Боже­ствен­ная гамма

Навер­ное каж­до­му зна­ко­мы назва­ния нот­ной гам­мы —от «до» до «си». Ока­зы­ва­ет­ся эти назва­ния —были в XI веке вве­де­ны в оби­ход мона­хом-бене­дик­тин­цем Гви­до Д„Ареццо и обо­зна­ча­ли пер­вые сло­ги слов молит­вы к Иоан­ну Кре­сти­те­лю. В ней содер­жа­лась прось­ба о сохра­не­нии силы голо­са: «Дай нам чистые уста, св. Иоанн, что­бы мы мог­ли всей силой сво­е­го голо­са сви­де­тель­ство­вать о чуде­сах тво­их дея­ний»: UT queant laxis REsonare fibris MIra gestorum FAmuli tuorum SOLve polluti LAbii reatum Sancte Ioannes. Со вре­ме­нем пер­вая нота «ут» изме­ни­ла свое назва­ние на более бла­го­звуч­ное «до» в XVII веке, послед­няя же, «си», хоть и не вполне согла­су­ет­ся с пер­вым сло­гом име­ни свя­то­го, но так удоб­нее петь. Для ука­за­ния тре­бу­е­мой высо­ты тона Гви­до исполь­зо­вал левую руку. Кон­чи­ки и суста­вы каж­до­го паль­ца озна­ча­ли опре­де­лен­ный звук. Это поз­во­ля­ло ему пока­зы­вать хору, какие ноты петь.