В жизни святого апостола Павла множество удивительных моментов. Один из них – история его обращения ко Христу. Из Библии нам известно, что вначале своего пути он даже и не помышлял о том, что когда-нибудь встанет на путь «назорейской ереси», – так называлось тогда христианство. В одном из посланий он написал о себе: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный» (Фил.3:5,6).
Выражение «последующих сему учению» в другом переводе звучит как “стоящих на этом пути”. Слово “путь” указывает, что христианское движение состоит из последователей Иисуса, Который Сам есть Путь (см. Евангелие от Иоанна 14,6). Преображение Савла тоже произойдет на пути, на котором встретится ему Иисус Христос.
Первый раз мы встречаемся с Павлом, точнее тогда еще юношей Савлом, в книге Деяний Св. Апостолов, 7 главе. Оказывается, будущий апостол Иисуса Христа участвовал в убиении одного из вернейших учеников первой Церкви, мученика во Имя Христово, Стефана. Савл, как следует из книги, стерег одежды тех, которые побивали камнями святого Стефана. Как истинный фарисей, Савл ненавидел новую ересь и всячески пытался ее искоренить. «.. дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба» (Деян.9:1–3).
Свет этот был сверхъестественный, более яркий, чем свет южного солнца. Савл услышал голос с небес: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?»
Говоривший с неба не отделил учеников от себя: гонение на них означало гонение на Самого Иисуса.
«Кто Ты, Господи?» – отвечает вопросом на вопрос будущий апостол. Греческое слово “кириос” может быть употреблено в значении “Господь” (Владыка Небесный) и “господин”, “сударь” (вежливое, уважительное обращение). Хотя Савл только начинал понимать, кто такой Иисус на самом деле, ярчайший свет и голос с неба, вероятно, заставили его употребить слово “кириос” в его божественном значении – Господь.
Люди, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос. Спутники Павла слышали некие звуки, но не могли понять значение слов.
От увиденного света апостол ослеп на время и потому был приведен за руки в Дамаск. Там он три дня «не видел, и не ел, и не пил», пока к нему не пришел посланный от Бога ученик Иисуса Христа по имени Анания.
Господь обратился к этому ученику в видении и сказал ему: «встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел».
Анания слышал о всех делах Савла, как тот гнал церковь Божью и сколько зла сделал святым Божьим в Иерусалиме, и потому дерзнул воспротивиться Богу. Но Господь «сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое».
Анания поспешил и пришел в дом, в котором находился ослепший «фарисей из фарисеев»:
«Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа».
Это было еще одно подтверждение того, что все, что случилось с Савлом на пути в Дамаск, было реальностью.
«И тотчас как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был Савл несколько дней с учениками в Дамаске».
Так был обращен в христианскую веру самый, пожалуй, ревностный апостол, который будет называть себя «апостолом язычников» – наш с вами апостол.