Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.
(1Тим.2:1–4)
Апостол Павел пророчески рекомендует молодому служителю церкви Тимофею и всем христианам творить молитвы, прошения, моления, благодарения за всех людей. Святая Церковь принадлежит Господу и предназначена быть благословением для человечества, чтобы воля Божия свершалась и на земле, как на небе. Этот совет апостола особенно актуален в контексте темы о пробуждении на Новгородчине. По мнению Павла, всякий живущий имеет надежду на спасение и в этом усматривается воля Господня.
Далее апостол акцентирует внимание на том, чтобы верующие предстояли в молитве за царей и всех начальствующих, так как в этом нуждаются и власть имущие, и народ, и церковь. На это существует целый ряд причин:
– Люди, обладающие властью, зачастую определяют политику, экономику, законы… Поэтому они, как никто другой, нуждаются в молитвенной поддержке, чтобы мудро управлять народом.
– Представители всех ветвей власти, начиная от президента и заканчивая главами администраций, ежедневно принимают десятки важных решений, и очень важно, чтобы эти решения не противоречили Божьим заповедям.
– Нужно, чтобы уровень компетентности начальствующих был бы на должной высоте и они не становились бы препятствием в деле Божием, как к сожалению, еще часто случается в нашем Отечестве.
– Предвзятость и религиозно-конфессиональная неприязнь препятствует определенной категории руководителей исполнять законы. Толерантность должна быть реальностью нашего демократичного общества, а не модным словцом. Предпочтение одной конфессии другой неминуемо ведет к религиозной нестабильности, неравным возможностям и ущемлению прав человека в нашем (и без того неспокойном) обществе.
Апостол Павел был прекрасно осведомлен о нарушении законности в Римской Империи и все же он не проводит никаких различий между правителями мудрыми и неразумными, нравственными и аморальными, милосердными и жестокими, а только просит Церковь молитвенно предстоять за власть имеющих. Император Нерон был яростным противником Церкви, инициатором поджога Рима, вину же он свалил на христиан. Нерон — убийца христиан — не пощадил и собственной матери, возведшей его на престол. Апостол Павел просит верных последователей Христа молиться и за таковых, так как Божьи люди призваны благословлять, а не проклинать. И, как это не парадоксально, именно в период гонений Нерона Церковь возрастала, и, к бесславному концу его правления, Евангелие Христа распространилось по всей Римской Империи. Пробуждение коснулось и кесарева дома, и претории (гвардия), и многие из окружения царского искренне уверовали в Спасителя.
Христианам современной России должно молиться за руководство страны и возвещать имя Господне, чтобы Держава наша, претендующая на общество демократическое, возродилась и стала действительно христианской.
Диакон Новгородской церкви Шульц Л.В.