День Свя­той Троицы

Он же день Пяти­де­сят­ни­цы. Послед­ние две тыся­чи лет люди живут в осо­бо близ­ком кон­так­те с Богом бла­го­да­ря дей­ствию Духа Свя­то­го. Свя­той Дух един с Отцом и Сыном. Дух Свя­той явля­ет­ся не про­сто вли­я­ни­ем или силой Бога-Отца, а Боже­ствен­ной лич­но­стью, вхо­дя­щей в Троицу.

Дей­ствия Свя­то­го Духа в веру­ю­щих оку­та­ны неко­то­рой таин­ствен­но­стью, и чада Божьи, осо­бен­но толь­ко начав­шие хри­сти­ан­ский путь, не все­гда спо­соб­ны разо­брать­ся в том, как им сле­ду­ет посту­пать, что­бы Дух Свя­той, самая неж­ная и чув­стви­тель­ная лич­ность Боже­ства, про­яв­лял­ся в них над­ле­жа­щим обра­зом. Кро­ме того, в отно­ше­нии кре­ще­ния Духом Свя­тым и Его даров в насто­я­щее вре­мя суще­ству­ет мно­же­ство, порой про­ти­во­ре­ча­щих друг дру­гу, тол­ко­ва­ний. Что же гово­рит Свя­щен­ное Писа­ние по это­му поводу?

Кре­ще­ние Духом Святым

«ибо Иоанн кре­стил водою, а вы, через несколь­ко дней после сего, буде­те кре­ще­ны Духом Свя­тым». 
(Деян. 1:5)

Вто­рая гла­ва кни­ги Дея­ний Апо­сто­лов посвя­ще­на опи­са­нию Пяти­де­сят­ни­цы в год смер­ти и вос­кре­се­ния Иису­са Хри­ста. В этот день нача­ла сози­дать­ся Цер­ковь Иису­са Хри­ста, и пер­вы­ми кам­ня­ми в фун­да­мен­те это­го Небес­но­го стро­е­ния ста­ли уче­ни­ки Хри­ста, с кото­ры­ми про­изо­шло собы­тие исклю­чи­тель­ной важ­но­сти: они были кре­ще­ны и испол­не­ны Духом Свя­тым. С тех пор кре­ще­ние Духом Свя­тым зани­ма­ет колос­саль­ное место в духов­ной жиз­ни каж­до­го хри­сти­а­ни­на, и Апо­стол Павел отно­сит его, наря­ду с уче­ни­ем о вод­ном кре­ще­нии, к начат­кам уче­ния Хри­сто­ва (Евр. 6:1), то есть к одно­му из исход­ных момен­тов, к нача­лу или к осно­ва­нию хри­сти­ан­ской жиз­ни и учения.

Сущ­ность кре­ще­ния Духом Святым

Что­бы понять, что пред­став­ля­ет собой кре­ще­ние Духом Свя­тым, надо преж­де все­го заду­мать­ся над тем, что такое кре­ще­ние вообще?

С поня­ти­ем «кре­ще­ние» мы встре­ча­ем­ся бук­валь­но на пер­вых стра­ни­цах Ново­го Заве­та, где еван­ге­ли­сты повест­ву­ют об Иоанне, сыне Заха­рии. Так как никто из четы­рех еван­ге­ли­стов, опи­сы­ва­ю­щих его дея­тель­ность, спе­ци­аль­но не объ­яс­ня­ет зна­че­ние это­го сло­ва, а так­же из сви­де­тель­ства исто­ри­ков и зна­то­ков того вре­ме­ни и из назва­ния, дан­но­го иуде­я­ми Иоан­ну, сыну Заха­рия, — Кре­сти­тель, ста­но­вит­ся ясно, что поня­тие «кре­ще­ние» было хоро­шо извест­но на рубе­же ста­рой и новой эры.

Дослов­ный смысл еврей­ско­го и гре­че­ско­го сло­ва «кре­ще­ние» озна­ча­ет «погру­же­ние», но в пере­нос­ном смыс­ле оно озна­ча­ло «при­со­еди­не­ние». Через обряд кре­ще­ния языч­ни­ки в меж­за­вет­ный пери­од при­ни­ма­ли иудей­ство, хотя по зако­ну для это­го доста­точ­но было обре­за­ния, этот обряд прак­ти­ко­вал­ся для тех, кто впер­вые при­ни­мал уча­стие в гре­че­ских мисте­ри­ях. Погру­жа­ясь в воду при кре­ще­нии, чело­век как бы види­мым обра­зом сви­де­тель­ство­вал о сво­ем при­об­ще­нии к новой рели­гии или о сво­ем погру­же­нии в новое уче­ние. Об этом же гово­рит пере­нос­ный смысл упо­треб­ле­ния это­го сло­ва в мир­ской лек­си­ке. Сре­ди воен­ных рас­про­стра­нен тер­мин «бое­вое кре­ще­ние», то есть ситу­а­ция, при кото­рой ново­бра­нец пер­вый раз попа­да­ет в бой.

Поня­тие кре­ще­ние как «при­со­еди­не­ние», или «погру­же­ние», пред­по­ла­га­ет объ­ект, то есть то, что погру­жа­ют или при­со­еди­ня­ют, и сре­ду, то есть то, во что погру­жа­ют или к чему при­со­еди­ня­ют. Если не про­ис­хо­дит погру­же­ния или при­со­еди­не­ния, то поня­тие «кре­ще­ние» теря­ет вся­кий смысл. Итак, гово­ря о кре­ще­нии, нам необ­хо­ди­мо понять «во что» чело­век крестится?

В Новом Заве­те упо­ми­на­ют­ся раз­ные кре­ще­ния: вод­ное кре­ще­ние, совер­ша­е­мое Иоан­ном Кре­сти­те­лем (Иоан­но­во Кре­ще­ние, Мк. 1:5; 11:30), вод­ное кре­ще­ние во имя Отца, Сына и Свя­то­го Духа (Мф. 28:19), кре­ще­ние Духом Свя­тым (Деян. 1:5), кре­ще­ние огнем (Мф. 3:11), кре­ще­ние в Мои­сея (1Кор. 10:2) и дру­гие. Подроб­но о сути кре­ще­ния во имя Тро­и­цы и об отли­чии его от Иоан­но­ва рас­ска­зы­ва­ет­ся в преды­ду­щем раз­де­ле, но важ­но понять, что хотя раз­ные виды кре­ще­ний пред­по­ла­га­ют раз­ную сре­ду и раз­ные объ­ек­ты кре­ще­ния, все они поз­во­ля­ют отве­тить на вопрос: «Во что кре­стит­ся человек?«Во что кре­стил Иоанн-Креститель?

Иоанн кре­стил, погру­жая при­хо­дя­щих к нему в воду, одна­ко Свя­щен­ное Писа­ние вез­де, где повест­ву­ет­ся о кре­ще­нии Иоан­на, ясно гово­рит, что оно совер­ша­лось водой, а не в воду, несмот­ря на то, что все собрав­ши­е­ся на бере­гу Иор­да­на виде­ли имен­но погру­же­ние в воду. То есть воды Иор­да­на высту­па­ли в дан­ном слу­чае не как сре­да, в кото­рую погру­жа­лись люди, а как сред­ство, кото­рым осу­ществ­ля­лось кре­ще­ние. Ясно, что, кро­ме внеш­ней, види­мой сто­ро­ны Иоан­но­во­го кре­ще­ния, была дру­гая, духов­ная сто­ро­на. И Свя­щен­ное Писа­ние дает ответ «во что кре­стил», то есть погру­жал, или при­со­еди­нял, при­хо­дя­щих к нему людей Иоанн.

Еван­ге­лист Мат­фей пере­да­ет сло­ва Иоан­на: «Я кре­щу вас в воде в пока­я­ние» (Мф. 3:11). Здесь совер­шен­но ясно ука­за­но, что Иоанн кре­стил в воде, а в дру­гих пере­во­дах — водой, но вода была сред­ством, или внеш­ней фор­мой, кре­ще­ния, а на вопрос «во что?» про­ис­хо­дит кре­ще­ние, Иоанн дает ответ — «в пока­я­ние». Таким обра­зом, хотя внешне про­ис­хо­ди­ло погру­же­ние в воду, но вода была не тем, «во что» погру­жал Иоанн сво­их после­до­ва­те­лей. Суть его кре­ще­ния заклю­ча­лась в том, что­бы погру­зить людей в покаяние.

Итак: Иоанн кре­стил (погру­жал, при­со­еди­нял) чем? — водой, во что? — в покаяние.

Во что кре­стил Иисус Хри­стос Духом Святым?

Иоанн, погру­жая людей в пока­я­ние, гото­вил их к при­хо­ду Мес­сии, о Кото­ром он так­же гово­рит как о Кре­сти­те­ле. Но сопо­став­ляя Его кре­ще­ние со сво­им, Иоанн посто­ян­но под­чер­ки­вал пре­вос­ход­ство гря­ду­ще­го кре­ще­ния и его прин­ци­пи­аль­ное отли­чие от того, что делал сам Иоанн. «Я кре­стил вас водою, а Он будет кре­стить вас Духом Свя­тым», — утвер­жда­ет Иоанн-Кре­сти­тель (Мк. 1:8). Эти сло­ва почти дослов­но повто­ря­ют все Еван­ге­ли­сты (Мф. 3:11; Лк. 3:16; Ин. 1:33), на них ссы­ла­ет­ся сам Иисус Хри­стос (Деян. 1:5), об этих же сло­вах гово­рит Апо­стол Петр (Деян. 11:15–16). По сути, кро­ме этих шести тек­стов в Биб­лии нет сти­хов с пря­мым ука­за­ни­ем на кре­ще­ние Духом Свя­тым. 
Из этих слов Иоан­на ясно, что он кре­стил, то есть погру­жал, водой, а Дру­гой (Иисус Хри­стос, как сле­ду­ет из Ин. 1:29–33) будет кре­стить то есть погру­жать, Духом Свя­тым. Но Иоанн не объ­яс­нил, «во что?» будет кре­стить сво­их после­до­ва­те­лей Иисус.

Кре­ще­ние Духом Свя­тым Иисус впер­вые совер­шил в день Пяти­де­сят­ни­цы (Деян. 2:1–4). В этот день иудеи, при­шед­шие на покло­не­ние в Иеру­са­лим, уви­де­ли уче­ни­ков Хри­ста в совер­шен­но новом каче­стве: сме­лы­ми и реши­тель­ны­ми, под­креп­ля­ю­щи­ми свои сло­ва чудес­ны­ми дей­стви­я­ми, то есть они виде­ли их в бук­валь­ном смыс­ле погру­жен­ны­ми в Боже­ствен­ную силу Духа Свя­то­го. И созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что в этот день Апо­сто­лы погру­зи­лись в Дух Свя­той, но все тек­сты Свя­щен­но­го Писа­ния, гово­ря­щие о духов­ном кре­ще­нии, ука­зы­ва­ют, что Дух Свя­той это не есть То, во что погру­жа­ет Хри­стос Сво­их после­до­ва­те­лей, а То, Чем Он это дела­ет. Сле­до­ва­тель­но, Дух Свя­той, будучи тре­тьим лицом Боже­ствен­ной Ипо­ста­си, высту­па­ет в дан­ном слу­чае сред­ством кре­ще­ния, как напи­са­но: «вы буде­те кре­ще­ны (Чем? а в дан­ном слу­чае — Кем?)

Духом Свя­тым» (Деян. 1:5). Так же как Иоанн кре­стил водой, а не в воду, хотя види­мым обра­зом это было погру­же­ние в воду, так и Иисус Хри­стос кре­стил Духом Свя­тым, а не в Дух Святой.

Сле­ду­ет так­же пом­нить, что необыч­ное внеш­нее пове­де­ние уче­ни­ков Хри­ста в день Пяти­де­сят­ни­цы нель­зя отож­деств­лять с самим кре­ще­ни­ем Духом Свя­тым. Боже­ствен­ное Сло­во ясно гово­рит, что уче­ни­ки после того как явил­ся шум и язы­ки как бы огнен­ные, то есть после того как про­изо­шло само кре­ще­ние, «испол­ни­лись Духа Свя­то­го» (Деян. 2:4), и толь­ко как резуль­тат испол­не­ния про­яви­лись язы­ки, про­ро­че­ства и дру­гие духов­ные явле­ния. И все-таки, Но если кре­ще­ние Духом Свя­тым не есть погру­же­ние в Дух Свя­той, то во что кре­стил (погру­жал) Хри­стос Сво­их последователей?

Свя­щен­ное Писа­ние не остав­ля­ет нас в неве­де­нии. Апо­стол Павел пишет: «Ибо все мы одним Духом кре­сти­лись в одно тело» (1Кор. 12:13). Это клю­че­вой стих в изу­че­нии исти­ны о кре­ще­нии Духом Свя­тым. Писа­ние утвер­жда­ет, что все веру­ю­щие кре­сти­лись Кем? — Духом, то есть ясно, что речь идет о кре­ще­нии Духом Свя­тым, во что? — в одно тело. В этих сло­вах Апо­стол еще раз ука­зы­ва­ет на Дух Свя­той как на сред­ство кре­ще­ния и уточ­ня­ет: во что про­ис­хо­дит кре­ще­ние? — в одно Тело. О каком Теле идет речь? В Свя­щен­ном Писа­нии упо­ми­на­ет­ся толь­ко одно тело, в кото­рое погру­жа­ет нас Дух Свя­той — это Тело Хри­ста: «…Мы чле­ны тела Его, от пло­ти Его и от костей Его» (Еф. 5:30), «…А тело — во Хри­сте» (Кол. 2:17) и дру­гие тексты.

То есть кре­ще­ние Духом Свя­тым есть про­цесс погру­же­ния, или при­со­еди­не­ния, чело­ве­ка к Телу Хри­ста, а Тело Его, как ука­зы­ва­ет Новый Завет, — это Его Неве­ста, Церковь.

Павел пря­мо заяв­ля­ет: «Тело Его, кото­рое есть Цер­ковь» (Кол. 1:24), а в дру­гом месте он гово­рит, что Бог поста­вил Хри­ста «выше все­го, гла­вою Церк­ви, кото­рая есть тело Его» (Еф. 1:22–23). Зна­чит, погру­жая избран­ных Сво­их Духом Свя­тым в Свое Тело, при­со­еди­няя их к Себе, Иисус Хри­стос тем самым вво­дит их в Свою Неви­ди­мую Все­лен­скую Цер­ковь. Таким обра­зом, через кре­ще­ние Духом Свя­тым Хри­стос дела­ет нас чле­на­ми Сво­ей Церк­ви, и Сло­во Божье не ука­зы­ва­ет дру­го­го спо­со­ба стать чле­ном Церк­ви Хри­сто­вой, как толь­ко соеди­нить­ся со Хри­стом посред­ством кре­ще­ния в Него Духом Святым.

Про­цесс кре­ще­ния Духом Святым

В Сло­ве Божьем нигде не содер­жит­ся пря­мо­го ука­за­ния — что людям сле­ду­ет делать, что­бы кре­стить­ся Духом Свя­тым. Это выгля­дит весь­ма стран­ным. Если дей­стви­тель­но кре­ще­ние Духом Свя­тым столь важ­ный духов­ный про­цесс, то о нем долж­но упо­ми­нать­ся почти на каж­дой стра­ни­це Биб­лии. Но это­го нет, и, оче­вид­но, глав­ная при­чи­на тако­го поло­же­ния в том, что кре­ще­ние Духом Свя­тым явля­ет­ся не целью, кото­рую людям сле­ду­ет дости­гать, а лишь сред­ством дости­же­ния основ­ной цели Божьей — при­ве­де­ни­ем чело­ве­ка в поло­же­ние искуп­лен­но­го чада Божье­го. А это зна­чит, что почти все эта­пы это­го важ­ней­ше­го духов­но­го про­цес­са не тре­бу­ют чело­ве­че­ско­го уча­стия и совер­ша­ют­ся самим Хри­стом. Если бы это было не так, Дух Свя­той на стра­ни­цах Свя­щен­но­го Писа­ния оста­вил бы подроб­ное руко­вод­ство, как сле­ду­ет посту­пать и что делать, что­бы Хри­стос кре­стил Духом Святым.

Нару­ше­ние Божье­го поряд­ка и пре­вра­ще­ние кре­ще­ния Духом Свя­тым в цель, кото­рую чело­ве­ку необ­хо­ди­мо достичь, часто при­во­дит к заблуж­де­ни­ям. Поэто­му вопрос: «Что мне надо сде­лать, что­бы кре­стить­ся Духом Свя­тым?» постав­лен некор­рект­но, в таком вопро­се име­ет­ся в виду, что кре­ще­ние — это цель, для дости­же­ния кото­рой надо что-то сде­лать. Но если пони­мать, что цель для чело­ве­ка заклю­ча­ет­ся в том, что­бы обре­сти жизнь веч­ную, соеди­нив­шись со Хри­стом, то и вопрос надо поста­вить соот­вет­ству­ю­щим обра­зом: «Что мне надо сде­лать, что­бы полу­чить жизнь веч­ную?» А на такой вопрос Свя­щен­ное Писа­ние дает мно­го­крат­ный и повто­ря­ю­щий­ся в раз­ной фор­ме ответ. И в обра­зе притч, и в обра­зе исто­рий, и в пря­мой речи Хри­ста, и в дру­гих фор­мах Писа­ние ука­зы­ва­ет, что Бог дару­ет чело­ве­ку жизнь веч­ную в ответ на веру во Хри­ста как в Мес­сию, Сына Божье­го (Ин. 20:31 и другие).

Об этом же сви­де­тель­ству­ют исто­рии, запи­сан­ные в кни­ге Дея­ний. Хотя каж­дый слу­чай при­со­еди­не­ния к Церк­ви Хри­сто­вой явля­ет­ся инди­ви­ду­аль­ным, меж­ду ними есть нечто общее. Люди все­гда про­яв­ля­ли искрен­нюю веру в Иису­са Хри­ста как Мес­сию, постра­дав­ше­го за их гре­хи, a Ииcyc, со Сво­ей сто­ро­ны, при­со­еди­нял их к Церк­ви Сво­ей посред­ством кре­ще­ния Духом Свя­тым, о Кото­ром боль­шин­ство из уве­ро­вав­ших даже не зна­ли в тот момент. Так, напри­мер, неве­ро­ят­но, что­бы Филипп, бла­го­вест­вуя евну­ху о Хри­сте (Деян. 8:30–38), объ­яс­нил ему сущ­ность кре­ще­ния Духом Свя­тым, или Петр, сви­де­тель­ствуя Кор­ни­лию (Деян. 10:27–43), ука­зал на необ­хо­ди­мость духов­но­го кре­ще­ния. Никто из Апо­сто­лов в сво­их про­по­ве­дях и посла­ни­ях не гово­рил, что надо сде­лать, что­бы кре­стить­ся Духом Свя­тым, но они все­гда гово­ри­ли о резуль­та­те это­го кре­ще­ния и ука­зы­ва­ли путь, кото­рым мож­но его достичь. Так как резуль­та­том кре­ще­ния Духом Свя­тым явля­ет­ся при­со­еди­не­ние к Церк­ви Хри­сто­вой, усы­нов­ле­ние, искуп­ле­ние и жизнь веч­ная, то в Сло­ве Божьем и в уче­нии Апо­сто­лов пре­дель­но ясно изло­же­но, что сле­ду­ет делать, что­бы полу­чить этот результат:

Веро­вать во Хри­ста Иису­са, пока­ять­ся и при­нять вод­ное крещение.

Апо­стол Петр на вопрос иуде­ев в день Пяти­де­сят­ни­цы: «…Что нам делать мужи бра­тия?» отве­ча­ет: «…Покай­тесь и да кре­стит­ся каж­дый из вас во имя Иису­са Хри­ста для про­ще­ния гре­хов» (Деян. 2:37–38). Апо­стол Павел на такой же вопрос тем­нич­но­го стра­жа: «…Что мне делать, что­бы спа­стись?» отве­ча­ет: «…Веруй в Гос­по­да Иису­са Хри­ста, и спа­сешь­ся ты и весь дом твой» (Деян. 16:30–31). Оба Апо­сто­ла гово­ри­ли об одном и том же, толь­ко Петр ука­зы­вал на види­мые зна­ки веры, а Павел — на внут­рен­нее, духов­ное усло­вие спа­се­ния. Мож­но при­ве­сти еще мно­го тек­стов Свя­щен­но­го Писа­ния, кото­рые утвер­жда­ют, что спа­се­ние, усы­нов­ле­ние и жизнь веч­ную чело­век полу­ча­ет, имея веру от все­го серд­ца, про­яв­лен­ную в пока­я­нии и вод­ном крещении.

Кре­ще­ние Духом Свя­тым — это дело Божье, и Иисус, совер­шая кре­ще­ние Духом Свя­тым, все­гда делал это по Сво­ей воле, а не по воле или жела­нию чело­ве­ка, ибо Он есть Кре­стя­щий Духом Свя­тым. Так как нигде Сло­во Божье не ука­зы­ва­ет, что еще тре­бу­ет­ся от чело­ве­ка для спа­се­ния и жиз­ни веч­ной сверх веры, выра­жен­ной в пока­я­нии и кре­ще­нии, то нет ника­ко­го осно­ва­ния счи­тать, что для кре­ще­ния Духом Свя­тым тре­бу­ет­ся что-то дру­гое, так как спа­се­ние и жизнь веч­ную люди полу­ча­ют через при­со­еди­не­ние ко Хри­сту путем кре­ще­ния Духом Святым.

Таким обра­зом у чело­век, выпол­нив­ший со сво­ей сто­ро­ны усло­вия, кото­рые тре­бу­ет Бог, может быть абсо­лют­но уве­рен­ным, что и Бог со Сво­ей сто­ро­ны непре­мен­но подаст обе­щан­ное ~ соеди­нит его со Хри­стом, ибо все обе­то­ва­ния Божьи «да и аминь» (2 Кор. 1:20).

Сер­гей Сан­ни­ков, «Фун­да­мент»