Слова этого гимна отражают реальную библейскую историю: Господь наш, Иисус Христос, был распят на холме между двумя разбойниками, о чем и говорится во всех четырех Евангелиях. Таким образом исполнилось пророчество Исайи: “и к злодеям причтен был” (Ис. 53,12).
Один из распятых вместе со Христом злословил Иисуса, другой же, напротив, унимал его. Этот другой осознавал, что его наказание – справедливо; Христос же страдает, не сделав ничего худого. Этот другой, хотя и прожил жизнь разбойником, увидел в распятом на кресте человеке Спасителя. То, что Иисус висит рядом с ним не из-за преступлений, подсказало сердцу, что такой праведный человек не попадет в ад. Разбойник видит последнюю надежду для своего спасения: рядом с ним человек, который через несколько часов будет в раю, предстанет перед Богом. Что, если он замолвит о нем словечко? Что, если этот праведный Иисус уговорит Бога вспомнить и о нем, разбойнике?
— Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!
Господь Иисус, Ты праведен, Ты творил на земле такие удивительные дела, Ты сделал столько добра, что Ты, несомненно, посланник Царствия Небесного. И теперь Ты умираешь рядом со мной несправедливо:
— Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!
Услышал ли Его Иисус?
— Услышал и спас:
— Ныне же будешь со Мною в раю, — ответил разбойнику Спаситель.
Можно ли казненному, умирающему человеку принести большее утешение? О, милосердный Иисус Христос! Даже страдая на кресте, ты принес утешение своему ближнему.
Судьба другого разбойника ужасна. В свои последние минуты жизни он хулил Христа. Казалось бы, какая тебе радость, что ты унижаешь такого же несчастного, как ты сам?
Но этот человек нашел свое утешение, глумясь над Спасителем, и потому не был утешен сам.
Когда Иисус Христос умер, на землю опустилась тьма. Эту тьму нельзя считать следствием солнечного затмения или пытаться объяснить ее каким-либо другим естественным способом. Она не была обычным природным явлением, она была сверхъестественной. Интересно, что за много лет до прихода Спасителя на землю уже опускалась сверхъестественная тьма, такого удивительного свойства, что ее можно было даже осязать. Это было во время Египетских казней. И вот снова тьма обнимает землю, неся с собой ужас для всего живого.
А в Иерусалимском храме, в это самое время смерти Иисуса, завеса, отделяющая Святое Святых от взоров молящихся, раздирается на две части. Раздирается нечеловеческой силой во знамение того, что эта святая смерть открывает людям доступ к Богу.
Анализировавшие греческие оригинальные тексты Евангелий указывали на то, что ни один из евангелистов не говорит о смерти Иисуса теми словами, которыми он рассказал бы о любой другой смерти.
Люди, присутствовавшие на этой казни, возвращались, бия себя в грудь — что являлось знаком скорби и раскаяния. Хотя значительная часть народа и пришла к месту казни просто в поисках развлечения, смерть Иисуса заставила их о многом задуматься.
Снятое со креста Тело Христа положили во гробе, в котором никто еще не был положен.
Вырубленные в скалах гробницы обычно служили местом захоронения сразу нескольких человек. Такие гробницы обычно служили семейными усыпальницами, поэтому евангелист Лука особо подчеркивает, что эта гробница была пуста. Смерть Иисуса не имела себе подобных. Именно это обстоятельство и подчеркивается отсутствием в гробнице других умерших. Поэтому Того, Кто воскрес из этой гробницы, нельзя ни с кем перепутать.
Все евангелисты описывают события, последовавшие за воскресением, но никто из них ничего не говорит о том, как совершилось само воскресение. Рассказы всех четырех сходятся в следующем: утром третьего дня гробница оказалась пустой; первыми свидетелями чуда стали женщины; ученики не сразу и с трудом поверили в воскресение Учителя.
Мы имеем свидетельства того, что Иисус воскрес уже не в похожей на нашу бренную плоть. Так, Он неожиданно предстал перед учениками в комнате, и Ему даже не помешала войти запертая дверь. Воскресший принес неоспоримые доказательства того, что это – Он. На Его руках и ногах можно было увидеть раны от гвоздей, которыми Его прибили ко кресту.