В творчестве Н. В. Гоголя внимательный взор может узреть учение о так называемых малых величинах зла. Вот что пишет по этому поводу Д. С. Мережковский: «Зло видимо всем в великих нарушениях нравственного закона, в редких и необычайных злодействах, в потрясающих развязках трагедий; Гоголь первый увидел невидимое и самое страшное, вечное зло не в трагедии, а в отсутствии всего трагического, не в силе, а в бессилии, не в безумных крайностях, а в слишком благоразумной середине, не в остроте и в глубине, а в тупости и плоскости, пошлости всех человеческих чувств и мыслей, не в самом великом, а в самом малом. Гоголь сделал для нравственных измерений то же, что Лейбниц для математики, — открыл как бы дифференциальное исчисление, бесконечно великое значение бесконечно малых величин добра и зла. Первый он понял, что чёрт и есть самое малое, которое лишь вследствие нашей собственной малости кажется великим, самое слабое, которое лишь вследствие нашей собственной слабости, кажется сильным». Д. С. Мережковский «Гоголь. Творчество, жизнь и религия».
Недаром у нас есть выражение: дьявол кроется в мелочах. Большое зло всегда хорошо видно, его не скроешь, оно буквально кричит о себе, по его поводу даже бессмысленно спорить, если мы, конечно, не находимся в обществе циничных мерзавцев. Черное есть черное, и если у нас всё в порядке со зрением и мы в здравом рассудке, то против этого глупо выступать. О чем-то мы даже говорим: «это за гранью добра и зла», настолько это, мол, очевидное зло. Мелкие недостатки, нестыковки, несоответствия не ужасают, все ведь ошибаемся. У нас есть отличный список смертных грехов, где все предельно понятно, вещи названы своими именами, вопрос только в том, какие могут быть приняты меры. Другой вопрос, что живем мы во времена не черно-белые, слишком много оттенков, полутонов, много напускается туману. Вот и приходится в мире сложных цветовых гамм каким-то образом ориентироваться.
Итак, дьявол прячется среди мелочей. Проведите исследование и вы придете к четкому выводу, что причиной большинства семейных ссор (которые нередко в наше время заканчиваются разводами) – не глобальные противоречия, не мировоззренческие несоответствия, а сущие мелочи. Мелкие, совершенно безобидные ошибки и недостатки, имеют свойство накапливаться и образовывать целые сугробы. Мелкий мусор очень трудно убирать, он нарастает медленно, но уверенно, а потом, пытаясь навести среди этой мелочи порядок, можно «выплеснуть с водой и ребенка». Все нужно делать своевременно, иначе может набраться критическая масса этого малого зла и тогда случается взрыв, как говорится: чаша терпения переполнилась. Малое зло – это бомба замедленного действия, горчичное зерно, которое может вырасти до гигантских размеров. И вот, мелкие пятна, досадные ошибки, грешки, начинают нагромождаться, соединяться с другими и, таким образом, заполняют собой все пространство. Смотришь, а мир уже погряз во зле. А ведь люди нас окружают, по большому счету, вовсе не плохие. Невозможно кого-то назвать сущностным негодяем. У всех есть положительные черты и положительного, как правило, больше отрицательного. Вот и возникает проблема фиксации зла, всё такое безобидное и невинное, не стоящее даже внимания.
Вот как легко было судить пойманную в прелюбодеянии женщину, тут-то судьи, да и выстроились в очередь. Это совершенно явный и бесспорный грех, который занимает твердое призовое место в перечне нарушений Закона. И тут-то Христос указывает людям на их мелкие грехи. Грех есть грех – мелкий он или крупный. Ну приврал, при случае… ну подумаешь, это ж так, для красного словца. Ну, косточки кое-кому перемыл… ну подумаешь, все так делают, мои небось, перемыты до зеркального блеска. Ну, взял мелочь, которая неправильно лежала… ну подумаешь, от этого никто не обеднеет, а я не разбогатею. Ну, сорвался на ком-то… ну подумаешь, все же люди, чай не роботы, все объяснимо: усталость, стресс и все такое… Ну, прошел мимо нуждающегося… да времени ведь нет, у меня важные дела, может даже духовных сфер касающиеся. Ну, не выполнил обещание… ничего страшного, выполню в другой раз. Ну, дал развитие грязной сплетни… извините! не я начал, я только пересказал (не без собственной интерпретации, конечно)…
Кстати, о сплетнях, вот что писал по этому поводу, вышеупомянутый Н. В. Гоголь: «Я совершенно убедился в том, что сплетня плетется чертом, а не человеком, — пишет Гоголь в частном письме по поводу частного дела. — Человек от праздности и сглупа брякнет слово без смысла, которого бы и не хотел сказать (не так ли именно Бобчинский и Добчинский брякнули слово „ревизор“?). Это слово пойдет гулять; по поводу его другой отпустит в праздности другое; и мало-помалу сплетется сама собою история, без ведома всех. Настоящего автора ее безумно и отыскивать, потому что его не отыщешь… Не обвиняйте никого… Помните, что все на свете обман, все кажется нам не тем, чем оно есть на самом деле… Трудно, трудно жить нам, забывающим всякую минуту, что будет наши действия ревизовать Тот, Кого ничем не подкупишь» (Н. В. Гоголь. Письмо к N. F. из Москвы от 6 декабря 1849).
Малое зло усыпляет бдительность, притупляет внимание, вселяет чувство удовлетворенности и благоустроенности: все, мол, под контролем, ничего критического не происходит. Нет совершенно никаких оснований бить тревогу. Мы такие хорошие, что не в чем перед Богом даже каяться. Именно поэтому, падшим грешникам намного проще осознать свою нужду в Боге, чем интеллигентным и порядочным людям. А мы ведь именно таковы. Не так ли?
Итак, есть малое зло, а есть малое добро, которое мы тоже склонны не замечать. Вот героические подвиги хорошо видны, благотворительные акции, публичные мероприятия по благовестию, а маленькие добрые поступки остаются незамеченными. И нам самим начинает казаться, что эти поступки настолько ничтожны, что нет смысла их и делать. Малое добро – это учтивость, приветливость, вежливость, улыбчивость, это желание помочь ближнему, пусть в самой незначительной мелочи. Это позитивное отношение к миру, здравый оптимизм – то, чего сегодня так катастрофически не хватает. Может, нас смущает отсутствие благодарности? Так не ради нее же стараемся: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Галатам 6:9).
Зло по капле собирается и мир вокруг становится абсолютно испорченным (да и наше собственное состояние, подчас, оставляет желать лучшего), но и добро можно и нужно собирать по капле, глядишь, оно сможет бросить вызов злу. Для того и существует Церковь и существуем мы как ее члены. Подвиги – хорошее дело, но давайте начнем хотя бы с этого: «Верный в малом и во многом верен…» (Луки 16:10).
А это ли не подвиг в наше время?
Андрей Рябенко