С чего начинается жизнь христианина? С покаяния! И когда человек чувствует, что груз его прежних грехов упал с плеч, уста сами собой наполняются благодарением за только что пережитую милость. А дальше? А дальше нужно учиться жить по вере, жить так, как никогда раньше не жил. При этом те чувства, которые пережил человек в день своего обращения, со временем притупляются, более того, появляются проблемы, которых раньше не было и которые нужно решать. Но при этом чувство благодарности Богу не должно покидать человека, наоборот, благодарение должно стать повседневностью.
Апостол Павел написал: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18). Как же не утратить это чувство благодарности? Чтобы нам лучше понять повеление апостола всегда благодарить, следует его рассмотреть в контексте всей главы. В этой главе чуть выше сказано: «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы во всем» (1 Фес. 5:14). И чуть ниже сказано: «Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фес. 5:22). Другими словами, апостол Павел призывает верующих к богоугодному образу жизни, и когда человек ежедневно исполняет волю Божью, его вера укрепляется, и тогда ему есть за что благодарить своего Создателя.
Апостол Павел, безусловно, и сам жил так, как учил, значит, всегда благодарил своего Спасителя. Была ли жизнь Павла легкой? Вот что он говорит о себе самом: «От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение…» (2 Кор. 11:24–25). Да и само обращение Павла в христианство было с болью: на пути в Дамаск, куда он шел, чтобы причинить тамошним верующим зло, его осенил яркий свет, в результате чего Павел ослеп; затем Бог вернул ему зрение, но, как следует из Писания, серьезные проблемы со зрением у него остались на всю жизнь. Думаю, многие, кто пришел к Богу, находясь в местах лишения свободы, могут увидеть аналогию между своим обращением к Иисусу и Павловым. Та боль и страдания, которые причинила вам тюрьма, заставили вас задуматься о вечном, так же и Павлу нужно было ослепнуть, чтобы понять, что он на неверном пути. Ослепнув, Павел мог бы ожесточиться, и тогда Бог никогда бы его не исцелил, а ожесточение росло бы изо дня в день, из года в год. Так и тюрьма многих ожесточает, но кто-то, находясь за решеткой, находит спасение в Господе и выходит на свободу действительно обновленным человеком. Да и в дальнейшем служение апостола Павла сопровождались страданиями за веру, но он не разочаровывался, напротив, за все благодарил Бога.
Как я уже написал выше, иметь силу и желание быть благодарным Богу за все, можно лишь тогда, когда все наши действия являются результатом нашей веры. В рассмотренной главе это звучит так просто: удерживаться от зла, поддерживать слабых, вразумлять бесчинных… Но наша христианская жизнь часто вызывает непонимание окружающих, что, в свою очередь, может привести к ожесточению и гонениям со стороны их. Апостол Павел, да и другие апостолы, пережили все это. И эта история повторяется из века в век: и из века в век есть последователи Христа, которые за все благодарны Богу.
В день своего обращения, когда мы в молитве покаяния впервые приходим ко Христу, мы благодарим Бога за спасение. Но после того как мы пришли ко Христу, мы должны дальше идти за Ним. «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). И в другом месте Библии написано: «И кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником» (Лк. 14:27). Крест — это символ страданий, через которые должен пройти верующий человек. Если человек считает себя христианином, но избегает этих страданий, например, отрекается от своих убеждений в час испытаний, такой человек не может быть учеником Иисуса, а значит, не может рассчитывать на спасение. Другими словами, мы должны быть благодарны Богу всегда и за все, даже несмотря на страдания.
Апостол Павел также написал: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). Если все, что случается в нашей жизни, служит к нашему благу, тогда вполне логично быть благодарным за все. Проблема в том, что человеку трудно увидеть будущее благо в тот момент, когда больно. Поэтому мы должны упражняться в вере ежедневно, — только так можно увидеть будущее благо. Бывает человек запланировал куда-то съездить, с нетерпением ждет дня отъезда, но вдруг заболел, все планы сорвались. А позже выясняется, что самолет, на котором должен он был лететь, разбился. Это самый простой, даже примитивный, но реальный пример того, как болезнь может способствовать будущему благу. Наша же повседневная жизнь намного сложнее, но верующий человек должен анализировать все ситуации с точки зрения Библии, и тогда во многих неприятностях он увидит положительный исход. Иногда должно пройти много лет, чтобы человек увидел, что какое-то событие, которое когда-то причинило ему боль, в конечном итоге послужило к его благу. Воля же Божья состоит в том, чтобы мы всегда благодарили Его, даже тогда, когда мы не можем видеть будущего положительного исхода. И такое благодарение возможно только по вере.
«И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17)
Леонид Каночкин