Баро­нес­са Вар­ва­ра-Юлия Крюденер

И вот в это самое вре­мя яви­лась на сце­ну жен­щи­на, сыг­рав­шая круп­ную роль в миро­со­зер­ца­нии Алек­сандра. Это была худень­кая, боль­шегла­зая писа­тель­ни­ца — баро­нес­са Крю­де­нер. Она яви­лась перед ним, как про­рок, — с поуче­ни­я­ми и обли­че­ни­я­ми. Она объ­яс­ни­ла ему, поче­му душа его мятежна. 
— Созна­ние сла­бо­стей и минут­ное рас­ка­я­ние в сво­их преж­них гре­хах не явля­ют­ся искуп­ле­ни­ем,— ска­за­ла она: и поэто­му не могут успо­ко­ить вели­кую душу.
– Что же может успо­ко­ить ее? — спро­сил государь.
— Пол­ное пока­я­ние. Надо подой­ти непо­сред­ствен­но к Хри­сту, сми­рить­ся подоб­но мыта­рю и откры­то назвать себя вели­ким греш­ни­ком. И тогда вы най­де­те уте­ше­ние у живо­тво­ря­ща­го Креста.
Она гово­ри­ла дол­го, гово­ри­ла суро­во, настой­чи­во. Она себя назва­ла вели­кой греш­ни­цей и ска­за­ла, что нашла все­про­ще­ние у ног Иисуса.
Госу­дарь гово­рил, что в душу его точ­но вни­кал ост­рый меч. Он пла­кал, опу­стив голо­ву на руки.
— Про­сти­те, госу­дарь, — закон­чи­ла она: — я толь­ко испол­ни­ла свой долг, открыв перед вами вели­кие истины.
Алек­сандр креп­ко пожал ее руки.
— Не бой­тесь, — ска­зал он: — сло­ва ваши в моем серд­це. Я откры­ваю в себе то, чего не заме­чал рань­ше· Про­шу вас не поки­дать меня.
И Крю­де­нер более его не поки­да­ла. Ее бесе­ды нуж­ны были Алек­сан­дру, как воз­дух. Мисти­че­ски настро­ен­ная, глу­бо­ко рели­ги­оз­ная, она зара­зи­ла и его сво­им мистицизмом.
Сила молит­вы, кото­рую про­по­ве­до­ва­ла Крю­де­нер, нашла стран­ное при­ме­не­ние у Алек­сандра. Когда в спо­рах с ино­стран­ны­ми дипло­ма­та­ми он рас­хо­дил­ся во мне­ни­ях, то вме­сто того, что­бы убеж­дать их, он начи­нал про себя читать молит­ву. И души их начи­на­ли мяк­нуть, про­свет­лять­ся, делать­ся чело­веч­нее и посте­пен­но скло­нять­ся на его сторону.
Образ мыс­лей Алек­сандра все более и более при­ни­мал апо­ка­лип­си­че­ский харак­тер. Крю­де­нер и Голи­цын вери­ли оди­на­ко­во как в Бога, так и в «гения зла».