Девят­кин Васи­лий Тимофеевич

В зда­нии Боро­ви­че­ской Церк­ви по адре­су: ул. Льва Тол­сто­го 102, 8 янва­ря 2003 года состо­я­лось тра­ур­ное Бого­слу­же­ние. Бра­тья и сест­ры про­во­жа­ли в послед­ний путь ста­рей­ше­го слу­жи­те­ля и пре­сви­те­ра Севе­ро-запа­да, воз­люб­лен­но­го бра­та и дру­га — Девят­ки­на Васи­лия Тимофеевича.

Ото­шел в веч­ность бла­го­сло­вен­ный тру­же­ник на ниве Божьей, пре­сви­тер Боро­ви­че­ской Церк­ви с 1965 года. Гос­подь ото­звал в небес­ные оби­те­ли бра­та, мно­го послу­жив­ше­го не толь­ко Боро­ви­че­ской Церк­ви, но и все­му Нов­го­род­ско­му реги­о­ну и даже до края зем­ли «Север­ной». Его зна­ли и люби­ли вез­де, поэто­му и съе­ха­лись бра­тья и сест­ры, слу­жи­те­ли Божьи со всей области.

«В 1941 году на фрон­те, в зами­ни­ро­ван­ном доме, под тек­стом «Бог есть любовь», кото­рый был напи­сан на кус­ке ват­ма­на, я уви­дел кни­гу и сра­зу узнал ее: это была Биб­лия. Вос­при­няв это, как зна­ме­ние от Бога, встал на коле­ни и при­звал имя Гос­по­да», — так рас­ска­зы­вал о сво­ем пока­я­нии Васи­лий Тимо­фе­е­вич. Конеч­но же, Девят­кин слы­шал о Боге и до это­го и Биб­лию видел, пото­му что род­ствен­ни­ки были веру­ю­щие. После ВОВ в 1947 году он всту­пил в Завет с Гос­по­дом, при­няв Свя­тое вод­ное крещение.

Вот как засви­де­тель­ство­вал один из слу­жи­те­лей Церк­ви, Петуш­ков Васи­лий Ефи­мо­вич: «Мы с Васи­ли­ем Тимо­фе­е­ви­чем слу­жи­ли Гос­по­ду с 1950 года; да, пол­ве­ка брат посвя­тил для сво­е­го Гос­по­да Иису­са Христа».

Рев­ност­ный свя­щен­но­слу­жи­тель, он успе­вал побы­вать вез­де, несмот­ря на то, что у само­го была боль­шая семья. Кре­стил, отпе­вал, сочи­ты­вал и молил­ся, и, глав­ное, нико­гда нико­му не отка­зы­вал в прось­бе.

По под­шив­кам газет 60‑х, 70‑х, кото­рые пест­ре­ли ста­тья­ми анти­ре­ли­ги­оз­но­го направ­ле­ния таких авто­ров, как Зоя Согри­на, Мари­на Боро­но­ва, А. Авто­но­мов, А. Тара­со­ва, Л. Аль­шиц, Н. Пету­хов, мож­но напи­сать целую исто­рию Еван­гель­ско­го и бап­тист­ско­го дви­же­ния на Нов­го­род­чине, и почти в каж­дой имя Девят­ки­на В.Т.

Одна из них — «Под мас­кой свя­то­сти» («Нов­го­род­ская прав­да» № 31 за 7 фев­ра­ля 1965 года, автор A. Авто­но­мов): «… Я имел раз­го­вор с руко­во­ди­те­лем «Меж­кол­хоз­строя» Н. Васи­лье­вым. — Рабо­та­ет Девят­кин хоро­шо, пре­тен­зий к нему у нас нет…» Но Авто­но­мов пред­став­ля­ет это по-дру­го­му: « Зря дока­зы­ва­ет Нико­лай Васи­лье­вич, что Девят­кин отли­ча­ет­ся тру­до­лю­би­ем. В его види­мом при­ле­жа­нии к рабо­те есть обо­рот­ная сто­ро­на — черст­вый эго­изм. Созна­ние обще­ствен­но­го дол­га ему неве­до­мо, дела бри­га­ды без­раз­лич­ны». (В то вре­мя Девят­кин В.Т. был бри­га­ди­ром сто­ля­ров — напи­са­но там же). Далее в ста­тье гово­рит­ся о духов­ной забо­те Васи­лия Тимо­фе­е­ви­ча: «Боро­ви­че­ские бап­ти­сты под руко­вод­ством В. Девят­ки­на устра­и­ва­ют свои сбо­ри­ща у него в доме, в доме у Еме­лья­но­вых по ули­це A. Нев­ско­го и дру­гих местах, зани­ма­ют­ся вер­бов­кой новых душ».

После того, как Васи­лий Тимо­фе­е­вич окре­стил несколь­ко чело­век в Малой Више­ре, Зоя Согри­на напи­са­ла, конеч­но, не первую и не послед­нюю ста­тью в газе­ту «Не огра­ни­чи­вать­ся ком­па­ни­ей» («Нов­го­род­ская прав­да», № 22 за 26 янва­ря 1973 года): «В Малой Више­ре захо­те­ли окре­стить­ся трое. Вопрос: «Где?» В реч­ке холод­но­ва­то, сво­ей купе­ли нет. Спе­ци­аль­но из Боро­ви­чей пре­сви­тер тамош­ней общи­ны В. Девят­кин нашел выход из поло­же­ния – окре­стил всех тро­их в ван­ной. Как это мог­ло про­изой­ти, труд­но ска­зать. Во вся­ком слу­чае, сей­час все друж­но раз­во­дят рука­ми и недо­уме­ва­ют. А бра­тья и сест­ры доволь­ны — в их пол­ку при­бы­ло, да и выход-то какой про­стой! Ну, а что же ате­и­сты? Опять тот же вопрос, сте­рео­тип­ный. И почти при­выч­ный ответ — пока ничего».

За это кре­ще­ние Васи­лий Тимо­фе­е­вич был оштрафован.

Всю свою жизнь Девят­кин посвя­тил слу­же­нию Хри­сту Гос­по­ду и людям, невзи­рая на при­тес­не­ния, напад­ки и штрафы.

Вот такой он был, неуто­ми­мый, неуго­мон­ный тру­же­ник Цар­ства Божия, сохра­нив­ший таин­ство веры Хри­сто­вой и оста­вив­ший неиз­гла­ди­мый след на зем­ле Новгородской.