«Не пожелай» Исх.20:17.
Святой Павел пишет Тимофею, что корень всех зол есть сребролюбие. Иоанн Златоуст, размышляя о зависти, сообщает, что «зависть — тяжкая болезнь, в некотором отношении, худшая самого корня зол». Следовательно, завистливый человек хуже сребролюбивого.
Действительно, если сребролюбивый сориентирован на обогащение и все чаяния его в материальных благах, то завистливому человеку не дает покоя успех ближнего своего. У сребролюбивого основная проблема (это его сестра) — Ненасытимость. Дочери ее именуются: Давай, Давай (Пр.30:15). Завистливый же болеет здоровьем ближнего своего. В. И. Даль, объясняя, что означает завидовать, написал: «досадовать на чужую удачу, счастье; болеть чужим здоровьем; жалеть, что у самого нет того, что есть у другого».
О зависти неоднократно упоминается в Священном Писании. Ветхозаветный пророк Исаия утверждает, что отец ее — сатана. Денница, сын зари, позавидовал Создателю и сказал себе самому: «взойду на небо, выше звезд Божиих, вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:13,14). Затем активно проповедовал эту ложь, увлек за собой треть ангельского мира и был сброшен Творцом. Нечто подобное произошло и в Едемском саду, когда грех вихрем ворвался в нашу жизнь. Со дня грехопадения и доныне зависть является тяжелой духовной болезнью человека, исцелить которую способен только лишь Иисус Христос, если человек этого пожелает.
Именно зависть была причиной первого убийства, когда брат поднял руку на брата. Этот грех унес четвертую часть человечества. Зависть к отчей любви побудила братьев продать Иосифа в рабство. Дафан, Корей и Авирон, позавидовав Моисею и Аарону, вместе со своими сообщниками возбудили мятеж против воли Божией. Отношения Саула и Давида навсегда были испорчены вследствие зависти. Возвращаясь из военного похода с победой над Филистимлянами, царь Саул услышал возгласы радующихся женщин: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч» (1Цар.18:6–9) и … отношения царя Саула и Давида так и не восстановились.
Иисус, молодой и популярный в народе Учитель, за Которым следовали тысячи соплеменников, был ненавидим религиозной знатью Иерусалима. Даже прокуратор Пилат знал причину предательства Господа на распятие — зависть (Матф.27:18; Марк.15:10).
Екклесиаст с горечью передает свои наблюдения: «Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою» (4:4,5). С горечью замечает мудрец, что всякий успех в делах не одни лишь радости приносит, но сеет между людьми зависть и злобу. Уместно будет поразмыслить над одной древней историей-притчей: царю служили два царедворца. Причем один из них был очень завистлив. Зная слабость своего слуги, царь, пригласив его к себе, сказал: «За многолетний и добросовестный труд — назначь себе награду, но только знай, что чего бы ты ни попросил, сопернику твоему я дам вдвое больше». Не колеблясь, завистливый царедворец попросил у царя: «владыка, выколи мне один глаз, дабы сопернику моему быть слепым». Итак, как же поступит царь?
А как поступает с завистниками Бог?
Л. В. Шульц
окончание в следующем номере газеты