Дости­гай­те любви!

Доро­гие сест­ры! Сер­деч­но поздрав­ляю вас с празд­ни­ком! Жена была созда­на Твор­цом для того, что­бы быть помощ­ни­цей для мужа. Свя­щен­ное Писа­ние гово­рит о том, что цена доб­ро­де­тель­ной жены “выше жем­чу­гов”, пото­му что невоз­мож­но даже за самый доро­гой жем­чуг купить уют, сер­деч­ную теп­ло­ту, любовь, – все то, что мы так ценим в семье и доме. Так что дости­гай­те любви!

Обра­тим­ся к тек­сту Свя­щен­но­го Писа­ния, кото­рый стал темой для молит­вы на этой неде­ле: 1 Посла­ние к Корин­фя­нам Свя­то­го Апо­сто­ла Пав­ла, 13–14 глава:

«А теперь пре­бы­ва­ют сии три: вера, надеж­да, любовь, но любовь из них боль­ше. Дости­гай­те любви».

Каза­лось бы, для чего апо­сто­лу напо­ми­нать хри­сти­а­нам о люб­ви? Если и есть какое место в этом «раз­вра­щен­ном и строп­ти­вом» мире, испол­нен­ное люб­ви, и не про­сто, а люб­ви от Бога, то это Его Свя­тая Цер­ковь. И эта Свя­тая Цер­ковь, кото­рая есть бра­тья и сест­ры, явля­ет­ся един­ствен­ной «тер­ри­то­ри­ей» цар­ства Божьей люб­ви на зем­ле. Зачем же апо­стол этим свя­тым людям – и нам с вами – сове­ту­ет: “Дости­гай­те люб­ви!”? Каж­до­му бра­ту, каж­дой сест­ре зву­чит сей­час: “Дости­гай люб­ви!” И мы с вами в этом сего­дня нуж­да­ем­ся, нуж­да­ем­ся в Люб­ви и в том, что­бы она ста­ла доступ­ной для нас.

Я думаю, что каж­до­му из нас зна­ко­ма кар­ти­на: лет­ней ночью на свет элек­три­че­ско­го фона­ря сле­та­ют­ся сот­ни мотыль­ков. Вы зна­е­те, что их так вле­чет к это­му све­ту? Они пыта­ют­ся спа­стись от ноч­но­го мра­ка и холо­да. Пред­ставь­те, что зимой, в лютый мороз вам при­дет­ся нахо­дить­ся в неотап­ли­ва­е­мом поме­ще­нии. И вот вам при­хо­дят и сооб­ща­ют, что в несколь­ких шагах от вас есть дру­гое зда­ние, в кото­ром теп­ло и уют­но. Что вы сде­ла­е­те? Куда поспе­ши­те? Конеч­но же, туда, где есть свет и теп­ло­та. Тоже самое вле­чет нас к Люб­ви, нас вле­чет ее Свет и Теп­ло­та. Но достичь это­го источ­ни­ка в ноч­ной тем­но­те зна­чит не толь­ко доле­теть до него, это зна­чит слить­ся с ним и начать излу­чать свет и теп­ло для дру­гих. Достичь Люб­ви это не зна­чит толь­ко полу­чить позна­ние о ней, не зна­чит толь­ко полу­чить ком­форт от при­сут­ствия рядом с ней, это зна­чит стать источ­ни­ком насто­я­щей Люб­ви для других.

Обра­тим­ся к дру­го­му отрыв­ку Писа­ния: Еван­ге­лие от Иоан­на, 15 гла­ва, 9–17:

Как воз­лю­бил Меня Отец, и Я воз­лю­бил вас; пре­будь­те в люб­ви Моей…

Посмот­ри­те, какое ука­за­ние дает нам Гос­подь: «пре­будь­те в люб­ви». Это уже не совет апо­сто­ла, это запо­ведь Хри­ста, Его пове­ле­ние. Поче­му женам все­гда нра­вит­ся, когда муж гово­рит: «Я люб­лю тебя…»? Прав­да, неко­то­рые мужья дума­ют, что, если они ска­за­ли это сво­ей жене одна­жды в день сва­дьбы, то это­го доста­точ­но… Если жена посто­ян­но спра­ши­ва­ет вас о том, люби­те ли вы ее, это зна­чит, что она вашей люб­ви не заме­ча­ет. Навер­ное, надо что-то поме­нять в жиз­ни… пото­му что, если люди любят друг дру­га, то им не нуж­но твер­дить непре­стан­но: «я тебя люб­лю, я люб­лю тебя, люб­лю, люб­лю», пото­му что сама жизнь и отно­ше­ния пока­зы­ва­ют, что меж­ду ними есть Любовь.

И Любовь есть запо­ведь Хри­ста, и по-дру­го­му быть не может. Мы не поз­во­ля­ем себе пре­не­бречь запо­ве­дью: «не кра­ди». Но это один и тот же Бог ска­зал: «не кра­ди» и «пре­бы­вай­те в люб­ви». Зна­чит, нет раз­ни­цы в том, какую запо­ведь нару­шать? Если для вас воров­ство – грех, то нелю­бовь долж­на быть гре­хом еще более страш­ным, тем боль­ше, чем боль­ше эта запо­ведь над все­ми осталь­ны­ми. Я наде­юсь, что все вы пони­ма­е­те, какая это важ­ная запо­ведь? Понимаете?

Тогда поче­му нам сего­дня в церк­ви при­хо­дит­ся гово­рить об этом? Обра­ти­те осо­бое вни­ма­ние на 14 стих той же гла­вы Еван­ге­лия от Иоанна:

«Вы — дру­зья Мои, если испол­ня­е­те то, что Я запо­ве­дую вам».

Сло­во «дру­зья» доволь­но часто встре­ча­ет­ся в Новом Заве­те, кото­рый, как я думаю, все вы зна­е­те, был напи­сан на гре­че­ском язы­ке. И то, что у нас в рус­ском тек­сте часто пере­во­дит­ся сло­вом «друг», в гре­че­ском язы­ке име­ло под­час раз­лич­ные оттен­ки лек­си­че­ско­го зна­че­ния. Напри­мер, в дан­ном отрыв­ке мы встре­ча­ем сло­во «филус», одно­ко­рен­ное «филио», что зна­чит «любовь». То есть, дру­ги­ми сло­ва­ми, Иисус гово­рит уче­ни­кам, что они — дру­зья люб­ви, те дру­зья, кото­рых Он любит.

В дру­гом месте Свя­щен­но­го Писа­ния (Еван­ге­лие от Мат­фея, 26 гла­ва 50 стих) Иисус ска­зал Иуде:

«Иисус же ска­зал ему: друг, для чего ты при­шел? тогда подо­шли и воз­ло­жи­ли руки на Иису­са, и взя­ли Его»

«Друг! Для чего ты при­шел?» Здесь уже дру­гое гре­че­ское сло­во, «итай­ро», кото­рое пере­во­дит­ся точ­нее «това­рищ, при­я­тель». Гос­подь гово­рит Иуде: «Това­рищ, а зачем ты сюда при­шел?» Пото­му что этот «друг» при­шел для пре­да­тель­ства, в этом дру­ге не было Любви.

Раз уж речь зашла о гре­че­ском язы­ке, хочет­ся ска­зать, что поня­тие «люб­ви» тоже обо­зна­ча­лось не одним сло­вом. Про любовь «филио» — дру­же­скую любовь мы с вами уже пого­во­ри­ли. А вот в Пер­вом посла­нии Свя­то­го Апо­сто­ла Пет­ра во 2 гла­ве, 17 сти­хе сказано:

«Всех почи­тай­те, брат­ство люби­те, Бога бой­тесь, царя чтите».

«Бра­тьев люби­те». В этом месте гре­че­ско­го тек­ста зву­чит совсем дру­гое сло­во — «ага­пе» — выс­шая, хри­сти­ан­ская Любовь. Види­те, какая разница?

Князь Тру­бец­кой, бого­слов, исто­рик, писа­тель, как-то ска­зал: «Чело­век жерт­ву­ет собой толь­ко тогда, когда он верит, что есть что-то вели­кое, неуми­ра­ю­щее, нечто, что его пере­жи­вет». Дру­ги­ми сло­ва­ми, когда он верит, что есть Веч­ный Бог. Вера в Бога поз­во­ля­ет чело­ве­ку научить­ся жерт­во­вать собой ради дру­гих, вера в Жерт­ву Иису­са Хри­ста дает нам воз­мож­ность быть похо­жим на Него. И зна­е­те что? Если вы смо­же­те когда-нибудь достичь тако­го само­по­жерт­во­ва­ния, счи­тай­те, что вы смог­ли достичь той самой Люб­ви, пото­му что так гово­рит Гос­подь: «Нет боль­шей люб­ви, чем та, если кто поло­жит душу свою за дру­зей своих».

Дру­гой заме­ча­тель­ный писа­тель, Ф.М. Досто­ев­ский, уста­ми одно­го из геро­ев в романе «Бра­тья Кара­ма­зо­вы» ска­зал о люб­ви так: «Бра­тья, любовь — учи­тель­ни­ца, но нуж­но уметь ее при­об­ре­сти, ибо она труд­но при­об­ре­та­ет­ся, доро­го поку­па­ет­ся, дол­гой рабо­той и через дол­гий срок, ибо не на мгно­ве­ние лишь слу­чай­ное надо любить, а на весь срок. А слу­чай­но-то и всяк полю­бить может, и зло­дей полюбит».

Бра­тья и сест­ры! Да бла­го­сло­вит нас Гос­подь и научит любить не слу­чай­но, любить на дол­гий срок, что­бы нам услы­шать от Него Само­го, что мы — Его дру­зья. И я вам всем искрен­но желаю, что­бы Он назвал вас дру­гом не так, как Он назвал Иуду, а что­бы Он назы­вал вас, имен­но Вас, сего­дня: «любя­щие друзья»!

Аминь!