Что же такое Рождество

Пер­вая миро­вая вой­на, начав­шись в 1914 году, к сво­е­му завер­ше­нию изме­ни­ла судь­бы мно­гих наро­дов. Наци­о­наль­ные куль­ту­ры пре­тер­пе­ли огром­ные пере­ме­ны, пере­дви­ну­лись гра­ни­цы госу­дарств, мил­ли­о­ны жиз­ней были при­не­се­ны в жерт­ву. С пер­вых меся­цев вой­ны бои при­ня­ли жесто­кий харак­тер, стра­те­гия стро­и­лась по прин­ци­пу: «послед­ний сто­я­щий — побе­ди­тель». Кро­ва­вый кош­мар рас­тя­нул­ся на дол­гие годы. Одна­ко в те дни про­изо­шло собы­тие, ярко кон­тра­сти­ру­ю­щее со все­ми ужа­са­ми Пер­вой миро­вой. Рас­ска­зы­ва­ют, как на Рож­де­ство 1914 года один из сол­дат высу­нул­ся из-за бруст­ве­ра и стал смот­реть на ней­траль­ную поло­су. На про­ти­во­по­лож­ной сто­роне цари­ло мол­ча­ние. Тогда, вме­сто того что­бы бро­сить в сто­ро­ну непри­я­те­ля пару гра­нат, сол­дат кинул туда кусок вяле­ной говя­ди­ны: обе сто­ро­ны тер­пе­ли край­нюю нуж­ду и голод. Через мину­ту рядом с ним на зем­лю шлеп­нул­ся пакет с кофе и несколь­ки­ми кон­фе­та­ми — жест благодарности. 

Посте­пен­но из гряз­ных око­пов ста­ли пока­зы­вать­ся голо­вы. Ско­ро зазву­ча­ли шут­ки, тут же пере­во­ди­мые с немец­ко­го на англий­ский и наобо­рот. Появи­лись «поч­та­льо­ны», достав­ля­ю­щие наспех сде­лан­ные открыт­ки. Через неко­то­рое вре­мя был накрыт общий стол, а так­же меж­ду враж­ду­ю­щи­ми арми­я­ми был разыг­ран фут­боль­ный матч под радост­ные кри­ки и ост­ро­ум­ные речев­ки болель­щи­ков. День закон­чил­ся руко­по­жа­ти­я­ми, дру­же­ствен­ны­ми улыб­ка­ми и даже сов­мест­ны­ми молит­ва­ми. 26 декаб­ря коман­до­ва­ние обе­их сто­рон под стра­хом смер­ти запре­ти­ло подоб­ные меро­при­я­тия, и кро­во­про­ли­тие воз­об­но­ви­лось. Луч надеж­ды угас, и почти все участ­ни­ки того памят­но­го Рож­де­ства погиб­ли в тече­ние года.

Этот эпи­зод из воен­ной исто­рии явля­ет­ся уди­ви­тель­ным сви­де­тель­ством доб­ро­ты и миро­лю­бия, про­яв­лен­ных в усло­ви­ях край­ней опас­но­сти. Поче­му же это про­изо­шло? И поче­му имен­но на Рож­де­ство? Толь­ко ли надеж­да во тьме безыс­ход­но­сти и тор­же­ство чело­ве­че­ско­го духа состав­ля­ют истин­ное зна­че­ние Рож­де­ства? И насколь­ко свя­за­но насто­я­щее Рож­де­ство со всей шуми­хой вокруг него: подар­ка­ми, елка­ми, открыт­ка­ми, коляд­ка­ми и неот­вяз­ным чув­ством бес­смыс­лен­но­сти все­го этого?

Раз­лич­ные взгляды

Если бы мы реши­ли устро­ить обще­ствен­ный опрос на тему «Зна­че­ние Рож­де­ства», отве­ты мно­гих людей навер­ня­ка про­зву­ча­ли бы в духе выше­при­ве­ден­ной исто­рии. Рож­де­ство — это вни­ма­ние, уде­ля­е­мое друг дру­гу, доб­ро­та и забо­та вопре­ки всем несхо­же­стям (по край­ней мере, на вре­мя празд­ни­ка). 
 
Тем не менее Биб­лия гово­рит о зна­че­нии Рож­де­ства в совер­шен­но ином смыс­ле. В ней рас­ска­зы­ва­ет­ся о при­хо­де в мир Спа­си­те­ля. Соглас­но вере хри­сти­ан Рож­де­ство — это рож­де­ние Иису­са Хри­ста. В тот день анге­лы объ­яви­ли «На зем­ле мир, в чело­ве­ках бла­го­во­ле­ние», что заме­ча­тель­но под­хо­дит под выше­упо­мя­ну­тое собы­тие на фрон­те во вре­мя пер­вой миро­вой. Как же соче­та­ют­ся поня­тия мира и бла­го­во­ле­ния и какое отно­ше­ние они име­ют к нам сегодня?

Раз­ру­шен­ные отношения

Нач­нем с того, что мир и бла­го­во­ле­ние — отли­чи­тель­ные чер­ты насто­я­щей друж­бы. А друж­ба — это вид вза­и­мо­от­но­ше­ний. Но часто быва­ет, что друж­бе при­хо­дит конец. Одна или обе сто­ро­ны пре­кра­ща­ют свое уча­стие во вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях или чув­ству­ют, что их нуж­ды и ожи­да­ния не оправ­ды­ва­ют­ся. Неко­гда дове­ри­тель­ные отно­ше­ния напол­ня­ют­ся недо­ве­ри­ем, стра­хом и враж­деб­но­стью. Быв­шие дру­зья начи­на­ют враждовать.

Как мож­но вос­ста­но­вить раз­ру­шен­ные отно­ше­ния? В слу­чае Пер­вой миро­вой вой­ны, как и в боль­шин­стве дру­гих, пред­по­ла­га­лось, что одна сто­ро­на — агрес­сор, поэто­му дру­гая долж­на с при­ме­не­ни­ем воен­ной силы вер­нуть ее в пре­де­лы уста­нов­лен­ных гра­ниц, а так­же убе­дить с помо­щью той же силы, что совер­шен­ное напа­де­ние явля­ет­ся злом и не долж­но повто­рить­ся. Агрес­сор со сво­ей сто­ро­ны был убеж­ден в сво­ем пра­ве пре­сле­до­вать соб­ствен­ные инте­ре­сы. В резуль­та­те вой­на про­дол­жа­лась до тех пор, пока обе сто­ро­ны не были исто­ще­ны до пре­де­ла, одна нако­нец капи­ту­ли­ро­ва­ла, и мир был вос­ста­нов­лен. Тем не менее тот мир про­длил­ся все­го лишь два­дцать лет, а потом все нача­лось сна­ча­ла. Поче­му? Гово­ря про­сто, пото­му что отно­ше­ния (друж­ба, осно­ван­ная на дове­рии) так и не были вос­ста­нов­ле­ны в долж­ном виде. Побеж­ден­ные попро­сту нахо­ди­лись под дав­ле­ни­ем побе­ди­те­лей на про­тя­же­нии два­дца­ти лет. Вза­и­мо­от­но­ше­ния оста­ва­лись раз­ру­шен­ны­ми. Зло, лежав­шее в осно­ве раз­ры­ва, по-преж­не­му не поз­во­ля­ло про­тив­ни­кам окон­ча­тель­но при­ми­рить­ся. Во всем этом про­яви­лась глу­бин­ная сущ­ность чело­ве­че­ско­го есте­ства. Люди (будем пре­дель­но откро­вен­ны­ми) — суще­ства эго­и­стич­ные. Боль­ше все­го забо­тя­щи­е­ся о себе. При таком поло­же­нии вещей кон­флик­ты попро­сту неиз­беж­ны. Более того. Один кон­фликт будет порож­дать дру­гой, и этот замкну­тый круг будет повто­рять­ся сно­ва и снова.

Необ­хо­ди­мость восстановления

Биб­лия гово­рит, что задол­го до рож­де­ния Иису­са Хри­ста чело­ве­че­ский эго­изм про­явил­ся в реше­нии отвер­нуть­ся от созда­те­ля и жить «само­сто­я­тель­но». В этом откры­лось стрем­ле­ние чело­ве­ка само­му устра­и­вать свою судь­бу. Но в тот момент, когда он решил жить по сво­им пра­ви­лам, его отно­ше­ния с Богом раз­ру­ши­лись. Биб­лия назы­ва­ет это смер­тью, под­ра­зу­ме­вая не мгно­вен­ную физи­че­скую смерть, а неиз­беж­ность смер­ти и губи­тель­ные послед­ствия пове­де­ния, кото­рое Биб­лия назы­ва­ет гре­хов­ным. Так чело­век, создан­ный по Божье­му обра­зу для близ­ких и веч­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний с Ним, стал смерт­ным суще­ством. Чело­ве­че­ство теперь обре­че­но стра­дать от послед­ствий суще­ство­ва­ния вне пре­де­лов защи­ты и забо­ты сво­е­го созда­те­ля. Более того, посколь­ку Бог при сотво­ре­нии дал Людям власть над зем­лей, гре­хо­па­де­ние Ада­ма и Евы (пер­вых людей) повли­я­ло как на их соб­ствен­ные судь­бы, так и на весь мир. Сего­дня подоб­ные реше­ния сно­ва и сно­ва при­ни­ма­ем мы с вами с теми же раз­ру­ши­тель­ны­ми последствиями.

В этом месте неко­то­рые могут заклю­чить, что, посколь­ку чело­век раз­ру­шил отно­ше­ния с Богом, он же дол­жен их и вос­ста­но­вить. Ведь имен­но это­го мы ожи­да­ем друг от дру­га в повсе­днев­ной жиз­ни: винов­ный дела­ет пер­вый шаг к при­ми­ре­нию и воз­ме­ща­ет при­чи­нен­ный ущерб. Но вот про­бле­ма: как могут пад­шие суще­ства со все­ми сво­и­ми эго­и­стич­ны­ми жела­ни­я­ми раз­ре­шить кон­фликт со свя­ты­ми и пра­вед­ным судьей, Кото­ро­го мы так оскор­би­ли? Как могут про­стые смерт­ные вос­ста­но­вить все, что было раз­ру­ше­но, и при­том с таки­ми ужа­са­ю­щи­ми резуль­та­та­ми? Это невозможно.

При­ше­ствие Иису­са Христа

Рож­де­ство — это нача­ло божье­го отве­та на самую глав­ную про­бле­му чело­ве­че­ства. Бог зна­ет, что чело­век не может при­ми­рить­ся с Ним, как бы ни ста­рал­ся. Ина­че гово­ря, един­ствен­ная воз­мож­ность вос­ста­но­вить отно­ше­ния с Ним — это сде­лать так, слов­но чело­век нико­гда не согре­шал. Как это сде­лать? Никак. Людям это невоз­мож­но. Поэто­му Бог послал Сво­е­го Сына сде­лать всю рабо­ту за нас. В зна­ко­мом всем рож­де­ствен­ском повест­во­ва­нии анге­лы, явив­ши­е­ся пас­ту­хам на поле, воз­гла­си­ли: «На зем­ле мир, в чело­ве­ках бла­го­во­ле­ние». Так про­зву­ча­ло пред­ло­же­ние веч­но­го мира. Не мира, кото­рый пре­кра­тит вой­ны меж­ду наро­да­ми и враж­ду меж­ду людь­ми, а мира, озна­ча­ю­ще­го, что раз­ру­ше­на пре­гра­да меж­ду Богом и чело­ве­ком. Бог пред­ло­жил реше­ние, посколь­ку мы не в состо­я­нии были ниче­го сде­лать сами. Иисус, при­шед­ший на зем­лю, – это пер­вое выра­же­ние люб­ви, забо­ты и состра­да­ния, послан­ное послан­ное в наш гряз­ный окоп рож­де­ствен­ским днем. Но Он не оста­но­вил­ся на этом, а пошел еще дальше.

При­дя в мир бес­по­мощ­ным Мла­ден­цем, Божий Сын предо­ста­вил каж­до­му воз­мож­ность при­ми­рить­ся с Богом и вер­нуть­ся к тем вза­и­мо­от­но­ше­ни­ям, кото­рые были раз­ру­ше­ны мно­го тысяч лет назад. Вме­сто того что­бы ожи­дать, когда мы добьем­ся Его бла­го­во­ле­ния, Гос­подь Сам сни­зо­шел до наше­го уров­ня и открыл нам сво­бод­ный доступ в Свое царство.

При­ход на зем­лю Иису­са Хри­ста поло­жил нача­ло его совер­шен­ной жиз­ни, а Его смерть ста­ла ценой за весь наш эго­изм, гор­дость и зло­бу. Он уда­лил всю грязь из наших «око­пов» и даро­вал веч­ную жизнь тем, кто был мертв по сво­им гре­хам. Вот, что празд­ну­ют хри­сти­ане на Рож­де­ство,- при­ше­ствие на зем­лю истин­но­го мира и бла­го­во­ле­ния Бога к тем, кто по сво­е­му осо­знан­но­му выбо­ру стал Его вра­гом. При­ход Иису­са Хри­ста пока­зал, что Бог по-преж­не­му любит нас и открыл нам путь к веч­ной жиз­ни с Ним. Это куда боль­ше празд­нич­ных ужи­нов, подар­ков и неоправ­дан­ной надеж­ды, что мир в сле­ду­ю­щем году ста­нет лучше.

Мир досту­пен

Рож­де­ствен­ским днем 1914 года про­стой сол­дат, чье имя исто­рия не сохра­ни­ла, решил сде­лать пер­вый шаг и попы­тать­ся вос­ста­но­вить отно­ше­ния, раз­ру­шен­ные таким ужас­ным и кро­ва­вым обра­зом. Его при­ме­ру после­до­ва­ли дру­гие, и на поле боя до кон­ца дня воца­рил­ся мир. Это было боль­ше, чем мно­гим каза­лось возможным.

Для хри­сти­ан Рож­де­ство озна­ча­ет то, что Спа­си­тель оста­вил сла­ву небес, стал чело­ве­ком, ощу­тил на себе всю «Грязь», кото­рую толь­ко мог пад­ший мир бро­сить в Него, а затем упла­тил цену за все, что сде­ла­ли люди, вме­сте и пооди­ноч­ке,- за все, что сде­ла­ло мир таким несо­вер­шен­ным. Раз­ни­ца меж­ду Его подви­гом и поступ­ком сме­ло­го сол­да­та в око­пе заклю­ча­ет­ся в том, что мир, при­не­сен­ный Хри­стом, будет длить­ся веч­но, а не все­го лишь один день. 
 
Сущ­ность Рож­де­ства в том, что Хри­стос при­шел спа­сти людей от их гре­хов, и вся­кий, обра­тив­ший­ся к Нему, при­ми­ря­ет­ся с Богом и обре­та­ет пол­но­цен­ные и близ­кие отно­ше­ния с Ним, пере­хо­дя­щие в веч­ную жизнь на небе­сах. Это дей­стви­тель­но достой­но празднования!

Воз­мож­но, вы теперь впер­вые осо­зна­ли свой раз­рыв с Богом, а так­же все то, что он сде­лал для вас, и теперь искренне жела­е­те при­ми­рить­ся с Ним. Как и с любы­ми разо­рван­ны­ми отно­ше­ни­я­ми, сле­ду­ет начать с при­зна­ния про­блем, кото­рые мы вызва­ли, а затем рас­ка­ять­ся. Если мы хотим при­ми­рить­ся с богом, тогда преж­де все­го нуж­но попро­сить у него про­ще­ния за все свои небла­го­вид­ные поступ­ки и бун­тар­ский эго­изм. Затем нуж­но побла­го­да­рить Его за все, что Он сде­лал, что­бы пока­зать нам Свою любовь. Мож­но помо­лить­ся сво­и­ми сло­ва­ми или вос­поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щей молитвой:

Боже, Я глу­бо­ко сожа­лею о том, что пытал­ся стро­ить свою жизнь без Тебя, Созда­те­ля все­лен­ной. Бла­го­да­рю Тебя, что Ты воз­лю­бил меня, несмот­ря на все мои гре­хи. Бла­го­да­рю, что Ты послал Иису­са уме­реть за меня, что­бы при­ве­сти меня к Тебе. Помо­ги мне начи­ная с сего­дняш­не­го дня посвя­тить Тебе свою жизнь.

Если вы искренне помо­ли­лись, то у вас нача­лась новая жизнь с Богом. Это лишь пер­вый шаг, и не все впе­ре­ди будет глад­ко. Впе­ре­ди ждут побе­ды и пора­же­ния, одна­ко теперь у нас есть Бог, гото­вый все­гда прий­ти на помощь. Бла­го­да­ря отно­ше­ни­ям с ним мы ста­но­вим­ся новы­ми людь­ми. Не совер­шен­ны­ми, но новы­ми и прощенными.

Читай­те биб­лию, что­бы узнать, как Бог воз­лю­бил нас в Иису­се Христе.

Пере­вод с англий­ско­го А. Капу­сти­на 
Printed in UK, 2012