Деся­тая заповедь

«Не поже­лай» Исх.20:17.

Свя­той Павел пишет Тимо­фею, что корень всех зол есть среб­ро­лю­бие. Иоанн Зла­то­уст, раз­мыш­ляя о зави­сти, сооб­ща­ет, что «зависть — тяж­кая болезнь, в неко­то­ром отно­ше­нии, худ­шая само­го кор­ня зол». Сле­до­ва­тель­но, завист­ли­вый чело­век хуже сребролюбивого.
Дей­стви­тель­но, если среб­ро­лю­би­вый сори­ен­ти­ро­ван на обо­га­ще­ние и все чая­ния его в мате­ри­аль­ных бла­гах, то завист­ли­во­му чело­ве­ку не дает покоя успех ближ­не­го сво­е­го. У среб­ро­лю­би­во­го основ­ная про­бле­ма (это его сест­ра) — Нена­сы­ти­мость. Доче­ри ее име­ну­ют­ся: Давай, Давай (Пр.30:15). Завист­ли­вый же боле­ет здо­ро­вьем ближ­не­го сво­е­го. В. И. Даль, объ­яс­няя, что озна­ча­ет зави­до­вать, напи­сал: «доса­до­вать на чужую уда­чу, сча­стье; болеть чужим здо­ро­вьем; жалеть, что у само­го нет того, что есть у другого». 
О зави­сти неод­но­крат­но упо­ми­на­ет­ся в Свя­щен­ном Писа­нии. Вет­хо­за­вет­ный про­рок Иса­ия утвер­жда­ет, что отец ее — сата­на. Ден­ни­ца, сын зари, поза­ви­до­вал Созда­те­лю и ска­зал себе само­му: «взой­ду на небо, выше звезд Божи­их, воз­не­су пре­стол мой, и сяду на горе в сон­ме богов, на краю севе­ра; взой­ду на высо­ты облач­ные, буду подо­бен Все­выш­не­му» (Ис.14:13,14). Затем актив­но про­по­ве­до­вал эту ложь, увлек за собой треть ангель­ско­го мира и был сбро­шен Твор­цом. Нечто подоб­ное про­изо­шло и в Едем­ском саду, когда грех вих­рем ворвал­ся в нашу жизнь. Со дня гре­хо­па­де­ния и доныне зависть явля­ет­ся тяже­лой духов­ной болез­нью чело­ве­ка, исце­лить кото­рую спо­со­бен толь­ко лишь Иисус Хри­стос, если чело­век это­го пожелает. 
Имен­но зависть была при­чи­ной пер­во­го убий­ства, когда брат под­нял руку на бра­та. Этот грех унес чет­вер­тую часть чело­ве­че­ства. Зависть к отчей люб­ви побу­ди­ла бра­тьев про­дать Иоси­фа в раб­ство. Дафан, Корей и Ави­рон, поза­ви­до­вав Мои­сею и Ааро­ну, вме­сте со сво­и­ми сообщ­ни­ка­ми воз­бу­ди­ли мятеж про­тив воли Божи­ей. Отно­ше­ния Сау­ла и Дави­да навсе­гда были испор­че­ны вслед­ствие зави­сти. Воз­вра­ща­ясь из воен­но­го похо­да с побе­дой над Фили­стим­ля­на­ми, царь Саул услы­шал воз­гла­сы раду­ю­щих­ся жен­щин: «Саул побе­дил тыся­чи, а Давид — десят­ки тысяч» (1Цар.18:6–9) и … отно­ше­ния царя Сау­ла и Дави­да так и не восстановились. 
Иисус, моло­дой и попу­ляр­ный в наро­де Учи­тель, за Кото­рым сле­до­ва­ли тыся­чи сопле­мен­ни­ков, был нена­ви­дим рели­ги­оз­ной зна­тью Иеру­са­ли­ма. Даже про­ку­ра­тор Пилат знал при­чи­ну пре­да­тель­ства Гос­по­да на рас­пя­тие — зависть (Матф.27:18; Марк.15:10).
Еккле­си­аст с горе­чью пере­да­ет свои наблю­де­ния: «Видел я так­же, что вся­кий труд и вся­кий успех в делах про­из­во­дит вза­им­ную меж­ду людь­ми зависть. И это — суе­та и том­ле­ние духа! Глу­пый сидит, сло­жив свои руки, и съе­да­ет плоть свою» (4:4,5). С горе­чью заме­ча­ет муд­рец, что вся­кий успех в делах не одни лишь радо­сти при­но­сит, но сеет меж­ду людь­ми зависть и зло­бу. Умест­но будет пораз­мыс­лить над одной древ­ней исто­ри­ей-прит­чей: царю слу­жи­ли два царе­двор­ца. При­чем один из них был очень завист­лив. Зная сла­бость сво­е­го слу­ги, царь, при­гла­сив его к себе, ска­зал: «За мно­го­лет­ний и доб­ро­со­вест­ный труд — назначь себе награ­ду, но толь­ко знай, что чего бы ты ни попро­сил, сопер­ни­ку тво­е­му я дам вдвое боль­ше». Не колеб­лясь, завист­ли­вый царе­дво­рец попро­сил у царя: «вла­ды­ка, выко­ли мне один глаз, дабы сопер­ни­ку мое­му быть сле­пым». Итак, как же посту­пит царь? 
А как посту­па­ет с завист­ни­ка­ми Бог?

Л. В. Шульц 
окон­ча­ние в сле­ду­ю­щем номе­ре газеты