День кре­ще­ния Господня


Явил­ся Иоанн, кре­стя в пустыне и про­по­ве­дуя кре­ще­ние пока­я­ния для про­ще­ния гре­хов. И выхо­ди­ли к нему вся стра­на Иудей­ская и Иеру­са­лим­ляне, и кре­сти­лись от него все в реке Иор­дане, испо­ве­дуя гре­хи свои. Иоанн же носил одеж­ду из вер­блю­жье­го воло­са и пояс кожа­ный на чре­с­лах сво­их, и ел акри­ды и дикий мед. И про­по­ве­до­вал, гово­ря: идет за мною Силь­ней­ший меня, у Кото­ро­го я недо­сто­ин, накло­нив­шись, раз­вя­зать ремень обу­ви Его; я кре­стил вас водою, а Он будет кре­стить вас Духом Свя­тым. И было в те дни, при­шел Иисус из Наза­ре­та Гали­лей­ско­го и кре­стил­ся от Иоан­на в Иор­дане. И когда выхо­дил из воды, тот­час уви­дел Иоанн раз­вер­за­ю­щи­е­ся небе­са и Духа, как голу­бя, схо­дя­ще­го на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой воз­люб­лен­ный, в Кото­ром Мое бла­го­во­ле­ние (Еван­ге­лие от Мар­ка, 1 глава).

Поче­му Иисус Хри­стос при­нял кре­ще­ние от Иоан­на? Ведь Иоанн кре­стил кре­ще­ни­ем пока­я­ния, а Иисус Хри­стос был без­греш­ным и Ему не нуж­но было ни в чем каяться?

Этим самым был оза­да­чен и сам Иоанн. Он при­вык при­зы­вать греш­ни­ков к пока­я­нию и ука­зы­вать им на необ­хо­ди­мость при­ня­тия кре­ще­ния. Но вот при­хо­дит Иисус из Наза­ре­та Гали­лей­ско­го и выра­жа­ет жела­ние кре­стить­ся. Иоан­ну сра­зу же было ясно, что перед ним сто­ит “Силь­ней­ший”, у Кото­ро­го он не досто­ит даже раз­вя­зать ремень обуви.

При­ня­ти­ем кре­ще­ния Хри­стос под­твер­дил, что кре­ще­ние Иоан­но­во было с небес. На страст­ной неде­ле Хри­стос задал пред­ста­ви­те­лям хра­ма вопрос: “Кре­ще­ние Иоан­но­во с небес было или от чело­ве­ков?” Вопро­ша­е­мые были весь­ма оза­да­че­ны (Марк. 11:27–33). Но если бы Иисус Хри­стос Сам не поз­во­лил Себя кре­стить, они мог­ли бы ска­зать Ему: “Ведь Ты Сам так­же не при­знал это кре­ще­ние”. Сле­до­ва­тель­но, Сво­им кре­ще­ни­ем Иисус Хри­стос засви­де­тель­ство­вал, что слу­же­ние Иоан­на было соглас­но воле Небес­но­го Отца. Сво­им кре­ще­ни­ем Иисус Хри­стос засви­де­тель­ство­вал, что кре­ще­ние Иоан­на озна­ча­ло боль­ше, чем толь­ко види­мый знак пока­я­ния. Кро­ме того, хри­сти­ан­ское кре­ще­ние сви­де­тель­ству­ет и о появ­ле­нии новой жиз­ни, кото­рую дару­ет Дух Свя­той. И, самое важ­ное, совер­ше­ние свя­щен­но­го акта Иису­сом Хри­стом озна­ча­ло, что Он, дви­жи­мый любо­вью и, будучи Сам без гре­ха (Рим. 8:3), взял на Себя грех чело­ве­че­ства и жерт­во­вал Сво­ей жиз­нью ради спа­се­ния всех греш­ни­ков зем­ли. Но когда же Хри­стос взял на Себя гре­хи мира? Раз­ве толь­ко на Гол­го­фе? Иоанн уже при кре­ще­нии назвал Иису­са Агн­цем Божи­им, Кото­рый берет на Себя грех мира (Иоан. 1:29–34). Таким обра­зом, кре­ще­ние и крест были все­гда вза­и­мо­свя­за­ны. И неда­ром Хри­стос Свои стра­да­ния назвал кре­ще­ни­ем (Марк. 10:38). Кре­ще­ни­ем Иису­са была созда­на связь меж­ду кре­ще­ни­ем Иоан­но­вым и хри­сти­ан­ским кре­ще­ни­ем. Оба кре­ще­ния сим­во­ли­зи­ру­ют остав­ле­ние гре­хов и конец пороч­ной преж­ней жиз­ни. Оба кре­ще­ния пред­по­ла­га­ли и пред­по­ла­га­ют веру: раз­ни­ца заклю­ча­ет­ся лишь в том, что кре­ще­ние Иоан­но­во тре­бо­ва­ло веры в гря­ду­ще­го, хри­сти­ан­ское — в уже при­шед­ше­го Мессию.

Как объ­яс­нить нис­хож­де­ние на Иису­са Хри­ста Духа Свя­то­го, ведь Он родил­ся от Духа Свя­то­го и был испол­нен Духом Свя­тым от рождения?

Кре­ще­ние Иису­са Хри­ста было как бы погра­нич­ным стол­бом меж­ду неиз­вест­ны­ми года­ми Его жиз­ни и откры­тым слу­же­ни­ем людям. В более широ­ком смыс­ле это кре­ще­ние яви­лось раз­де­ли­тель­ным зна­ком меж­ду Вет­хим и Новым Заве­том. Во вре­мя кре­ще­ния Хри­ста про­изо­шло нечто из ряда вон выхо­дя­щее (Марк. 1:10–11). Это “виде­ние” про­изо­шло тот­час после кре­ще­ния. Дух Свя­той, сошед­ший в виде голу­бя, создал новое еди­не­ние меж­ду небом и зем­лей. Это был един­ствен­ный слу­чай в Биб­лии, где Дух Свя­той изоб­ра­жен в виде голубя.

В бесе­де в доме Кор­ни­лия о кре­ще­нии Гос­по­да Петр обра­тил вни­ма­ние на то, “как Бог Духом Свя­тым и силою пома­зал Иису­са из Наза­ре­та” (Деян. 10:38).

В вет­хо­за­вет­ном наро­де царей и свя­щен­ни­ков посвя­ща­ли на слу­же­ние через пома­за­ние. После кре­ще­ния совер­ши­лось пома­за­ние Хри­ста в Царя-Мес­сию. И это совер­ши­ли не люди, а Сам Бог. С это­го вре­ме­ни Иисус Хри­стос был про­воз­гла­шен Мес­си­ей, что зна­чит Пома­зан­ни­ком Божи­им или Хри­стом. Воз­люб­лен­ный Сын Царя царей был воз­ве­ден в новый чин и испол­нен новой силой свы­ше для испол­не­ния пред­на­чер­та­ний Божи­их. Кре­ще­ние Иису­са Хри­ста было сви­де­тель­ством Его послу­ша­ния воле Небес­но­го Отца. В кре­ще­нии Спа­си­те­ля, несо­мнен­но, мно­гое для нас оста­ет­ся необъ­яс­ни­мым, но очень важ­но то, что в этом кре­ще­нии мы услы­ша­ли голос с неба. Это позна­ние оста­ет­ся неиз­мен­но вели­ким в жиз­ни нашей веры.

По мате­ри­а­лам жур­на­ла “Брат­ский вестник”.