про­ще­ния гре­хов; и полу­чи­те дар Свя­та­го Духа… Итак охот­но при­няв­шие сло­во его кре­сти­лись, и при­со­еди­ни­лось в тот день душ око­ло трех тысяч».

Доро­гой друг, что бы ни слу­чи­лось в тво­ей жиз­ни, может быть, ты упо­треб­ля­ешь нар­ко­ти­ки и не зна­ешь что делать, а может быть, ты поте­рял близ­ких, может быть, тебя уво­ли­ли с рабо­ты, может быть, от тебя отвер­ну­лись все твои дру­зья и ты дума­ешь, что ты остал­ся совсем один в этом мире, или у тебя не полу­ча­ет­ся с уче­бой … И в тво­ем созна­нии вновь и вновь зву­чит этот вопрос: «что делать?» … Не забудь, твоя участь в этом мире зави­сит от Бога! Задай имен­но Ему этот вопрос!

Епи­скоп А.И. Корабель