В эти октябрьские дни евангельские церкви отмечают День единства. Евангелие от Иоанна повествует нам о последнем вечере, проведенном Учителем со своими учениками. Особое место и значение уделяет евангелист молитве Спасителя, в которой прозвучали слова: «Да будут все едино». Именно это место Священного Писания можно назвать кульминацией учения Иисуса Христа.
Молитва начинается со слова «Отче», любимого обращения Иисуса к Первому Лицу Троицы. Это слово – Отче – встречается в Евангелии от Иоанна 109 раз, а в этой молитве – шесть:
… Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя…
Тема Божьей славы, впервые прозвучавшая в этом Евангелии уже в первой главе приобретает в этой молитве особое, важное значение. Слава, воздаваемая любому из лиц Троицы, распространяется на всю Троицу; служение, совершенным образом исполненное Сыном в Его воплощении, приносит славу Богу в целом. Иисус подчеркивает, что Бог дал Ему власть и что Иисус, в свою очередь, дал Своим ученикам жизнь вечную:
так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.
Иисус говорит о том, что инициатива в деле спасения принадлежит Богу:
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.
Жизнь заключается в общении с Богом, который, по словам Августина, “сотворил нас для Себя, так что наша душа не находит себе покоя, пока не обретет покой в Нем”. Знание здесь, как и во многих других местах Писания, означает нечто гораздо большее, чем просто понимание. Все в жизни Иисуса было направлено на прославление Бога:
Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.
Спаситель говорит, что Он совершил дело, порученное Ему Богом. Эти слова предвосхищают победный возглас, раздавшийся с креста: “совершилось!”
Говоря о Своей славе, Он явно свидетельствует о Своей Божественности. Во-первых, в самом Своем прошении Он утверждает, что Его слава существовала “прежде бытия мира”, из чего следует, что Иисус не был создан, а существовал вечно. Во-вторых, указывая на “славу”, которую Он имел там (у Отца), Он говорит о той самой славе, которая во всей Библии всегда связывается с истинным, живым и единым Богом. Иисус молится об учениках:
Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.
Учитель указывает на три критерия, которым должны соответствовать ученики Иисуса: верить в слова Иисуса, признавать Его Божественное происхождение и верить в Него Самого.
Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.
Некоторые думают, что раз Иисус молится не обо всех, то значит, искуплены лишь избранные: для Иисуса было бы абсурдом умереть за тех, за кого Он отказывался молиться! Однако в других контекстах мы видим, как Он молится за Своих врагов: точно так же должны поступать и мы.
И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, [тех], которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.
«Отче Святый!» – такая форма обращения встречается только в этом месте Нового Завета. Единство Лиц Троицы служит величественным образцом для общности верующих через их единство со Христом. Особенно решительно это подчеркивается в молитве Иисуса: каждый христианин должен постоянно стремиться к такому единству, чтобы прославить Бога и проявлять любовь ко всем детям Божиим.
Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.
Интересны слова Христа о сыне погибели Иуде. Во 2 послании святого апостола Павла фессалоникийцам (2:3) это же выражение употреблено в отношении антихриста. Предательство Иуды было исполнением слов Писания (Пс. 40,10). Иисус рассматривал многие тексты Писания как прорицание различных подробностей Его мессианского служения и подчеркивал, что все они должны претвориться в жизнь, поскольку являются Словом Божиим.
Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира.
Новое рождение влечет за собой глубокий раскол в человечестве. Верующие тоже происходят из падшего человеческого мира, но они продолжают жить в этом мире, уже не принадлежа к нему. Хотя Иисус знает, что мир будет ненавидеть Его учеников так же, как ненавидит Его Самого, Он не просит оградить учеников от физических и иных страданий, существующих в мире, а взывает к защите их от морального разложения.
Освяти их истиною Твоею;
Иисус молится не о временном благополучии учеников, но об их освящении; более всего Он желает, чтобы они были святы; Единственное средство, с помощью которого можно достичь святости, – это истина. Интересно, что заблуждение и обман являются корнями, из которых произрастает зло, благочестие же имеет прямо противоположный корень – оно произрастает из истины:
слово Твое есть истина. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною. Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня.
Начиная с этого момента Господь охватывает в Своей молитве всех верующих. Каждый истинный христианин может быть уверен в том, что в этой молитве Иисус молился и за него. Также Спаситель являет здесь образец единства, по которому строятся отношения как между Отцом и Сыном, так и между Сыном и христианином.
Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира. Отче праведный! и мир Тебя не познал; а Я познал Тебя, и сии познали, что Ты послал Меня. И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них.
Второе прошение Иисуса в Его молитве за Церковь состоит в том, чтобы она была с Ним во славе. Он не просит временного преуспевания ни для учеников, ни для Церкви в целом, но просит о том, чтобы Его избранные были святы и едины на земле, а затем были бы взяты на небеса. Эта молитва заканчивается повторением основных понятий: единство, знание, служение и любовь.
Господь на небесах один,
Один Создатель и Творец,
Наш чудный Бог и Властелин,
Любви и радости Отец!
Один Спаситель нам рожден,
Один принес нам благодать,
Один за всех был пригвожден,
Одно спасенье всем смог дать!
Л. Васенина