Доб­ро и зло в каплях

В твор­че­стве Н. В. Гого­ля вни­ма­тель­ный взор может узреть уче­ние о так назы­ва­е­мых малых вели­чи­нах зла. Вот что пишет по это­му пово­ду Д. С. Мереж­ков­ский: «Зло види­мо всем в вели­ких нару­ше­ни­ях нрав­ствен­но­го зако­на, в ред­ких и необы­чай­ных зло­дей­ствах, в потря­са­ю­щих раз­вяз­ках тра­ге­дий; Гоголь пер­вый уви­дел неви­ди­мое и самое страш­ное, веч­ное зло не в тра­ге­дии, а в отсут­ствии все­го тра­ги­че­ско­го, не в силе, а в бес­си­лии, не в безум­ных край­но­стях, а в слиш­ком бла­го­ра­зум­ной сере­дине, не в остро­те и в глу­бине, а в тупо­сти и плос­ко­сти, пош­ло­сти всех чело­ве­че­ских чувств и мыс­лей, не в самом вели­ком, а в самом малом. Гоголь сде­лал для нрав­ствен­ных изме­ре­ний то же, что Лейб­ниц для мате­ма­ти­ки, — открыл как бы диф­фе­рен­ци­аль­ное исчис­ле­ние, бес­ко­неч­но вели­кое зна­че­ние бес­ко­неч­но малых вели­чин добра и зла. Пер­вый он понял, что чёрт и есть самое малое, кото­рое лишь вслед­ствие нашей соб­ствен­ной мало­сти кажет­ся вели­ким, самое сла­бое, кото­рое лишь вслед­ствие нашей соб­ствен­ной сла­бо­сти, кажет­ся силь­ным». Д. С. Мереж­ков­ский «Гоголь. Твор­че­ство, жизнь и религия».

Неда­ром у нас есть выра­же­ние: дья­вол кро­ет­ся в мело­чах. Боль­шое зло все­гда хоро­шо вид­но, его не скро­ешь, оно бук­валь­но кри­чит о себе, по его пово­ду даже бес­смыс­лен­но спо­рить, если мы, конеч­но, не нахо­дим­ся в обще­стве цинич­ных мер­зав­цев. Чер­ное есть чер­ное, и если у нас всё в поряд­ке со зре­ни­ем и мы в здра­вом рас­суд­ке, то про­тив это­го глу­по высту­пать. О чем-то мы даже гово­рим: «это за гра­нью добра и зла», настоль­ко это, мол, оче­вид­ное зло. Мел­кие недо­стат­ки, несты­ков­ки, несо­от­вет­ствия не ужа­са­ют, все ведь оши­ба­ем­ся. У нас есть отлич­ный спи­сок смерт­ных гре­хов, где все пре­дель­но понят­но, вещи назва­ны сво­и­ми име­на­ми, вопрос толь­ко в том, какие могут быть при­ня­ты меры. Дру­гой вопрос, что живем мы во вре­ме­на не чер­но-белые, слиш­ком мно­го оттен­ков, полу­то­нов, мно­го напус­ка­ет­ся тума­ну. Вот и при­хо­дит­ся в мире слож­ных цве­то­вых гамм каким-то обра­зом ориентироваться.

Итак, дья­вол пря­чет­ся сре­ди мело­чей. Про­ве­ди­те иссле­до­ва­ние и вы при­де­те к чет­ко­му выво­ду, что при­чи­ной боль­шин­ства семей­ных ссор (кото­рые неред­ко в наше вре­мя закан­чи­ва­ют­ся раз­во­да­ми) – не гло­баль­ные про­ти­во­ре­чия, не миро­воз­зрен­че­ские несо­от­вет­ствия, а сущие мело­чи. Мел­кие, совер­шен­но без­обид­ные ошиб­ки и недо­стат­ки, име­ют свой­ство накап­ли­вать­ся и обра­зо­вы­вать целые сугро­бы. Мел­кий мусор очень труд­но уби­рать, он нарас­та­ет мед­лен­но, но уве­рен­но, а потом, пыта­ясь наве­сти сре­ди этой мело­чи поря­док, мож­но «выплес­нуть с водой и ребен­ка». Все нуж­но делать свое­вре­мен­но, ина­че может набрать­ся кри­ти­че­ская мас­са это­го мало­го зла и тогда слу­ча­ет­ся взрыв, как гово­рит­ся: чаша тер­пе­ния пере­пол­ни­лась. Малое зло – это бом­ба замед­лен­но­го дей­ствия, гор­чич­ное зер­но, кото­рое может вырас­ти до гигант­ских раз­ме­ров. И вот, мел­кие пят­на, досад­ные ошиб­ки, греш­ки, начи­на­ют нагро­мож­дать­ся, соеди­нять­ся с дру­ги­ми и, таким обра­зом, запол­ня­ют собой все про­стран­ство. Смот­ришь, а мир уже погряз во зле. А ведь люди нас окру­жа­ют, по боль­шо­му сче­ту, вовсе не пло­хие. Невоз­мож­но кого-то назвать сущ­ност­ным него­дя­ем. У всех есть поло­жи­тель­ные чер­ты и поло­жи­тель­но­го, как пра­ви­ло, боль­ше отри­ца­тель­но­го. Вот и воз­ни­ка­ет про­бле­ма фик­са­ции зла, всё такое без­обид­ное и невин­ное, не сто­я­щее даже внимания.

Вот как лег­ко было судить пой­ман­ную в пре­лю­бо­де­я­нии жен­щи­ну, тут-то судьи, да и выстро­и­лись в оче­редь. Это совер­шен­но явный и бес­спор­ный грех, кото­рый зани­ма­ет твер­дое при­зо­вое место в перечне нару­ше­ний Зако­на. И тут-то Хри­стос ука­зы­ва­ет людям на их мел­кие гре­хи. Грех есть грех – мел­кий он или круп­ный. Ну при­врал, при слу­чае… ну поду­ма­ешь, это ж так, для крас­но­го слов­ца. Ну, косточ­ки кое-кому пере­мыл… ну поду­ма­ешь, все так дела­ют, мои небось, пере­мы­ты до зер­каль­но­го блес­ка. Ну, взял мелочь, кото­рая непра­виль­но лежа­ла… ну поду­ма­ешь, от это­го никто не обед­не­ет, а я не раз­бо­га­тею. Ну, сорвал­ся на ком-то… ну поду­ма­ешь, все же люди, чай не робо­ты, все объ­яс­ни­мо: уста­лость, стресс и все такое… Ну, про­шел мимо нуж­да­ю­ще­го­ся… да вре­ме­ни ведь нет, у меня важ­ные дела, может даже духов­ных сфер каса­ю­щи­е­ся. Ну, не выпол­нил обе­ща­ние… ниче­го страш­но­го, выпол­ню в дру­гой раз. Ну, дал раз­ви­тие гряз­ной сплет­ни… изви­ни­те! не я начал, я толь­ко пере­ска­зал (не без соб­ствен­ной интер­пре­та­ции, конечно)…

Кста­ти, о сплет­нях, вот что писал по это­му пово­ду, выше­упо­мя­ну­тый Н. В. Гоголь: «Я совер­шен­но убе­дил­ся в том, что сплет­ня пле­тет­ся чер­том, а не чело­ве­ком, — пишет Гоголь в част­ном пись­ме по пово­ду част­но­го дела. — Чело­век от празд­но­сти и сглу­па бряк­нет сло­во без смыс­ла, кото­ро­го бы и не хотел ска­зать (не так ли имен­но Боб­чин­ский и Доб­чин­ский бряк­ну­ли сло­во „реви­зор“?). Это сло­во пой­дет гулять; по пово­ду его дру­гой отпу­стит в празд­но­сти дру­гое; и мало-пома­лу спле­тет­ся сама собою исто­рия, без ведо­ма всех. Насто­я­ще­го авто­ра ее безум­но и отыс­ки­вать, пото­му что его не оты­щешь… Не обви­няй­те нико­го… Помни­те, что все на све­те обман, все кажет­ся нам не тем, чем оно есть на самом деле… Труд­но, труд­но жить нам, забы­ва­ю­щим вся­кую мину­ту, что будет наши дей­ствия реви­зо­вать Тот, Кого ничем не под­ку­пишь» (Н. В. Гоголь. Пись­мо к N. F. из Моск­вы от 6 декаб­ря 1849).

Малое зло усып­ля­ет бди­тель­ность, при­туп­ля­ет вни­ма­ние, все­ля­ет чув­ство удо­вле­тво­рен­но­сти и бла­го­устро­ен­но­сти: все, мол, под кон­тро­лем, ниче­го кри­ти­че­ско­го не про­ис­хо­дит. Нет совер­шен­но ника­ких осно­ва­ний бить тре­во­гу. Мы такие хоро­шие, что не в чем перед Богом даже каять­ся. Имен­но поэто­му, пад­шим греш­ни­кам намно­го про­ще осо­знать свою нуж­ду в Боге, чем интел­ли­гент­ным и поря­доч­ным людям. А мы ведь имен­но тако­вы. Не так ли?

Итак, есть малое зло, а есть малое доб­ро, кото­рое мы тоже склон­ны не заме­чать. Вот геро­и­че­ские подви­ги хоро­шо вид­ны, бла­го­тво­ри­тель­ные акции, пуб­лич­ные меро­при­я­тия по бла­го­ве­стию, а малень­кие доб­рые поступ­ки оста­ют­ся неза­ме­чен­ны­ми. И нам самим начи­на­ет казать­ся, что эти поступ­ки настоль­ко ничтож­ны, что нет смыс­ла их и делать. Малое доб­ро – это учти­вость, при­вет­ли­вость, веж­ли­вость, улыб­чи­вость, это жела­ние помочь ближ­не­му, пусть в самой незна­чи­тель­ной мело­чи. Это пози­тив­ное отно­ше­ние к миру, здра­вый опти­мизм – то, чего сего­дня так ката­стро­фи­че­ски не хва­та­ет. Может, нас сму­ща­ет отсут­ствие бла­го­дар­но­сти? Так не ради нее же ста­ра­ем­ся: «Делая доб­ро, да не уны­ва­ем, ибо в свое вре­мя пожнем, если не осла­бе­ем» (Гала­там 6:9).

Зло по кап­ле соби­ра­ет­ся и мир вокруг ста­но­вит­ся абсо­лют­но испор­чен­ным (да и наше соб­ствен­ное состо­я­ние, под­час, остав­ля­ет желать луч­ше­го), но и доб­ро мож­но и нуж­но соби­рать по кап­ле, гля­дишь, оно смо­жет бро­сить вызов злу. Для того и суще­ству­ет Цер­ковь и суще­ству­ем мы как ее чле­ны. Подви­ги – хоро­шее дело, но давай­те нач­нем хотя бы с это­го: «Вер­ный в малом и во мно­гом верен…» (Луки 16:10).

А это ли не подвиг в наше время? 

Андрей Рябен­ко