Что делать, когда слиш­ком мно­го богатства?

Прит­чи рас­ска­зан­ные Хри­стом — это исто­рии, име­ю­щие ино­ска­за­тель­ное зна­че­ние. Это не про­сто исто­рия, а исто­рия заклю­ча­ю­щая в себе какое-то нрав­ствен­ное поуче­ние. Еван­ге­лие изоби­лу­ет прит­ча­ми, пото­му что Хри­стос рас­ска­зы­вал их людям не про­сто так. Само сло­во прит­ча, исполь­зу­е­мое в Еван­ге­лии, на гре­че­ском язы­ке обо­зна­че­но всем нам извест­ным сло­вом (παραβολή). Пара­бо­ла, преж­де все­го, встре­ча­ет­ся в раз­ных обла­стях мате­ма­ти­ки и физи­ки. В пере­во­де с гре­че­ско­го, сло­во пара­бо­ла мож­но пере­ве­сти как при­бли­же­ние. То есть сюжет прит­чи при­бли­жен к реаль­но­сти, а смысл име­ет дру­гое зна­че­ние. Когда на при­ме­ре зем­но­го гово­рит­ся о небес­ном, на при­ме­ре вре­мен­но­го гово­рит­ся о веч­ном, и так далее.

Иоанн Зла­то­уст счи­та­ет, что Иисус исполь­зо­вал прит­чи, «что­бы сде­лать сло­ва Свои более выра­зи­тель­ны­ми, облечь исти­ну в живой образ, глуб­же запе­ча­тать ее в памя­ти и как бы пред­ста­вить глазам».

Фео­фи­лакт Бол­гар­ский объ­яс­ня­ет исполь­зо­ва­ние Иису­сом ино­ска­за­тель­ной фор­мы тем, что­бы лишь «ищу­щие» спо­соб­ны были понять суть про­из­но­си­мо­го, от осталь­ных же она нароч­но была сокры­та, «дабы зна­ние долж­но­го не послу­жи­ло к боль­ше­му их осуж­де­нию, когда они не испол­ня­ют сего должного».

По клас­си­фи­ка­ции пре­под­не­се­ния прит­чи мож­но раз­де­лить на 3 груп­пы: прит­чи — пого­вор­ки или при­сло­вия, про­стые и повест­во­ва­тель­ные притчи.

Прит­чи — пого­вор­ки, пред­став­ля­ют собой образ­ные срав­не­ния, содер­жат не более одно­го гла­го­ла и могут быть запи­са­ны одним сти­хом или пред­ло­же­ни­ем. К ним мож­но отне­сти сло­ва Хри­ста: «Никто не может слу­жить двум гос­по­дам…» (Мф. 6:24). «Врач! исце­ли Само­го Себя» (Лк. 4:23), и так далее.

Про­стые прит­чи напо­ми­на­ют малень­кий этюд, зна­ко­мую всем исто­рию, дей­ствие кото­рой про­ис­хо­дит в насто­я­щем вре­ме­ни. Они вклю­ча­ют в себя прит­чи Хри­ста о поте­рян­ной овце (Лк. 15:3–7), о стро­и­тель­стве баш­ни (Лк. 14:28–30).

Повест­во­ва­тель­ные прит­чи выстро­е­ны на каком-то осо­бом слу­чае, совер­шив­шем­ся в про­шед­шем вре­ме­ни. В них при­сут­ству­ет завяз­ка, раз­ви­тие дей­ствия, куль­ми­на­ция и раз­вяз­ка. Сюда вхо­дят такие прит­чи, как прит­ча о блуд­ном сыне, о доб­ром сама­ря­нине, о невер­ном управителе.

Прит­ча о безум­ном бога­че явля­ет­ся повест­во­ва­тель­ной прит­чей. Она уни­каль­на тем, что явля­ет­ся един­ствен­ной прит­чей в Еван­ге­лии, где дей­ству­ю­щим лицом явля­ет­ся сам Бог. Итак, прит­ча о безум­ном бога­че: «И ска­зал им прит­чу: у одно­го бога­то­го чело­ве­ка был хоро­ший уро­жай в поле; и он рас­суж­дал сам с собою: что мне делать? неку­да мне собрать пло­дов моих? И ска­зал: вот что сде­лаю: сло­маю жит­ни­цы мои и построю бо́льшие, и собе­ру туда весь хлеб мой и всё доб­ро мое, и ска­жу душе моей: душа! мно­го добра лежит у тебя на мно­гие годы: покой­ся, ешь, пей, весе­лись. Но Бог ска­зал ему: безум­ный! в сию ночь душу твою возь­мут у тебя; кому же доста­нет­ся то, что ты заго­то­вил? Так быва­ет с тем, кто соби­ра­ет сокро­ви­ща для себя, а не в Бога бога­те­ет» (Лук. 12:16–21).

Изве­стен при­мер из жиз­ни, когда один очень бога­тый чело­век хва­стал­ся перед дру­гим, рас­ска­зы­вая ему о том, что он при­е­хал в стра­ну без гро­ша в кар­мане. А сего­дня он пре­успе­ва­ю­щий чело­век. «Я тру­дил­ся не покла­дая рук, я вкла­ды­вал­ся», гово­рил он. «Посмот­ри­те на запад — это мои леса, посмот­ри­те на восток — это мои ста­да, посмот­ри­те на юг — это мои неф­тя­ные выш­ки», гово­рил пре­успев­ший богач, пред­по­ла­гая, что собе­сед­ник похва­лит его. Но его собе­сед­ник, ука­зав паль­цем вверх ска­зал: «А на сколь­ко высо­ко вверх, рас­про­стра­ня­ют­ся ваши богат­ства?» И это был самый важ­ный вопрос, кото­рый каж­дый из нас может задать себе.

Прит­ча роди­лась бла­го­да­ря чело­ве­ку, попро­сив­ше­му Хри­ста о помо­щи. И мы долж­ны быть бла­го­дар­ны­ми тому, что Иисус Хри­стос так подроб­но и ясно опи­сал Божий взгляд на мате­ри­аль­ное, конеч­но же вклю­чая и богат­ство. Ко Хри­сту обра­тил­ся чело­век и попро­сил помо­щи в раз­де­ле иму­ще­ства. Но Хри­стос не стал помо­гать: «Кто поста­вил Меня судить или делить вас?», отве­тил Он. Иоанн Зла­то­уст ска­зал одна­жды по это­му пово­ду: «Я готов иметь дело с тыся­чей бес­но­ва­тых, чем с одним среб­ро­люб­цем, ибо никто из бес­но­ва­тых не дерз­нул сде­лать то, что за день­ги сде­лал Иуда». «Бере­ги­тесь любо­с­тя­жа­ния…», перед нача­лом прит­чи ска­зал Хри­стос. Свя­щен­ное писа­ние напо­ми­на­ет нам, что любо­с­тя­жа­тель есть идо­ло­слу­жи­тель. Любо­с­тя­жа­ние — это жела­ние иметь боль­ше и больше.

Но даль­ше Хри­стос рас­ска­зы­ва­ет саму прит­чу, в кото­рой все­го два дей­ству­ю­щих лица. Это — богач и сам Бог. Сюжет прит­чи начи­на­ет­ся с неве­ро­ят­но­го успе­ха, зем­ля дала плод свой, очень хоро­ший уро­жай. Мож­но заме­тить, что этот чело­век не украл, не огра­бил кого-то. Для это­го при­хо­ди­лось мно­го тру­дить­ся. И на пер­вый взгляд, богач все делал вро­де бы пра­виль­но. Он рас­ши­ря­ет свои вла­де­ния: «сло­маю жит­ни­цы мои и построю боль­шие», гово­рит он. И вот здесь не про­сто ошиб­ка бога­ча, а непо­ни­ма­ние про­ис­хо­дя­ще­го. Бога­тый чело­век все реша­ет в самом себе, «сам с собою». Мы при­вык­ли в нашей жиз­ни решать с Богом толь­ко наши про­бле­мы, скор­би, нуж­ды. А как на счет того, когда у меня все хоро­шо и есть огром­ный успех и даже избы­ток. Про­бле­ма­ми мы, зна­чит, гото­вы делить­ся, а успехами?

И вот пер­вая ошиб­ка бога­ча была в том, что он все счи­тал сво­им. Пло­ды мои, жит­ни­цы тоже мои, хлеб мой и доб­ро мое. Он пол­но­стью хозя­ин сво­ей жиз­ни, так полу­ча­ет­ся по его сло­вам. Но так ли это на самом деле? «…Хлеб наш насущ­ный дай нам на сей день…» (Мат. 6:11). Мы про­сим даже хлеб у Бога, пони­мая, что это Он дает, а зна­чит — это при­над­ле­жит Ему. Зачем про­сить, если могу достать сам. Вот и кажет­ся очень часто всем живу­щим на зем­ле, что это мы все сами добы­ва­ем… Иов, зна­ме­ни­тый биб­лей­ский герой, у кото­ро­го Бог забрал прак­ти­че­ски все, его скот, жилье, его детей и даже здо­ро­вье и те оста­ю­щи­е­ся мину­ты жиз­ни, кото­рые у него еще были, тоже пол­но­стью зави­се­ли от Бога, ска­зал: «Гос­подь дал, Гос­подь и взял». Раз Бог заби­ра­ет, то это Ему и при­над­ле­жит. Бог чужо­го не берет. Пото­му что все абсо­лют­но, при­над­ле­жит Ему. Дает Он, дает сколь­ко хочет и заби­ра­ет сколь­ко хочет, дает, когда хочет и заби­ра­ет, когда хочет. Жизнь каж­до­го чело­ве­ка при­над­ле­жит Богу. А богач даже душу, назы­ва­ет сво­ей. Нуж­но отме­тить, что в неко­то­рых гре­че­ских текстах, сло­во душа в этой прит­че напи­са­но с боль­шой бук­вы — «Душа». Она же моя, гово­рит богач, а зна­чит и я с боль­шой бук­вы. И Бог гово­рит бога­чу: «В сию ночь душу твою возь­мут у тебя, кому же доста­нет­ся то, что ты заго­то­вил?» Гово­ря: «душу твою возь­мут», озна­ча­ет, что забе­рут твою жизнь. Поэто­му, не все наше на этой зем­ле, а точ­нее ска­зать, ниче­го нет наше­го. Отсю­да сле­ду­ет и реше­ние, как этим рас­по­ря­жать­ся. Может быть то, что не вле­за­ет в жит­ни­цы, раз­дать нищим, помочь нуж­да­ю­щим­ся. Ведь до это­го мож­но было жить и со ста­ры­ми жит­ни­ца­ми. А Хри­стос вооб­ще гово­рит нам о том, что «бла­жен­нее давать» (Деян. 20:35). «Отпус­кай хлеб твой по водам, пото­му что по про­ше­ствии мно­гих дней опять най­дешь его» (Еккл. 11:1). И в кон­це кон­цов, тот кто име­ет мно­го, не обя­за­тель­но счаст­ли­вее того, кто име­ет меньше.

Вто­рая ошиб­ка бога­то­го чело­ве­ка — это взгляд на вре­мя. Он начи­на­ет рас­суж­дать как чело­век, кото­рый яко­бы зна­ет буду­щее. Богач стро­ит дол­го­вре­мен­ные пла­ны, а Бог под­ска­зы­ва­ет ему, что он не зна­ет о том, что слу­чит­ся сего­дня ночью. Кто-то ска­зал, если вы хоти­те рас­сме­шить Бога, рас­ска­жи­те Ему о сво­их пла­нах. И вро­де бы ниче­го страш­но­го, если рас­ска­жем, но вхо­дят ли наши пла­ны в Его пла­ны? В сво­ем посла­нии Иаков, брат Гос­по­день пишет в 4 гла­ве: «Теперь послу­шай­те вы, гово­ря­щие: «сего­дня или зав­тра отпра­вим­ся в такой-то город, и про­жи­вем там один год, и будем тор­го­вать и полу­чать при­быль»; вы, кото­рые не зна­е­те, что слу­чит­ся зав­тра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, явля­ю­щий­ся на малое вре­мя, а потом исче­за­ю­щий». Зав­траш­ний день не в нашей вла­сти. А богач гово­рит сво­ей душе «покой­ся», то есть успо­кой­ся, все хоро­шо, есть гаран­тии, у тебя на мно­гие годы добра. Дру­ги­ми сло­ва­ми: «Душа моя доро­гая, мы с тобой сами о себе поза­бо­тим­ся и никто нам не нужен!» Но Бог ста­вит глав­ный акцент на душу чело­ве­ка, а не на то, чем она может поль­зо­вать­ся. И цен­ность все­го в этом мире, так­же изме­ря­ет­ся вре­ме­нем. «Види­мое вре­мен­но, а неви­ди­мое веч­но» (2 Кор. 4:18). То, что когда-то закон­чит свое суще­ство­ва­ние, само себя обес­це­ни­ва­ет, сво­ей вре­мен­но­стью. А душа веч­на. И вопрос даже не в том, в эту ночь возь­мет Бог душу или через несколь­ко лет, Бог все рав­но ее возь­мет. «Так быва­ет с тем, кто соби­ра­ет сокро­ви­ща для себя, а не в Бога бога­те­ет». Вопрос направ­лен к каж­до­му из нас: во что мы вкла­ды­ва­ем? Не все при­не­сет нам диви­ден­ды. «Наи­па­че ищи­те Цар­ствия Божия, и это все при­ло­жит­ся вам» (Лук. 12:31). Эти сло­ва Иисус ска­зал, что­бы под­твер­дить кон­текст прит­чи. Уче­ные про­ана­ли­зи­ро­ва­ли, сколь­ко вре­ме­ни мы поль­зу­ем­ся неко­то­ры­ми мате­ри­аль­ны­ми бла­га­ми, и во мно­гих слу­ча­ях это не пре­вы­ша­ет 5%, а то и мень­ше. Все осталь­ные 95% вре­ме­ни, мы толь­ко пере­жи­ва­ем о том, что у нас есть. И уж конеч­но с собой в веч­ную жизнь, мы ниче­го из зем­но­го взять не смо­жем. В 2009 году все­мир­но извест­ный певец Май­кл Джек­сон запла­ни­ро­вал серию кон­цер­тов в Лон­доне. Вся его огром­ная коман­да взя­лась за под­го­тов­ку. И когда при­шло вре­мя, откры­лись кас­сы про­да­жи биле­тов. Орга­ни­за­то­ры сооб­щи­ли, что толь­ко в пер­вые 18 часов, когда при­ни­ма­лись зака­зы, были выкуп­ле­ны око­ло 360 000 биле­тов, те есть про­да­ва­лось 20 000 биле­тов в час или 333 биле­та в мину­ту. И кон­церт­ный мара­фон раз­рос­ся с деся­ти кон­цер­тов до пяти­де­ся­ти. 750 000 биле­тов на шоу были рас­про­да­ны на сум­му 450 000 000 дол­ла­ров, но Май­кл Джек­сон не при­е­хал, при­чи­на была очень вес­кой, его не ста­ло. Урок этой печаль­ной исто­рии заклю­ча­ет­ся в том, что все были уве­ре­ны и в себе и в Майк­ле Джек­соне. Но ни у одно­го чело­ве­ка из 750 000, не воз­ник­ло сомне­ния в том, что он может не при­е­хать. А Май­кл не приехал.

И тре­тья ошиб­ка бога­ча — это упо­ва­ние на свои силы. «Сло­маю, построю», все сам и ни чей совет ему не нужен. Очень лег­ко жить, когда есть запа­сы, а вот если их нет, что делать? «Итак, не ищи­те, что вам есть, или что пить, и не бес­по­кой­тесь, пото­му что все­го это­го ищут люди мира сего; ваш же Отец зна­ет, что вы име­е­те нуж­ду в том…» (Лук. 12:29,30). Отец наш зна­ет нашу нуж­ду. Какие уди­ви­тель­ные сло­ва забо­ты и люб­ви наше­го Гос­по­да. Оста­ет­ся толь­ко верить. В кни­ге Прит­чей в 30 гла­ве ска­за­но: «Двух вещей я про­шу у Тебя, не отка­жи мне, преж­де неже­ли я умру: суе­ту и ложь уда­ли от меня, нище­ты и богат­ства не давай мне, питай меня насущ­ным хле­бом, дабы, пре­сы­тив­шись, я не отрек­ся Тебя и не ска­зал: «кто Гос­подь?» и что­бы, обед­нев, не стал красть и упо­треб­лять имя Бога мое­го всуе». Поэто­му богат­ство очень часто явля­ет­ся испы­та­ни­ем для мно­гих людей и мно­гие это испы­та­ние не про­хо­дят. «Бере­ги­тесь любо­с­тя­жа­ния, ибо жизнь чело­ве­ка не зави­сит от изоби­лия его име­ния», ска­зал Хри­стос, перед тем как рас­ска­зал прит­чу. Жизнь не зави­сит от изоби­лия, жизнь чело­ве­ка зави­сит от Бога. И об этом Бог ему очень хоро­шо и внят­но намек­нул. «Хотя бы не рас­цве­ла смо­ков­ни­ца и не было пло­да на вино­град­ных лозах, и мас­ли­на изме­ни­ла, и нива не дала пищи, хотя бы не ста­ло овец в загоне и рога­то­го ско­та в стой­лах, – но и тогда я буду радо­вать­ся о Гос­по­де и весе­лить­ся о Боге спа­се­ния мое­го». (Авв. 3:17,18). Самое глав­ное — это спа­се­ние в Гос­по­де. Поче­му про­рок гово­рит так, пото­му что каж­дый веру­ю­щий в Бога зна­ет, что эта жизнь все­го лишь вре­мен­ное жили­ще для каж­до­го чело­ве­ка, а всем любя­щим Бога, Отец Небес­ный при­го­то­вил Цар­ство — Это и есть наш небес­ный, веч­ный дом. Где наше сокро­ви­ще, там будет и наше сердце.

Иван Кора­бель