При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать Деян.2:1–4).
Книга Деяний Апостолов излагает историческое повествование о раннем этапе жизни Церкви. В ней повествуется о распространении Евангелия от Иерусалима до Рима, прежде всего, через служение Петра и Павла. В ней записана первая апостольская проповедь (2:14–40), первое апостольское чудо исцеления (3:1–11), первый пример гонения (4:13), первая защита Евангелия (4:5–12), первое Божественное наказание (5:1–11), назначение первых диаконов (6:1–7), первая мученическая смерть (7:54–60), первое миссионерское путешествие (13:1–14:28) и первый церковный Совет (15:1–35). Эта книга имеет прогрессивный и переходный характер в том, что Божье дело искупления оставляет ветхую диспенсацию Закона, переходит к ранней фазе жизни Церкви и продвигается к ее более поздней, более зрелой стадии. Хотя эта книга известна как Деяния Апостолов, многие считают, что лучшее название было бы «Деяния Святого Духа». Это потому, что в Деяниях Святой Дух упомянут приблизительно шестьдесят раз, больше чем Он упомянут во всех четырех Евангелиях вместе взятых. Таким образом, Святой Дух играл значительную роль в деятельности ранней христианской Церкви. Он исполнял людей, совершал водительство, поручал труд, вдохновил написание Священного Писания, участвовал в принятии решений и пребывал в верующих. В книге Деяний Апостолов записаны пять уникальных случаев принятия Святого Духа. В четырех из них участвуют группы людей, а в одном — отдельная личность. По крайней мере, три из них сопровождались говорением на языках.
ПРИНЯТИЕ СВЯТОГО ДУХА АПОСТОЛАМИ
Предпосылки
Первое необычное принятие Святого Духа произошло в День Пятидесятницы (Деян. 2:1). День Пятидесятницы получил это название, потому что праздновался в пятидесятый день после принесения первого собранного снопа от урожая ячменя. Это был пятидесятый день от первого воскресенья после Пасхи (Лев. 23:15). Он был также известен как Праздник Седьмиц (Исх. 34:22; Втор. 16:10). Его также называли «праздником первых плодов», потому что это был день, когда Богу приносились начатки урожая пшеницы (Исх. 23:16; 34:22; Числ. 28:26). Этот конкретный День Пятидесятницы был особенным, потому что был пятидесятым днем после распятия и воскресения Христа. Он также был через десять дней после Его вознесения в небо. Местом этого необычного принятия Духа был город Иерусалим. После того как Христос вознесся, Апостолы возвратились в Иерусалим (Лук. 24:52; Деян.1:12), где Христос велел им оставаться, пока Он не пошлет им Духа (Лук. 24:49). Они повиновались Его повелению. Когда на них сошел Дух Божий, Петр сказал проповедь евреям, съехавшимся в Иерусалим из многих частей Римской империи (Деян. 2:5). Апостолы «были единодушно вместе» (2:1). Это место далее упоминается как «весь дом, где они находились» (2:2). Какой это был дом? Возможно, это был храм. В Ветхом Завете храм называли домом (Ис. 6:4), и Стефан называл храм домом (Деян. 7:47). В десятидневный период перед Днем Пятидесятницы Апостолы «пребывали… в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лук. 24:53). В этот особый день праздника было бы логично найти Апостолов в храме. Так как толпа из более чем трех тысяч людей слышала проповедь Петра, то люди, вероятно, были собраны во внутреннем дворе храма и вокруг него. Трудно вообразить, чтобы такая большая толпа собралась в частном доме или даже на узкой улочке и во внутреннем дворе за домом.
Получатели
Кто получил Святого Духа таким необычным способом в День Пятидесятницы? К кому относятся личные местоимения «они» и «им» (Деян. 2:1–4, 6)? Генри Алфорд полагал, что этой группой были «верующие в Христа, которые затем собрались в Иерусалиме во время праздника». Группа состояла из двенадцати Апостолов, 120 учеников (1:15) и многих других. Большинство толкователей определяют эту группу, как 120 учеников, включая двенадцать Апостолов (1:15). Эта группа включала и мужчин, и женщин (1:12–14). Сторонники этой точки зрения утверждают что выбор Матфия этими 120 учениками записан непосредственно перед описанием событий Пятидесятницы (1:15–26; 2:1). По их мнению, грамматически местоимения «они» и «им» должны указывать на 120 учеников. Таким образом, эти 120 были исполнены Духом и говорили на языках, и на каждом из 120 явились языки огненные. Однако несколько факторов указывают на то, что в тот первый день таким необычным способом получили Святого Духа только двенадцать Апостолов. Во-первых, ближайшие лица, на которых указывает местоимение «они» в 2:1, — это одиннадцать Апостолов плюс Матфий (1:26). Во-вторых, хотя 120 учеников упомянуты в непосредственном контексте (1:12–26), нужно помнить, что между избранием Матфия и Днем Пятидесятницы прошло десять дней. Также не стоит предполагать, что в течение этого десятидневного интервала двенадцать Апостолов все свое время проводили с 120 учениками. В‑третьих, Христос дал обетование Духа только Апостолам. Говоря только с ними, Он сказал: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силой свыше» (Лук. 24:49). Когда Христос возвестил, что крещение Святым Духом произойдет скоро, Он говорил только с Апостолами (Деян. 1:1–7). В‑четвертых, когда слушатели слышали говорение на языках, они спросили с изумлением: «Эти говорящие — не все ли галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились?» (2:7–8). Когда Иисус возносился в небо, два ангела, обращаясь к Апостолам, назвали их: «Мужи галилейские» (1:11). Когда Петр трижды отрекся от Господа, один обвинитель сказал ему: «Ибо ты галилеянин, и наречие твое сходно» (Марк. 14:70). Апостолы явно были галилеянами, но сомнительно, чтобы таковыми были все 120 учеников. В‑пятых, нет никакого упоминания о 120 учениках в связи с событиями, которые произошли в День Пятидесятницы. Когда над говорящими на языках насмехались за то, что они якобы были пьяными, Петр встал с одиннадцатью Апостолами и опроверг своих критиков (Деян. 2:14). Когда те, кто слышал его проповедь, были обличены в своих грехах, они сказали Петру: «Что нам делать, мужи братья?» (2:37)
Особенности
Сошествие Святого Духа было удостоверено тремя впечатляющими явлениями. Первым был «шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян. 2:2). Апостолы в буквальном смысле находились в «ветре», то есть, они были полностью в него погружены. Апостолы слышали звук и чувствовали ветер. Вторым явлением были «разделяющиеся языки, как бы огненные»Â (2:3). Очевидно, один огненный язык разделился на двенадцать меньших. Апостолы засвидетельствовали это чудо. Это не был фактический огонь, поэтому никто не почувствовал никакого жара, и никто не ожегся. Это, несомненно, означало разделение одного родного языка в множество языков и диалектов, на которых они впоследствии говорили. Третьим явлением было то, что Апостолы «начали говорить на иных языках, как Дух давал им вещать» (2:4). Апостолы говорили на иностранных языках и диалектах, на которых они прежде никогда не говорили. Каждый говорил, и каждый слышал, как говорили другие. Большая толпа набожных евреев и прозелитов-язычников также слышала говорение на языках (2:5–11).
Значение
Во-первых, это произошло с Апостолами после обращения. Они явно были спасенными людьми до того, как произошли события Пятидесятницы (Матф. 16:16–17; Иоан. 1:41–49; 6:68–69). Иисус провозгласил их духовно чистыми (13:10; 15:3); Он сказал, что они принадлежат Ему и Отцу (17:10); ранее Он давал им временное служение Духа (20:22); и Он дал им повеление проповедовать (Деян. 1:8). Во-вторых, Апостолы не искали этого необычного опыта. Они не молились, чтобы они или другие получили его. Фактически, в Библии нигде не упоминается, что они молились в то время, когда сошел Дух. Они были вместе, но это не означает, что в этот момент проходило молитвенное собрание. Они просто ждали в Иерусалиме Христа, чтобы Он совершил то, что обещал. В‑третьих, Апостолы не ожидали, чтобы другие имели тот же самый опыт, который имели они. Они никогда никого не учили, что эти три явления будут сопровождать приход Святого Духа в жизнь обращенных. Апостолы также не учили, что верующие получат Духа, как особое событие после обращения. Когда три тысячи человек радостно приняли истину проповеди Петра, покаялись и уверовали в Иисуса Христа, они тотчас получили дар Святого Духа (2:36–41). Образец получения Святого Духа для верующих в век Церкви виден в опыте трех тысяч обращенных, а не Апостолов. В‑четвертых, явления, возвестившие о сошествии Святого Духа, стали свидетельством для множества евреев, что Иисус, Которого они распяли, воскрес из мертвых, возвысился одесную Отца и излил Духа (2:22–36). Таким образом, они видели, что Иисус — это божественно-человеческий Мессия, единственный, Кто мог спасти Израиль от его грехов. Эти явления удостоверяли подлинность исполнения пророчества.
ПРИНЯТИЕ СВЯТОГО ДУХА САМАРЯНАМИ
Предпосылки
После мученической смерти Стефана в Иерусалиме возникло большое гонение против церкви (Деян. 8:1). Верующие были рассеяны по Иудее и Самарии. Филипп, диакон, который был исполнен веры и Святого Духа, ушел в город Самарию и проповедовал Христа (6:5; 8:5). Он также совершал чудеса исцеления и изгнания бесов. Самаряне были заинтригованы его служением, и многие радовались результатам чудес, которые он совершал.
Получатели
Многие самаряне откликнулись на Евангелие. Лука написал: «Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царстве Божьем и об имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины, и женщины» (Деян. 8:12). Они обратились к Богу, но в этом пункте нет никакого упоминания об отношении Святого Духа к их жизни. Кто такие были самаряне? Они были смешанной расой (4 Цар. 17:24; Езд. 4:2). Когда ассирийцы завоевали Израиль, Северное царство (722 г. до Р.Х), они увели многих израильтян из их земли и стали заселять этот регион языческими народами, которых они везде завоевывали (4 Цар. 17:24). Впоследствии эти переселенные язычники вступали в смешанные браки с евреями, остававшимися в земле. Их потомки стали самарянами, наполовину евреями и наполовину язычниками. Самаряне исповедовали другую религию, отличавшуюся от религии евреев в южной области, Иудее (4 Цар. 17:27; Иоан. 4:20–22). Эти два факта — смешение рас и религиозное соперничество — вызвали в первом столетии большое разделение и сильную ненависть между евреями и самарянами (Езд. 4; Лук. 9:52–53; Иоан. 4:9).
Особенности
Апостолы в Иерусалиме, услышав об успешном служении Филиппа, послали в Самарию Петра и Иоанна (Деян. 8:14). Когда этих два Апостола прибыли, они помолились о новообращенных самарянах, «чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» (8:15–16). Таким образом, самаряне уверовали и были крещены в воде, но не имели обитающего присутствия Святого Духа. «Тогда [Апостолы] возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (8:17). Верующие самаряне, таким образом, получили Духа в этом опыте после обращения. Когда самаряне получили Духа, не последовало никаких внешних видимых явлений. Нет никакого упоминания о звуке, подобном мчащемуся ветру, и не было разделяющихся языков, как бы огненных (2:2–3). Хотя говорение на языках явно не упоминается, многие толкователи полагают, что это явление тогда произошло. Эта точка зрения основывается на реакции Симона на служение Апостолов: «Симон же, увидев, что через возложение рук апостольских дается Дух Святой, принес им деньги, говоря: «Дайте и мне власть эту, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» (8:18–19). Что видел Симон? Пятидесятнические богословы считают, что Симон видел, как новообращенные говорили на языках. Карл Брамбек, богослов Ассамблей Божьих, признал, что эта позиция опирается на свидетельство обстоятельств, но добавил: «Со всей очевидностью, наиболее убедительными доказательствами располагают, конечно, те, кто утверждает, что в этом случае говорение на языках не присутствовало». Библия указывает, что, когда Духа получили верующие самаряне, говорения на языках не было. Во-первых, об этом явлении нет упоминания. Данный факт приобретает важность, потому что Лука записал, что говорение на языках произошло, когда уверовал Корнилий и когда ученики Иоанна Крестителя пришли к новому пониманию Божьей программы (10:4–8; 19:1–7). Если бы Лука хотел представить образец получения Святого Духа, сопровождаемого говорением на языках, он не опустил бы этот факт здесь, если бы это было на самом деле. Во-вторых, использование глагольной формы «увидев» не приводит к выводу. Явление говорения на языках больше обращено к восприятию слухом, чем зрением. В День Пятидесятницы наблюдатели видели и слышали эти явления (2:33). В‑третьих, Симон видел, что Апостолы возлагали руки на обращенных, и пожелал иметь эту способность. Фактически, самые убедительные доказательства имеют те, кто говорит, что говорения на языках не было в 8‑й главе Деяний, потому что о нем конкретно не упоминается.
Значение
Необычное получение Святого Духа самарянами не дает всем будущим верующим образец для следования. Фактически, было бы невозможно повторить их ситуацию. В Иерусалиме нет Апостолов, которые могли бы прийти в наши города и возложить на нас руки. Также и обращенные не искали какого-то опыта после обращения. Они не молились о себе. Филипп, который их евангелизировал, не молился о них. Скорее, Петр и Иоанн, уполномоченные апостольской властью, были теми, кто молился, чтобы они получили Святого Духа. Задержка в принятии Святого Духа обращенными самарянами была для них знаком, что они должны были находиться под духовной властью Апостолов. Нужно было устранить соперничество и разделение между евреями и самарянами. Апостолы ранее возложили руки на Филиппа, и он признал их власть над ним (Деян. 6:1–6). Теперь самаряне, хотя они были спасены через служение Филиппа, должны были подчиниться Апостолам, которые были евреями.
Р.Б. Дехтяренко, д‑р Богословия