Бла­го­ве­ще­ние

Бла­го­ве­ще­ние – празд­ник, посвя­щен­ный явле­нию Анге­ла Гав­ри­и­ла Деве Марии. Биб­лия повест­ву­ет нам о том, что «был послан Ангел Гав­ри­ил от Бога в город Гали­лей­ский, назы­ва­е­мый Наза­рет, к Деве, обру­чен­ной мужу, име­нем Иоси­фу, из дома Дави­до­ва; имя же Деве: Мария».

Бла­го­сло­вен­ный момент в исто­рии чело­ве­че­ства! С этой встре­чи Анге­ла и Марии нача­лось испол­нять­ся про­ро­че­ство о Мес­сии, Кото­рый дол­жен прий­ти в мир и спа­сти каж­до­го от гре­хов. Для испол­не­ния это­го про­ро­че­ства Бог при­з­рел на сми­рен­ную и бла­го­че­сти­вую девуш­ку. Мария не была пока еще женой Иоси­фу, но обру­че­ние в Изра­и­ле было более креп­кой свя­зью, чем совре­мен­ная помолв­ка и, соб­ствен­но, пред­став­ля­ло собой одну из форм бра­ка. При обру­че­нии еще не жили вме­сте, как муж и жена, но для раз­ры­ва отно­ше­ний тре­бо­вал­ся фор­маль­ный развод.

Ангел, вой­дя к Ней, ска­зал: радуй­ся, Бла­го­дат­ная! Гос­подь с Тобою; бла­го­сло­вен­на Ты меж­ду женами.

Мария сму­ти­лась от таких слов, в сво­ем сми­ре­нии она недо­уме­ва­ла, поче­му ангел назвал ее бла­го­дат­ной. Ангел же назвал Марию так, пото­му что она была пре­ис­пол­не­на нис­по­слан­ной ей свы­ше благодати.

И ска­зал Ей Ангел: не бой­ся, Мария, ибо Ты обре­ла бла­го­дать у Бога; и вот, зач­нешь во чре­ве, и родишь Сына, и наре­чешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наре­чет­ся Сыном Все­выш­не­го, и даст Ему Гос­подь Бог пре­стол Дави­да, отца Его; и будет цар­ство­вать над домом Иако­ва вове­ки, и Цар­ству Его не будет конца.

Ангел ска­зал, что Иисус – Сын Дави­да, насле­ду­ю­щий его пре­стол. Еще Дави­ду было пред­ре­че­но, что Мес­си­ей ста­нет один из его потом­ков (2 Цар. 7:12–16; Пс. 88:30). Сло­ва Анге­ла о том, что это­му Цар­ству не будет кон­ца, ука­зы­ва­ют на то, что это цар­ство – Веч­ное, и таким может быть толь­ко Цар­ство Божие.

Мария же ска­за­ла Анге­лу: как будет это, когда Я мужа не знаю?

Зада­вая этот вопрос, Мария явно осо­зна­ва­ла, что Сына она зач­нет неким чудес­ным обра­зом. Иисус имен­но пото­му и явля­ет­ся Богом, что Он был рож­ден не от чело­ве­ка, а от Духа Святого:

Ангел ска­зал Ей в ответ: Дух Свя­тый най­дет на Тебя, и сила Все­выш­не­го осе­нит Тебя; посе­му и рож­да­е­мое Свя­тое наре­чет­ся Сыном Божи­им. Вот и Ели­са­ве­та, род­ствен­ни­ца Твоя, назы­ва­е­мая неплод­ною, и она зача­ла сына в ста­ро­сти сво­ей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не оста­нет­ся бес­силь­ным ника­кое слово.

Сло­ва о том, что Ели­са­ве­та — род­ствен­ни­ца Марии, заста­ви­ли неко­то­рых пола­гать, что Иису­са нель­зя име­но­вать “сыном Дави­до­вым”, посколь­ку Мария, была род­ствен­ни­цей Ели­са­ве­ты и, сле­до­ва­тель­но, как и та, вела свой род от Ааро­на (ст. 5), а не от Дави­да. Такое раз­мыш­ле­ние невер­но: оче­вид­но, что один из роди­те­лей Марии был из чис­ла потом­ков Ааро­на, а дру­гой — Давида.

Тогда Мария ска­за­ла: се, Раба Гос­под­ня; да будет Мне по сло­ву тво­е­му. И ото­шел от Нее Ангел.

Это место Свя­щен­но­го Писа­ния ука­зы­ва­ет на нача­ло новой чудес­ной исто­рии Спа­се­ния для все­го чело­ве­че­ства. С это­го момен­та начал­ся новый отсчет вре­ме­ни. Мы назы­ва­ем этот празд­ник Бла­го­ве­ще­ни­ем, пото­му что Ангел Гав­ри­ил воз­ве­стил Марии чудес­ную, Бла­гую Весть о при­хо­де в этот мир Спа­си­те­ля Иису­са Христа.