“Поэзия Кольцова — это деревня нашей литературы”, — писал литературный критик 20 века Ю. Айхенвальд. И действительно, стихи его — о деревне, о пашне, о хлебе, и даже это не стихи, а песни, коротенькие строки без рифм или с наивными, как он сам, рифмами песни, которыми сын полей и должен сопровождать свою чистую работу. Их читают в начальной школе, а потом забывают и их, и поэта. Между тем Кольцов оказал большое влияние на развитие русской литературы, т. к. отразил внутренний мир простого человека в формах самой народной поэзии. И почти никто, в том числе и педагоги, не знают, что главная тема творчества Кольцова, тема хлебороба, неразрывно связана с темой Творца всего, что есть в этом мире:
Кольцов — крестьянин и христианин. Питание мира — хлеб. О небе говорит земля, если бросаешь в нее горсти семян. Страстно и много молится он тому, кто хлеб посылает:
Он испытывает горячую благодарность к Богу-Хлебодару за эти светлые волны желтеющего хлеба. Они — главное и лучшее, что есть на свете, и самый свет, по мысли поэта, ради них, собственно и существует. Пусть знает пахарь, что Бог уродит, он радуется поприщу Божьего дела, неистощимой житнице зерна. И не может быть далек от людей и от земли Бог, коль скоро Он отечески посылает дождь и ведро, для того чтобы уродился хлеб.
Только о хлебе разговаривают, например, на пирушке:
В благодарной душе поэта зародилась “сладостная молитва” при зрелище нивы, от присутствия хлеба, питающего мир, и она сохранилась навсегда у пахаря, на деле уже не пашущего, но сердцем преданного полю. Кольцов, конечно же, думал и о мире, о его несовершенстве, впадал в уныние, искал ответы на свои вопросы и не найдя, оставил все как есть: Нет Богу вопроса, — Нет меры ему.
Он проникновенно, тепло молится, “на святое Провидение положился” он давно, под крестом его могила, на кресте его любовь. Он религиозен. Но свои колени он склоняет, молясь Творцу, перед иконой, а не с Библией в руках. Может быть, поэтому благоговейно-ласковый упрек, и вечерняя молитва звучит грехом:
Поэт не знает той веры, которая бросит луч “в темь и загадку могилы”. Поэтому в душе Кольцова возник надлом, отразившийся в его поэзии, и он ушел из жизни в 1842 году обиженный, обманутый, с горечью и беспомощной тоской.
Л. Н. Заболотская, п. Пролетарский