Притчи рассказанные Христом — это истории, имеющие иносказательное значение. Это не просто история, а история заключающая в себе какое-то нравственное поучение. Евангелие изобилует притчами, потому что Христос рассказывал их людям не просто так. Само слово притча, используемое в Евангелии, на греческом языке обозначено всем нам известным словом (παραβολή). Парабола, прежде всего, встречается в разных областях математики и физики. В переводе с греческого, слово парабола можно перевести как приближение. То есть сюжет притчи приближен к реальности, а смысл имеет другое значение. Когда на примере земного говорится о небесном, на примере временного говорится о вечном, и так далее.
Иоанн Златоуст считает, что Иисус использовал притчи, «чтобы сделать слова Свои более выразительными, облечь истину в живой образ, глубже запечатать ее в памяти и как бы представить глазам».
Феофилакт Болгарский объясняет использование Иисусом иносказательной формы тем, чтобы лишь «ищущие» способны были понять суть произносимого, от остальных же она нарочно была сокрыта, «дабы знание должного не послужило к большему их осуждению, когда они не исполняют сего должного».
По классификации преподнесения притчи можно разделить на 3 группы: притчи — поговорки или присловия, простые и повествовательные притчи.
Притчи — поговорки, представляют собой образные сравнения, содержат не более одного глагола и могут быть записаны одним стихом или предложением. К ним можно отнести слова Христа: «Никто не может служить двум господам…» (Мф. 6:24). «Врач! исцели Самого Себя» (Лк. 4:23), и так далее.
Простые притчи напоминают маленький этюд, знакомую всем историю, действие которой происходит в настоящем времени. Они включают в себя притчи Христа о потерянной овце (Лк. 15:3–7), о строительстве башни (Лк. 14:28–30).
Повествовательные притчи выстроены на каком-то особом случае, совершившемся в прошедшем времени. В них присутствует завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Сюда входят такие притчи, как притча о блудном сыне, о добром самарянине, о неверном управителе.
Притча о безумном богаче является повествовательной притчей. Она уникальна тем, что является единственной притчей в Евангелии, где действующим лицом является сам Бог. Итак, притча о безумном богаче: «И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лук. 12:16–21).
Известен пример из жизни, когда один очень богатый человек хвастался перед другим, рассказывая ему о том, что он приехал в страну без гроша в кармане. А сегодня он преуспевающий человек. «Я трудился не покладая рук, я вкладывался», говорил он. «Посмотрите на запад — это мои леса, посмотрите на восток — это мои стада, посмотрите на юг — это мои нефтяные вышки», говорил преуспевший богач, предполагая, что собеседник похвалит его. Но его собеседник, указав пальцем вверх сказал: «А на сколько высоко вверх, распространяются ваши богатства?» И это был самый важный вопрос, который каждый из нас может задать себе.
Притча родилась благодаря человеку, попросившему Христа о помощи. И мы должны быть благодарными тому, что Иисус Христос так подробно и ясно описал Божий взгляд на материальное, конечно же включая и богатство. Ко Христу обратился человек и попросил помощи в разделе имущества. Но Христос не стал помогать: «Кто поставил Меня судить или делить вас?», ответил Он. Иоанн Златоуст сказал однажды по этому поводу: «Я готов иметь дело с тысячей бесноватых, чем с одним сребролюбцем, ибо никто из бесноватых не дерзнул сделать то, что за деньги сделал Иуда». «Берегитесь любостяжания…», перед началом притчи сказал Христос. Священное писание напоминает нам, что любостяжатель есть идолослужитель. Любостяжание — это желание иметь больше и больше.
Но дальше Христос рассказывает саму притчу, в которой всего два действующих лица. Это — богач и сам Бог. Сюжет притчи начинается с невероятного успеха, земля дала плод свой, очень хороший урожай. Можно заметить, что этот человек не украл, не ограбил кого-то. Для этого приходилось много трудиться. И на первый взгляд, богач все делал вроде бы правильно. Он расширяет свои владения: «сломаю житницы мои и построю большие», говорит он. И вот здесь не просто ошибка богача, а непонимание происходящего. Богатый человек все решает в самом себе, «сам с собою». Мы привыкли в нашей жизни решать с Богом только наши проблемы, скорби, нужды. А как на счет того, когда у меня все хорошо и есть огромный успех и даже избыток. Проблемами мы, значит, готовы делиться, а успехами?
И вот первая ошибка богача была в том, что он все считал своим. Плоды мои, житницы тоже мои, хлеб мой и добро мое. Он полностью хозяин своей жизни, так получается по его словам. Но так ли это на самом деле? «…Хлеб наш насущный дай нам на сей день…» (Мат. 6:11). Мы просим даже хлеб у Бога, понимая, что это Он дает, а значит — это принадлежит Ему. Зачем просить, если могу достать сам. Вот и кажется очень часто всем живущим на земле, что это мы все сами добываем… Иов, знаменитый библейский герой, у которого Бог забрал практически все, его скот, жилье, его детей и даже здоровье и те остающиеся минуты жизни, которые у него еще были, тоже полностью зависели от Бога, сказал: «Господь дал, Господь и взял». Раз Бог забирает, то это Ему и принадлежит. Бог чужого не берет. Потому что все абсолютно, принадлежит Ему. Дает Он, дает сколько хочет и забирает сколько хочет, дает, когда хочет и забирает, когда хочет. Жизнь каждого человека принадлежит Богу. А богач даже душу, называет своей. Нужно отметить, что в некоторых греческих текстах, слово душа в этой притче написано с большой буквы — «Душа». Она же моя, говорит богач, а значит и я с большой буквы. И Бог говорит богачу: «В сию ночь душу твою возьмут у тебя, кому же достанется то, что ты заготовил?» Говоря: «душу твою возьмут», означает, что заберут твою жизнь. Поэтому, не все наше на этой земле, а точнее сказать, ничего нет нашего. Отсюда следует и решение, как этим распоряжаться. Может быть то, что не влезает в житницы, раздать нищим, помочь нуждающимся. Ведь до этого можно было жить и со старыми житницами. А Христос вообще говорит нам о том, что «блаженнее давать» (Деян. 20:35). «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его» (Еккл. 11:1). И в конце концов, тот кто имеет много, не обязательно счастливее того, кто имеет меньше.
Вторая ошибка богатого человека — это взгляд на время. Он начинает рассуждать как человек, который якобы знает будущее. Богач строит долговременные планы, а Бог подсказывает ему, что он не знает о том, что случится сегодня ночью. Кто-то сказал, если вы хотите рассмешить Бога, расскажите Ему о своих планах. И вроде бы ничего страшного, если расскажем, но входят ли наши планы в Его планы? В своем послании Иаков, брат Господень пишет в 4 главе: «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Завтрашний день не в нашей власти. А богач говорит своей душе «покойся», то есть успокойся, все хорошо, есть гарантии, у тебя на многие годы добра. Другими словами: «Душа моя дорогая, мы с тобой сами о себе позаботимся и никто нам не нужен!» Но Бог ставит главный акцент на душу человека, а не на то, чем она может пользоваться. И ценность всего в этом мире, также измеряется временем. «Видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18). То, что когда-то закончит свое существование, само себя обесценивает, своей временностью. А душа вечна. И вопрос даже не в том, в эту ночь возьмет Бог душу или через несколько лет, Бог все равно ее возьмет. «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет». Вопрос направлен к каждому из нас: во что мы вкладываем? Не все принесет нам дивиденды. «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лук. 12:31). Эти слова Иисус сказал, чтобы подтвердить контекст притчи. Ученые проанализировали, сколько времени мы пользуемся некоторыми материальными благами, и во многих случаях это не превышает 5%, а то и меньше. Все остальные 95% времени, мы только переживаем о том, что у нас есть. И уж конечно с собой в вечную жизнь, мы ничего из земного взять не сможем. В 2009 году всемирно известный певец Майкл Джексон запланировал серию концертов в Лондоне. Вся его огромная команда взялась за подготовку. И когда пришло время, открылись кассы продажи билетов. Организаторы сообщили, что только в первые 18 часов, когда принимались заказы, были выкуплены около 360 000 билетов, те есть продавалось 20 000 билетов в час или 333 билета в минуту. И концертный марафон разросся с десяти концертов до пятидесяти. 750 000 билетов на шоу были распроданы на сумму 450 000 000 долларов, но Майкл Джексон не приехал, причина была очень веской, его не стало. Урок этой печальной истории заключается в том, что все были уверены и в себе и в Майкле Джексоне. Но ни у одного человека из 750 000, не возникло сомнения в том, что он может не приехать. А Майкл не приехал.
И третья ошибка богача — это упование на свои силы. «Сломаю, построю», все сам и ни чей совет ему не нужен. Очень легко жить, когда есть запасы, а вот если их нет, что делать? «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том…» (Лук. 12:29,30). Отец наш знает нашу нужду. Какие удивительные слова заботы и любви нашего Господа. Остается только верить. В книге Притчей в 30 главе сказано: «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе». Поэтому богатство очень часто является испытанием для многих людей и многие это испытание не проходят. «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения», сказал Христос, перед тем как рассказал притчу. Жизнь не зависит от изобилия, жизнь человека зависит от Бога. И об этом Бог ему очень хорошо и внятно намекнул. «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего». (Авв. 3:17,18). Самое главное — это спасение в Господе. Почему пророк говорит так, потому что каждый верующий в Бога знает, что эта жизнь всего лишь временное жилище для каждого человека, а всем любящим Бога, Отец Небесный приготовил Царство — Это и есть наш небесный, вечный дом. Где наше сокровище, там будет и наше сердце.
Иван Корабель