Бла­го­да­ре­ние в нашей жизни

С чего начи­на­ет­ся жизнь хри­сти­а­ни­на? С пока­я­ния! И когда чело­век чув­ству­ет, что груз его преж­них гре­хов упал с плеч, уста сами собой напол­ня­ют­ся бла­го­да­ре­ни­ем за толь­ко что пере­жи­тую милость. А даль­ше? А даль­ше нуж­но учить­ся жить по вере, жить так, как нико­гда рань­ше не жил. При этом те чув­ства, кото­рые пере­жил чело­век в день сво­е­го обра­ще­ния, со вре­ме­нем при­туп­ля­ют­ся, более того, появ­ля­ют­ся про­бле­мы, кото­рых рань­ше не было и кото­рые нуж­но решать. Но при этом чув­ство бла­го­дар­но­сти Богу не долж­но поки­дать чело­ве­ка, наобо­рот, бла­го­да­ре­ние долж­но стать повседневностью.

Апо­стол Павел напи­сал: «За все бла­го­да­ри­те: ибо тако­ва о вас воля Божия во Хри­сте Иису­се» (1 Фес. 5:18). Как же не утра­тить это чув­ство бла­го­дар­но­сти? Что­бы нам луч­ше понять пове­ле­ние апо­сто­ла все­гда бла­го­да­рить, сле­ду­ет его рас­смот­реть в кон­тек­сте всей гла­вы. В этой гла­ве чуть выше ска­за­но: «Умо­ля­ем так­же вас, бра­тия, вра­зум­ляй­те бес­чин­ных, уте­шай­те мало­душ­ных, под­дер­жи­вай­те сла­бых, будь­те дол­го­тер­пе­ли­вы во всем» (1 Фес. 5:14). И чуть ниже ска­за­но: «Удер­жи­вай­тесь от вся­ко­го рода зла» (1 Фес. 5:22). Дру­ги­ми сло­ва­ми, апо­стол Павел при­зы­ва­ет веру­ю­щих к бого­угод­но­му обра­зу жиз­ни, и когда чело­век еже­днев­но испол­ня­ет волю Божью, его вера укреп­ля­ет­ся, и тогда ему есть за что бла­го­да­рить сво­е­го Создателя.

Апо­стол Павел, без­услов­но, и сам жил так, как учил, зна­чит, все­гда бла­го­да­рил сво­е­го Спа­си­те­ля. Была ли жизнь Пав­ла лег­кой? Вот что он гово­рит о себе самом: «От Иуде­ев пять раз дано мне было по соро­ка уда­ров без одно­го; три раза меня били пал­ка­ми, одна­жды кам­ня­ми поби­ва­ли, три раза я тер­пел кораб­ле­кру­ше­ние…» (2 Кор. 11:24–25). Да и само обра­ще­ние Пав­ла в хри­сти­ан­ство было с болью: на пути в Дамаск, куда он шел, что­бы при­чи­нить тамош­ним веру­ю­щим зло, его осе­нил яркий свет, в резуль­та­те чего Павел ослеп; затем Бог вер­нул ему зре­ние, но, как сле­ду­ет из Писа­ния, серьез­ные про­бле­мы со зре­ни­ем у него оста­лись на всю жизнь. Думаю, мно­гие, кто при­шел к Богу, нахо­дясь в местах лише­ния сво­бо­ды, могут уви­деть ана­ло­гию меж­ду сво­им обра­ще­ни­ем к Иису­су и Пав­ло­вым. Та боль и стра­да­ния, кото­рые при­чи­ни­ла вам тюрь­ма, заста­ви­ли вас заду­мать­ся о веч­ном, так же и Пав­лу нуж­но было ослеп­нуть, что­бы понять, что он на невер­ном пути. Ослеп­нув, Павел мог бы оже­сто­чить­ся, и тогда Бог нико­гда бы его не исце­лил, а оже­сто­че­ние рос­ло бы изо дня в день, из года в год. Так и тюрь­ма мно­гих оже­сто­ча­ет, но кто-то, нахо­дясь за решет­кой, нахо­дит спа­се­ние в Гос­по­де и выхо­дит на сво­бо­ду дей­стви­тель­но обнов­лен­ным чело­ве­ком. Да и в даль­ней­шем слу­же­ние апо­сто­ла Пав­ла сопро­вож­да­лись стра­да­ни­я­ми за веру, но он не разо­ча­ро­вы­вал­ся, напро­тив, за все бла­го­да­рил Бога.

Как я уже напи­сал выше, иметь силу и жела­ние быть бла­го­дар­ным Богу за все, мож­но лишь тогда, когда все наши дей­ствия явля­ют­ся резуль­та­том нашей веры. В рас­смот­рен­ной гла­ве это зву­чит так про­сто: удер­жи­вать­ся от зла, под­дер­жи­вать сла­бых, вра­зум­лять бес­чин­ных… Но наша хри­сти­ан­ская жизнь часто вызы­ва­ет непо­ни­ма­ние окру­жа­ю­щих, что, в свою оче­редь, может при­ве­сти к оже­сто­че­нию и гоне­ни­ям со сто­ро­ны их. Апо­стол Павел, да и дру­гие апо­сто­лы, пере­жи­ли все это. И эта исто­рия повто­ря­ет­ся из века в век: и из века в век есть после­до­ва­те­ли Хри­ста, кото­рые за все бла­го­дар­ны Богу.

В день сво­е­го обра­ще­ния, когда мы в молит­ве пока­я­ния впер­вые при­хо­дим ко Хри­сту, мы бла­го­да­рим Бога за спа­се­ние. Но после того как мы при­шли ко Хри­сту, мы долж­ны даль­ше идти за Ним. «Тогда Иисус ска­зал уче­ни­кам Сво­им: если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возь­ми крест свой, и сле­дуй за Мною» (Мф. 16:24). И в дру­гом месте Биб­лии напи­са­но: «И кто не несет кре­ста сво­е­го и идет за Мною, не может быть Моим уче­ни­ком» (Лк. 14:27). Крест — это сим­вол стра­да­ний, через кото­рые дол­жен прой­ти веру­ю­щий чело­век. Если чело­век счи­та­ет себя хри­сти­а­ни­ном, но избе­га­ет этих стра­да­ний, напри­мер, отре­ка­ет­ся от сво­их убеж­де­ний в час испы­та­ний, такой чело­век не может быть уче­ни­ком Иису­са, а зна­чит, не может рас­счи­ты­вать на спа­се­ние. Дру­ги­ми сло­ва­ми, мы долж­ны быть бла­го­дар­ны Богу все­гда и за все, даже несмот­ря на страдания.

Апо­стол Павел так­же напи­сал: «При­том зна­ем, что любя­щим Бога, при­зван­ным по Его изво­ле­нию, все содей­ству­ет ко бла­гу» (Рим. 8:28). Если все, что слу­ча­ет­ся в нашей жиз­ни, слу­жит к наше­му бла­гу, тогда вполне логич­но быть бла­го­дар­ным за все. Про­бле­ма в том, что чело­ве­ку труд­но уви­деть буду­щее бла­го в тот момент, когда боль­но. Поэто­му мы долж­ны упраж­нять­ся в вере еже­днев­но, — толь­ко так мож­но уви­деть буду­щее бла­го. Быва­ет чело­век запла­ни­ро­вал куда-то съез­дить, с нетер­пе­ни­ем ждет дня отъ­ез­да, но вдруг забо­лел, все пла­ны сорва­лись. А поз­же выяс­ня­ет­ся, что само­лет, на кото­ром дол­жен он был лететь, раз­бил­ся. Это самый про­стой, даже при­ми­тив­ный, но реаль­ный при­мер того, как болезнь может спо­соб­ство­вать буду­ще­му бла­гу. Наша же повсе­днев­ная жизнь намно­го слож­нее, но веру­ю­щий чело­век дол­жен ана­ли­зи­ро­вать все ситу­а­ции с точ­ки зре­ния Биб­лии, и тогда во мно­гих непри­ят­но­стях он уви­дит поло­жи­тель­ный исход. Ино­гда долж­но прой­ти мно­го лет, что­бы чело­век уви­дел, что какое-то собы­тие, кото­рое когда-то при­чи­ни­ло ему боль, в конеч­ном ито­ге послу­жи­ло к его бла­гу. Воля же Божья состо­ит в том, что­бы мы все­гда бла­го­да­ри­ли Его, даже тогда, когда мы не можем видеть буду­ще­го поло­жи­тель­но­го исхо­да. И такое бла­го­да­ре­ние воз­мож­но толь­ко по вере.

«И все, что вы дела­е­те, сло­вом или делом, все делай­те во имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста, бла­го­да­ря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17)

Лео­нид Каночкин