В 1909 году был издан дневник одного священника, жившего в XIX в. Имя священника не было указано. Дневник содержал толкование 365 библейских фраз, по количеству дней года. Эта книга была любимой книгой последней российской императрицы Александры Федоровны. С нею она не расставалась до конца своих дней. Здесь приведены некоторые отрывки из книги.
Лучшая доля.
“Да будет воля Твоя и на земле, как на небе” (Лк. 11,2)
Лучшая доля на земле – творить волю Божию. Не иногда, поверхностно, часто неохотно, но так, как она творится на небе. Три первых прошения молитвы относятся прямо к отцу: имя Твое, воля Твоя. Христос учит человека ставить Бога на первое место, которое Ему и принадлежит. сперва небесное – потом земное, сперва духовное – потом телесное, сперва Божие – потом человеческое. Христос открывает взоры людские, прикованные к окружающему, и устремляет их на Отца и на то, что Его касается. У людей не так: свое стоит на главном месте. Свои заботы, нужды, дела поглощают все, и мы прибегаем с ними к Богу, как единственному выходу из тяжелого положения. Он же Сам, может быть, не имеет в нашей жизни никакого места. От того неправильность, греховность, бесцельность существования.
Христос признает только один порядок вещей и возвещает его в этой чудной молитве: “В начале Бог”. Когда человек тоже воспримет душой эту истину, тогда только для него наступит настоящая христианская жизнь. Ища прежде всего воли Божией и творя ее по мере света, ему данного, он входит в область Царствия Божия и начинает познавать и прославлять имя Того, от Которого исходит всякая благодать и исполнение всякой нужды. Является тогда равновесие в его душе, и тогда воля Божия не просто принимается с печальной покорностью, но творится с полной энергией и доверием преданной любви.
В одной школе спросили детей : “Как творится воля Божия на небе?” Множество посыпалось ответов: “охотно”, “сейчас”, “радостно”… Последний голосок принадлежал очень маленькой девочке, которая благоговейно сказала: “Не спрашивая – почему!” Да, с доверием, которое не вопрошает, но исполняет, творят волю Божию те, которые сознательно произносят это третье прошение и согласуют с ним свою жизнь.
Не пренебрегайте и малыми делами.
“Теперь призовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея” (4 Царств 3,15)
У пророка Елисея, возмущенного нечестием царя Иорама, стало тяжело на душе, он не мог ни на что смотреть, ничего решать, ему захотелось хоть на минуту чего-то, успокаивающего растревоженный дух. И вот он призывает гуслиста, и этот человек, имя которого даже не упоминается, исполняет именно то, для чего он был призван. Бог ему дал музыкальное дарование, и он этим дарованием беспрекословно, своевременно послужил пророку Божию. Более того: чудное, великое дело совершилось во время его игры “Рука Господня коснулась” смущенного сердца раба Своего Елисея, и ему открылось, что именно он должен решить и сказать от имени Господа.
Разум его прояснился, и уста его опять с торжественною уверенностью произнесли: “Так говорит Господь”. Он успокоился и в утихшей душе расслышал опять голос Божий. А способствовал всему этому послушный, усердный гуслист; он откликнулся на зов и послужил, чем мог. Может быть, он был очень незначительный человек, но тут он совершил великое дело.
Что же нам за польза от этого всего? Большинство людей хочет делать большие дела, ищет самостоятельности и славы и пренебрегает малой услугой, мелким, по-видимому, делом, считая его или ниже себя, или бесполезным. Не понимают они, что не то действительно велико, что кажется таким: Мысли Божьи не наши мысли, и Его оценка с нашей не сходится. Две лепты вдовицы были Ему дороже всех прочих сокровищ; каждое одеяние, сшитое для бедных благочестивой женщиной (деян.9, 36–43), перечисляется в Его слове, и музыка этого гуслиста тоже не забыта.
С другой стороны, многие громкие, видные дела человеческие не имеют у Него цены. Итак, “Служите друг другу каждый тем даром, какой получил, как добрый домостроитель многоразличной благодати Божией”(1 петр. 4, 10), и помните, что служение, принесенное одному из Его учеников, или пророков, или вестников, получит от Него великое воздаяние.